П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"

АВИАЦИОННЫЕ ПУЛЕМЕТЫ

Пулемет Colt на самолете Вуазен; JPG SIZE=50455 b

Авиационные пулеметы. В начале войны в России были вооружены только тяжелые четырехмоторные самолеты типа "Илья Муромец". На них устанавливались вначале пулеметы типа "Максим", затем "Люис" калибром 7,62 мм, имевшие скорострельность около 400 выстрелов в минуту. На верху фюзеляжа, между плоскостями, располагались два пулемета, стрелявшие вперед, в боковых окнах - по одному пулемету, которые стреляли в стороны под углом около 60°. Один пулемет помещался в нижнем люке стрелка и, наконец, на хвосте самолета устанавливалась задняя пулеметная точка, которую летчики называли "вороньим гнездом", прикрывавшая хвост "Муромца". В то время не было другого самолета, обладавшего такой огневой защитой. Начальник штаба 1-й армии доносил 5 марта 1915 г. начальнику штаба Северо-Западного фронта: "Взятые у Прасныша немецкие летчики показали, что им известно о существовании у нас больших боевых аппаратов и что в Германии сильно ощущается недостаток такого типа аппаратов. С тех пор, как на аэродроме в Яблонне установлено дежурство одного из аппаратов "Илья Муромец", германские аэропланы не смеют появляться в районе аэродрома" 1.
Из легких самолетов наиболее приспособленными для вооружения были бипланы типа "Фарман" и "Вуазен". На них на шкворневой установке помещались пулеметы системы Люиса, позволявшие вести огонь и по наземным целям 2. Русские летчики на самолетах этого типа одержали немало побед над немецкими разведчиками. Но эти машины были тихоходны, обладали слабой маневренностью и при наличии пулемета, стреляющего только вперед, и толкающего винта имели беззащитное и наиболее уязвимое место - хвост самолета. Кроме того, число этих самолетов было невелико, многие отряды их вовсе не имели. Когда в начале 1915 г. ГВТУ попросило начальников авиаотрядов указать "случаи и результаты применения на некоторых аэропланах пулеметов и маузеров", то один из командиров авиационного отряда ответил: "Пулеметы на войне не применялись (хотя были установлены) ввиду невозможности занять выгодное маневренное положение (на "Фармане"). Маузеры не применялись (выбрасывание гильз не дает уверенности при ветре сзади), желательно нечто вроде ружья Люиса" 3.
Конструкторы всех стран работали над созданием самолета, наиболее отвечающего требованиям воздушного боя. Одной из первых таких машин был поступивший на вооружение русской армии специальный самолет-разведчик, называемый "Спад с кабиной". Этот биплан с тянущим винтом, двигателем "Рон" мощностью 80 л. с. обладал скоростью 135 км/ч и хорошим обзором. Его отличительной особенностью было наличие специальной кабины, укрепленной на специальных кронштейнах из выгнутых стальных труб перед винтом самолета. В кабине устанавливался пулемет системы Кольта и располагался стрелок-наблюдатель. Таким образом, винт находился между летчиком и наблюдателем,
Французам удалось в 1916 г. установить на самолетах "Вуазен" даже 37-миллиметровые пушки Гочкиса, стрелявшие картечью. непосредственно за спиной последнего. В случае капотирования при посадке наблюдатель был обречен на гибель. Известен случай, когда под винт втянуло шарф наблюдателя и он погиб от удушья. Кроме того. такой самолет имел те же отрицательные стороны - незащищенный хвост и слабую маневренность.
Русские летчики стремились приспособить для целей истребителя быстроходные одноместные самолеты "Ньюпор" и "Моран".
В конце 1916 г. на Русско-Балтийском вагонном заводе были построены первые истребители конструкции И. И. Сикорского, предназначенные для сопровождения "Муромцев" х. Они имели на вооружении синхронный пулемет, показывали скорость у земли 160 км/ч. Но их количество было ничтожно, и они не смогли оказать существенного влияния на перевооружение истребительных отрядов.
Суровая фронтовая действительность заставила практиков летного дела искать способы вооружения самолета, не дожидаясь реализации специальных изобретений. Еще до войны, в 1913 г., военный летчик поручик В. Р. Поплавко установил на верхнем крыле самолета "Ньюпор" пулемет системы "Виккерса" и успешно опробовал его на Ходынском аэродроме в Москве. Весной 1914 г. А. Габер-Влынский испытывал самолет "Фарман-16" с бронированной кабиной и пулеметом "Максим". В авиаотрядах имелись ружья-пулеметы на 25 патронов, но летчики неохотно брали их в полет, предпочитая личное оружие.
В конце 1915 г. командир 11-го корпусного авиационного отряда штабс-капитан Яблонский сконструировал специальный станок для самолета, который должен был "винтовку обратить в пулемет". Яблонский просил прикомандировать к отряду трех специалистов: В. А. Слесарева, известного своими работами в аэродинамической лаборатории профессора К. Н. Боклевского, и двух механиков. С их помощью он намеревался снабдить летчиков своего отряда авиационным оружием. Однако просьба изобретателя сталась без ответа.
Нередко пулеметы устанавливались на самолеты по инициативе самих летчиков. Так, 19 февраля 1916 г. штаб 4-й армии сообщал в Авиаканц, что в гренадерском авиационном отряде произведен удачный опыт - установка пулемета системы Кольта на аппарате "Альбатрос". Начальник авиаотряда считал возможным установить пулеметы "Кольт" и на аппаратах других частей. Генерал-квартирмейстер 4-й армии писал в Ставку: "Не будет ли признано возможным исходатайствовать выдачу пулеметов "Кольт" на вооружение наших самолетов до наступления военной кампании - это, несомненно, принесло бы большую пользу авиационному делу, тем более, что аэропланы противника также вооружены пулеметами". Наиболее подходящими для самолетов являлись пулеметы "Виккерс", но их количество в авиаотрядах было ничтожным. По легкости установки и массе удовлетворяли пулеметы "Люис". Но для одноместных истребителей они не годились из-за сложной перемены магазина. Их ставили на самолетах "Вуазен". Эта машина имела на вооружении один пулемет типа "Люис" со съемными обоймами и кожухом для воздушного охлаждения. Запас боеприпасов составлял 10 тарелочных обойм по 48 патронов в каждой. Пулемет устанавливался на кронштейне наверху гондолы самолета и позволял стрелять только вперед. Стрельбу из пулемета вел летчик-наблюдатель. Пулеметы этой конструкции, по отзывам летчиков, работали неплохо, а возникавшие в стрельбе задержки довольно быстро устранялись.
Использовались пулеметы "Максим", причем для облегчения у них срезали половину кожуха, но их тоже не хватало. С начала войны до марта 1916 г. авиационные отряды получили только 100 пулеметов, тогда как к этому времени на вооружении в действующей армии состояло около 200 самолетов, пригодных для истребительных целей.
Под давлением фронта ГВТУ 3 марта 1916 г. запросило у Главного артиллерийского управления еще 100 пулеметов "Максим" или других систем, изготовляемых на наших заводах. После длительной переписки между двумя управлениями наконец последовало решение отпустить с Тульского оружейного завода 104 пулемета "Максим". Основная часть - 60 пулеметов - была оставлена в Петрограде в распоряжение подполковника Вегенера, 22 отправлены в киевский авиапарк, остальные - другим авиапаркам. Пулемет весил около 21 кг и был чрезмерно громоздким. Несмотря на это пулеметы устанавливали на самолеты, и русские летчики сумели с их помощью одержать немало славных побед.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz