П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"
РАЗРАБОТКА "МАШУЩЕГО ПОЛЕТА"
В период войны отдельные изобретатели пытались обосновать применение принципа гребных лопастей в качестве движущей силы для летательных аппаратов. С предложением осуществить "гребное колесо" обратился в военное ведомство А. К. Медведев. Его колесо состояло из стальной коробки с четырьмя прикрепленными к ней лопастями. Коробка получала вращательное движение от двигателя и колебательное движение - от воздушного насоса. Перемена хода оси совершалась на 1/8 хода коробки, и 3/8 хода ось должна была находиться в покое, лишь вращаясь вместе с коробкой 3. Такое гребное колесо, по мысли изобретателя, должно было заменить действие пропеллера. Отдел изобретений Военно-промышленного комитета, рассмотрев этот проект, признал его "малопрактичным" и сообщил Медведеву, что не предполагает воспользоваться его предложением 1.
В самом начале войны учитель Успенской школы Конотопа Черниговской губернии Г. Сердюк представил военному ведомству модель небольшого орнитоптера. Над проектом крыльев изобретатель работал два года "и, устроив таковые, три года проверял возможность летания на них". В архиве сохранилось письмо изобретателя командиру 3-й авиационной роты в городе Киеве, написанное 24 ноября 1914 г. По совету командира этой роты, изобретатель направил проект своего аппарата великому князю Александру Михайловичу. В описательной части проекта сказано:
"Моя машина основывается на принципе ударов крыльями о воздух". Число крыльев проектировалось не менее четырех. Для движения вперед аппарат'имел обычный воздушный винт. Таким образом, по идее это был самолет, имевший для вертикального взлета и посадки орнитоптерные машущие крылья. Сердюк писал: "Проект на постройку машины я отдал бы и до окончания войны, мне не нужно ни копейки ... только эта ужасная война заставила меня метаться, писать, обращаться с просьбами и делать, может быть, глупости" 2. Проект изобретателя оставили без внимания.
Один из изобретателей, сохранивший свое имя в секрете, представил военному ведомству подробно разработанный проект орнитоптера. Его отличительной особенностью было устройство "для всякой летающей машины крыльев с открывающимися и закрывающимися пластинками" 3. Эти пластинки открывались благодаря действию специальных пружин, когда крыло двигалось вниз, и затем давлением воздуха плотно прижимались к сетке крыла в момент удара о воздух. Крылья поднимались и опускались с помощью коленчатых валов, вращаемых двигателем. "Вперед машина движется с помощью таких же винтов, какими снабжены современные аэропланы". К проекту были приложены подробные чертежи аппарата. Изобретатель писал великому князю Александру Михайловичу: "Во имя блага и счастливого будущего своей родины я покорнейше прошу ваше императорское высочество сделать распоряжение о производстве опытов с моей машиной, чтобы убедиться в доказываемых мною данных и, если таковые окажутся удовлетворительными, применять мое изобретение в войне". Военное ведомство отказало изобретателю в поддержке.
Орнитоптер А. Г. Михайлова.
Единственным проектом орнитоптера, который получил во время войны поддержку со стороны УВВФ, был аппарат А. Г. Михайлова. В конце 1916 г. Михайлов обратился к начальнику ГВТУ с просьбой оказать ему поддержку в осуществлении постройки изобретенного им аппарата. Для рассмотрения проекта была создана комиссия, в состав которой вошли постоянные члены Технического комитета УВВФ профессо-ры Г. А. Ботезат и А. А. Лебедев. Изобретатель представил комиссии чертежи и описание, из которых следовало, что он предлагает аппарат типа орнитоптера. Гребные колеса выполнялись из стальной ленты, к которой приклепывались угольники. Последние с помощью пневматических приспособлений могли изменять углы наклона. Гребные колеса аппарата приводились в движение бензиновым двигателем мощностью 100 л. с.
Комиссия, ознакомившись с проектом, высказала мнение, что "идея г-на Михайлова не может найти применение в практической авиации". В частности, профессор Ботезат указал, что аппарат "г-на Михайлова подобно геликоптерам является совершенно лишенным всякой устойчивости"1. Однако комиссия высказала мнение, что его постройка могла бы представить некоторый интерес, "ибо она дала бы практическую оценку определенному кругу идей, не применяемых ныне в авиации по теоретическим соображениям и на практике не испытанным".
Начальник УВВФ сделал по этому поводу представление в военный совет и ходатайствовал об отпуске 8 тыс. руб. для постройки модели. 18 марта 1917 г. военный совет положил отпустить эту сумму в распоряжение начальника управления "на постройку опытной модели летательного аппарата". Работа должна была производиться из материалов и на средства военного ведомства "под личным наблюдением изобретателя". Двигатель представлялся военным ведомством. В случае благоприятных результатов военное ведомство оговорило преимущественное право на постройку аппаратов системы Михайлова с уплатой ему 50 % с фабричной стоимости каждого созданного аппарата. Устанавливался десятимесячный срок постройки модели. А. Г. Михайлов согласился на поставленные условия и приступил к постройке аппарата своей системы, который строился на главном аэродроме УВВФ. Из документов видно, что к концу октября 1917 г. изобретателю удалось изготовить только отдельные детали аппарата. Большие трудности возникли при создании цилиндров и поршня компрессора. Специально назначенная комиссия нашла, что в "мастерских аэродрома выполняются лишь работы, имеющие характер подготовительных, заказанные же на заводе цилиндры и поршень относятся к работам исполнительным". В конце 1917 г. начальник главного аэродрома военный летчик полковник А. Н. Вегенер писал управляющему делами технического комитета УВВФ, что изобретатель не работает в мастерских аэродрома. Модель аппарата так и не была закончена, хотя на ее изготовление израсходовали свыше 6 тыс. руб. Это была единственная попытка военного ведомства во время войны построить на казенный счет модель орнитоптера.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI