П.Д.Дузь "История воздухоплавания и авиации в России"
АВИАКОНСТРУКТОРЫ, ИЗОБРЕТАТЕЛИ, ИНЖЕНЕРЫ
Помимо дипломированных специалистов самолетостроения, было немало талантливых практиков. С. В. Ильюшин, впоследствии прославленный авиконструктор, еще в 1910 г. обслуживал самолеты, летавшие в период первой "авиационной недели" в Петрограде. В 1914 г. его призвали в армию, и с 1916 г. до конца войны он работал мотористом. В то же время С. В. Ильюшин окончил авиашколу при Всероссийском аэроклубе и получил звание пилота-авиатора. Однако серьезно заняться образованием и конструкторской работой, склонность к которой он проявил, не удалось.
В. Я. Климов, в дальнейшем также известный конструктор, окончив в 1917 г. Московское высшее техническое училище, уже имел опыт проектирования авиационных двигателей. Во время войны ему пришлось некоторое время работать конструктором-чертежником на заводе Дюфлона в Александровске. Здесь налаживалось производство авиадвигателей типа "Бенц" и "Мерседес". Оригинальный дипломный проект двигателя, разработанный В. Я. Климовым и получивший высокую оценку профессора Н. Р. Бриллинга, не открыл, однако, его автору дверей в авиационную промышленность. В. Я. Климов был направлен в пехотный запасный полк.
Несколько иначе сложилась судьба Н. Н. Поликарпова. Окончив в 1916 г. Петербургский политехнический институт и теоретические курсы авиации, он получил работу по специальности на заводе "Дукс", а затем на РБВЗ, где строились самолеты "Илья Муромец". Н. Н. Поликарпов вскоре стал заведовать производством. Он был первым русским авиационным инженером - организатором производства многомоторных самолетов.
Однако счастливцев, получивших возможность сразу работать по специальности, было в то время немного. Большинство из них разделило участь Б. Н. Юрьева - они были призваны в пехоту и другие неавиационные рода войск или подобно Я. М- Гаккелю стали работать в другой области промышленности.
В годы войны не прекращалась творческая деятельность русских конструкторов и изобретателей. Продолжалась, в частности, работа над проблемой многомоторных самолетов. Наиболее популярной была двухмоторная схема самолета. Аэродинамические и эксплуатационные преимущества этой схемы заставляли отечественных конструкторов упорно работать над ее осуществлением.
Изобретатель С. А. Ульянин разработал накануне войны Двухмоторный самолет типа "Утка" и пытался построить его в Петербурге. Самолет "Русский витязь" вначале строился также как двухмоторный. Не располагая достаточно мощными двигателями, изобретатель вынужден был перейти на четырехмоторную схему аэроплана. За время войны удалось построить в опытной мастерской РБВЗ четыре "двухвостки". На них стояли по два двигателя мощностью 300 л. с.
Интересные конструкции самолетов такого типа были разработаны и построены в России в годы первой мировой войны.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI