В.Н.Буров "Отечественное военное кораблестроение"

Малые охотники за подводными лодками MO-IV

Наиболее распространенными малыми охотниками за подводными лодками, входившими в состав Военно-Морского Флота, были сторожевые катера MO-IV, строившиеся в Ленинграде. Катера этого типа, но улучшенной модификации продолжали строить непосредственно накануне Великой Отечественной войны. Они принимались от промышленности как в состав Военно-Морского Флота, так и в состав Морской пограничной охраны Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД). Среди катеров пограничной охраны НКВД часть принадлежала к выпуску более ранних лет, в частности, были катера МО-П, снятые в свое время с производства. В незначительном количестве строились малые охотники и других модификаций. В общей сложности накануне войны было^пйс.тдо&но. около JinyxcoT катеров.;-малых охотников за подводньГми"лоДками.
Малые охотники типа MO-IV предназначались для несения дозора, поиска и уничтожения подводных лодок, охранения боевых кораблей, конвоирования транспортов и постановки минных заграждений. В ходе войны решаемые ими задачи значительно расширились. Они широко привлекались для участия в десантных операциях, постановки дымовых завес в целях прикрытия боевых кораблей, для ведения предупредительного и контрольного бомбометания, уничтожения плавающих мин и выполнения других задач, продиктованных потребностями ведения боевых действий. Война показала, что в основном катера MO-IV по своим тактико-техническим данным были способны решать поставленные перед ними боевые задачи.
При водоизмещении 53-56 т (в зависимости от загрузки, которая в военное время была большей, чем в мирное) катера были вооружены двумя артиллерийскими установками 45-мм калибра и двумя 12,7-мм пулеметами. В качестве бомбового вооружения они несли бомбы двух типов - большие глубинные бомбы (БГБ - 8 шт.) и малые глубинные бомбы (МГБ - 24 шт.). На борту имелся катерный трал с лебедкой. Катера развивали скорость до 27 уз, дальность плавания при этой скорости составляла более 300 миль, а при скорости 10 уз - около 800 миль. В качестве главных двигателей на них устанавливали три бензиновых мотора авиационного типа в специальном морском исполнении ГАМ-34БС мощностью по 850 л. с. каждый. Комплектация личного состава - 21 чел.
Малые охотники MO-IV были низкобортными с круглоскулыми обводами судами. Корпус деревянный с продольным набором. Фундаменты под моторами и подкрепления орудийных установок - стальные, сварные; киль, форштевень, стрингеры, внутренние привальные брусья были выполнены из дуба. Непотопляемость и сохранение положительной остойчивости обеспечивались во всех случаях затопления любых двух смежных отсеков. Катер был разделен водонепроницаемыми переборками на девять отсеков.
В Великую Отечественную войну сторожевые катера - охотники за подводными лодками зарекомендовали себя как корабли универсального назначения, выполнявшие самые различные задачи. Это были настоящие труженики моря.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz