П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"

В.А.СЛЕСАРЕВ "СВЯТОГОР"

В.А.СЛЕСАРЕВ

В. А. Слесарев, еще будучи студентом МВТУ, под руководством Н. Е. Жуковского участвовал в разработке "научно сконструированного русского аэроплана". Он принимал активное участие в научной и исследовательской работе и в оборудовании приборами аэродинамических лабораторий МВТУ и Петербургского политехнического института. Все это позволило в 1913 г. разработать проект громадного самолета, названного "Святогор". Площадь крыльев составляла 180 м2, размах верхнего крыла 36 м, длина самолета 21 м. Полетная масса 6500 кг, скорость полета 100 км/ч, запас горючего на 30 ч полета. Эти данные "Святогора" превосходили показатели самого большого самолета того времени "Ильи Муромца". Положительную оценку самолету дал Н. Е. Жуковский.
Проект был одобрен военным ведомством, и Слесарев приступил к постройке самолета на заводе Лебедева в Петрограде. К концу июля 1915 г. "Святогор" был собран и подготовлен к испытаниям. Форма крыльев, хорошо обтекаемые стойки, пустотелые и очень прочные балки из фанеры, отсутствие острых углов - все это свидетельствовало о большой исследовательской работе, предшествовавшей постройке. "Святогор" имел на носу фюзеляжа "пушечную палубу", на которой предусматривалась установка скорострельной пушки. Двигатели общей мощностью 600 л. с. располагались в фюзеляже, ближе к центру масс самолета. Передача на два толкающих винта диаметром 6 м была запроектирована карданной, но позже заменена тросовой. Колеса шасси имели большой диаметр (1,8м), но тонкую шину, задняя пара колес была несколько больше передней. По мысли конструктора, такие колеса должны были облегчить взлет тяжелой машины.
Машина Слесарева имела и недостатки, характерные для уровня авиационной техники того времени. Передача на винты была слишком сложной. Большая нагрузка на 1 л. с., доходившая до 10,8- 15 кг, предопределяла малую скороподъемность и незначительный потолок. Основная трудность для конструктора заключалась в двигателях. В условиях войны немецкие двигатели "Мерседес", под которые строился "Святогор", достать не удалось. Полученные французские двигатели "Рено" давали суммарную мощность лишь 440 л. с.

Самолет Святогор

В марте 1916 г. "Святогор" решили испытать в полете. Едва он пробежал 200 м по земле, как поломались некоторые детали в одном из двигателей и обнаружились неполадки в передаточном механизме. Доделка самолета в полукустарной мастерской завода затянулась, а затем об этом аппарате надолго забыли ...

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz