ЗВО - 02'2006

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ МАШИН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Полковник О.ИВАНОВ, кандидат военных наук
Д.ИЗЮМО

Войсковая разведка считается одним из важных видов боевого обеспечения тактического и оперативно-тактического звена сухопутных войск (СВ) НАТО. Она осуществляется штатными или временно созданными подразделениями, включающими наблюдательные пункты и посты, подвижные разведывательные дозоры и отряды. Данные формирования могут выполнять свои функции на легких танках, боевых разведывательных машинах (БРМ), бронеавтомобилях и военных мотоциклах, а также пешими группами. Разведданные добываются посредством визуального наблюдения, с помощью технических средств, путем захвата пленных (их допроса), документов, образцов вооружения и военной техники, а также ведения разведки боем.
Разведывательные машины, по взглядам зарубежных военных экспертов, предназначены для выполнения задач войсковой разведки, огневой поддержки разведывательных подразделений, а также для борьбы с разведывательно-диверсионными группами противника.
Штатные силы и средства войсковой разведки, как правило, входят в состав корпусов, дивизий, бригад и батальонов. Наиболее многочисленные и хорошо оснащенные разведывательные части и подразделения имеются в сухопутных войсках США, ФРГ, Великобритании и Франции, на вооружении которых состоят различные типы разведывательных машин (РМ).
По сложившейся традиции за рубежом РМ подразделяют наследующие типы: легкие разведывательные танки (имеются главным образом в СВ Великобритании, Китая, a так же ряда других стран и как устаревшие не рассматриваются в данной статье); гусеничные и колесные боевые разведывательные машин (БРМ); боевые машины огневой поддержки (БМОП) разведывательных подразделений с 90-120-мм пушечным вооружением); специальные ударные автомобили (4х2 и 4х4, вариант 6x6 находится в разработке; разведывательные мотоциклы (2х2 и 3х3).
По состоянию на 2005 год на вооружении СВ ведущих зарубежных стран имеется более 7,8 тыс. РМ.

США.

Парк американских РМ состоит из 3,61 тыс. машин, в том числе БРМ МЗ <Брэдли> (около 2 230 единиц) и бронеавтомобилей M1114 <Хаммер>, оснащенных разведывательной аппаратурой.

БРМ МЗ "Брэдли" принята на вооружение в 1981 году. Машина прошла несколько этапов модернизации: в 1985 году - до уровня МЗА1; в 1988-м - до МЗА2 и в 1995-м - до МЗАЗ. Конструктивно она выпотлнена на гусеничной базе боевой машины пехоты (БМП) М2 "Брэдли". Несколько изменена компоновка десантного отделения, в котором размещаются два разведчика-наблюдателя; боеукладка для 10 противотанковых управляемых ракет (ПТУР) ТОW, разведывательный мотоцикл, РЛC наземной разведки AN/PPC-15A (В) и другое оборудование. Кроме того, на БРМ МЗ отсутствую амбразуры по бортам кормовой части корпуса и дополнительное бронирование днища. В двухместной бронированной башне установлена 25-мм автоматическа пушка М242, с которой спарен 7,62-мм пулемет М240. Основное вооружение стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести прицельный огонь с ходу. На башне размещено восемь дымовых гранатометов. На левой ее стороне смонтирована пусковая установка ПТУР ТОУ-2. Водные преграды БРМ МЗ преодолевает на плаву за счет перематывания гусениц. Машина оснащена приборами ночного видения, радиостанциями AN/VRC-12 и AN/PSC-77, которые будут заменены на многодиапазонные программируемые радиостанции семейства JTRS, фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и автоматической системой пожаротушения.
Последняя модификация этой БРМ - МЗАЗ <Брэдли> отличается тем, что она оснащена интегрированной информационно-управляющей системой, имеющей единую шину данных, а кроме того, электронным баллистическим вычислителем с лазерным дальномером, новой радиостанцией, тепловизионным прибором наблюдения механика-водителя, дополнительным бронированием днища для повышения противоминной стойкости, а также имеет навесную динамическую защиту.

В СВ США для решения разведывательных задач используется также бронеавтомобиль М1114 "Хаммер" (HMMWV, 4x4). Комплект дополнительного бронирования защищает экипаж (четыре человека) от огня 7,62-мм бронебойных пуль и осколков артиллерийских снарядов. В качестве вооружения используются 7,62- или 12,7-мм пулеметы. Фирмой SEI (Systems Electronics Inc.) разработан и производится комплект разведывательной аппаратуры для установки на бронеавтомобиль M1114. В интересах разведки морской пехоты используется аппаратура той же компании под наименованием <Страйкер-2>, опытные образцы которой прошли испытания в 1998 году в штате Аризона (США). Планируется, что к 2010 году будет закуплено до 800 таких комплектов.
Неудачей завершилась совместная разработка США и Великобритании перспективной БРМ FSCS (Future Scout & Cavalry System) и TRACER (Tactical Reconnaissance Armored Combat Equipment Requirement), предназначенных для замены БРМ МЗ <Брэдли>, а также легкого разведывательного танка <Скорпион> в Великобритании. По сообщениям зарубежной печати, дальнейшее создание перспективной БРМ прекращено в связи с финансовыми проблемами.

В Соединенных Штатах в рамках программы FCS (Future Combat Systems) с 1996 года ведется разработка перспективной БРМ RSV (Reconnaissance & Surveillance Vehicle), которая создается на базе унифицированного шасси с боевой массой 18-20 т. Предполагается, что на борту этой машины будут устанавливаться датчики для обнаружения и идентификации целе на поле боя на значительна дальностях при любых ni годных условиях и в любе время суток. БРМ должг иметь телескопическу мачту с электронно-опт! ческими и ИК-датчикам] устройства радиочастотног (RF) перехвата сигналов, также индикатор обнаружения химического заражения местности. Боевой расчет машин будет состоять из шести человек (экипаж два человев и четыре разведчика). Для повышения разведывательных возможностей на борту БРМ намечается разместить переносную дистанционно управляемую машину и два беспилотных летательны аппарата. Принятие на вооружени СВ США перспективно БРМ RSV ожидается после 2012 года.

ФРГ.

Парк германских РМ состоящий из 920 машин включает колесную БРМ <Лукс> (520 единиц), а так же гусеничные - Визель-1 (133), Визель-2 (67), "Фенек" (около 200 единиц).
БРМ "Лукс" (8 х 8) принята на вооружение СВ ФРГ в 1975 году. Разработанна фирмой <Даймлер-Бенщ она является одной из самых тяжелых колесных машин: боевая масса около 20 т. В ней предусмотрены места для двух водителей (расположены впереди и сзади). Программа модернизации БРМ <Лукс-А2> предусматривала установку независимых танковых прицелов к 20-мм автоматической пушке, новых шин низкого давления, радиостанции и тепловизионных приборов первого поколения.

БРМ "Визель-1" разработана фирмой <Максистем> и поставлена в CB ФРГ с двумя вариантами вооружения: 20-мм автоматической пушкой Мk20 Rh202 и ПТУР ТОУ (дальность стрельбы 3 750 м). В настоящее время <Визель-1> оснащается разведывательными приборами, установленными на платформе телескопической мачты. В 1997 году была принята на вооружение БРМ <Визель-2>, которая имеет увеличенные габаритные размеры, больший внутренний объем и более мощный двигатель. Всего для СВ ФРГ изготовлено 67 таких машин.

БРМ "Фенек" (4 х 4) принята на вооружение сухопутных войск ФРГ и Нидерландов в 2003 году (202 и 410 единиц соответственно) для ведения разведки в тылу противника в отрыве от главных сил и для выполнения специальных задач. Основными элементами разведывательного оборудования этой машины являются: лазерный дальномер, телевизионная и тепловизи-онная камеры, установленные на платформе выдвигающейся телескопической мачты. Эти камеры позволяют обнаруживать боевую технику и личный состав на дальностях до 4 и 10 км, а также осуществлять их идентификацию на дальностях до 1 и 5 км соответственно. Поступающая информация отображается на мониторе командира БРМ. Инерциальная навигационная аппаратура <сопряжена> с космической радионавигационной системой NAVSTAR. Машина может автономно вести боевые действия в течение 5 сут. Предусматривается два варианта вооружения БРМ <Фенек>: 40-мм автоматический гранатомет или 12,7-мм пулемет, которые устанавливаются на турели люка командира. Корпус машины полностью сварной, его броня защищает от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Машина имеет низкий силуэт, оснащена шестицилиндровым дизельным двигателем и автоматической коробкой передач. Экипаж три человека. Большой диаметр колес обеспечивает достаточную проходимость по пересеченной местности.

Великобритания.

Парк английских РМ, состоящий из 475 машин, включает в себя колесную БРМ <Фокс> (200 единиц) и гусеничную - <Симитер> (275), которые практически отработали свой ресурс (находятся в эксплуатации с 70-х годов).

Модернизация "Симитер" заключалась в установке дизельного двигателя фирмы <Камминз> и 30-мм автоматической пушки в башне от БРМ <Фокс>. После проведенных работ она получила название <Сейбр>.

Кроме того, английская фирма <Элвис> разработала бронеавтомобиль "Скараб" (4 х 4), который, вполне вероятно, станет основной РМ сухопутных войск Великобритании и Бельгии. Потребности одних составляют около 500 единиц, а других - 170. Решение о серийном производстве машины пока не принято. Бронированный корпус защищает экипаж от огня стрелкового оружия и осколков мин. Узлы и агрегаты машины (двигатель и трансмиссия) аналогичны имеющимся у многоцелевого легкового автомобиля повышенной проходимости <Унимог-1600> (4x4) германской фирмы <Мерседес-Бенц>. Боевая масса новой РМ 10,4 т. Основное вооружение: 7,62- или 12,7-мм пулемет и 20-мм автоматическая пушка или ПТУР. Разведывательные приборы - дневная тепловизионная камера и лазерный дальномер. Машина авиатранспортабельна (для этого используется самолет С-130 <Геркулес> военно-транспортной авиации).
В Великобритании фирма <Виккерс дефенз системз> (VDS) по заказу МО страны ведет НИОКР по созданию перспективного семейства боевых машин в рамках программы FRES (Future Rapid Effects System). В составе этого семейства разрабатывается БРМ с комплексом разведывательно оборудования, которая аналогична американской машине RSV. Принятие ее на вооружение ожидается после 2012 года.

Франция.

Парк французских РM включает 1 946 боевых машин, в том числе колесные AMX-10RC (317 ед ниц) и ERC-90 F4 (187), а также бронеавтомобиль VBL М-11 (1 442).

БМОП AMX-10RC (6x6) состоит на вооружении с 1976 года. Корпус и башня сварены из алюминиевого сплава и обеспечивают защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Экипаж четыре человека. Механик-водитель находится в передней части корпуса слева, три других члена экипажа размещаются башне (командир и наводчик - справа, заряжающий - слева от пушки). Основное вооружение - 105-мм пушка G-2, стрельба из которой ведется стандартными боеприпасами НАТО. Для ведения огня ночью на машне установлена низкоуровневая телевизионная аппаратура DIVT-13-LLLT. Двигатель и трансмиссия размещны в корме корпуса. Коробка передач обеспечивает предварительный выбор одного из четырех возможных режимов для движения вперед или назад отбор мощности на два водометных движителя, а также поворот (осуществляется "по-танковому" - посредством торможения колес одного из бортов) за счет планетарных механизмов и дисковых тормозов с гидравлическим приводом. Гидропневматическая подвеска может регулироваться водителем в соответствии с дорожными условиями. Минимальный клиренс составлж 210 мм, при движении по дорогам 350 мм, на пересеченной местности 470, а при преодолении водных преград - 600 мм.
В середине 2000 года началась модернизация БМ AMX-10RC (6 х 6) с целью повышения уровня броневой защиты, подвижности и огневой мощи. Первая усилена путем установки дополнительного бронирования корпуса и башни. В левой части башни размещена ИК-система противодействия LIRЕ для нейтрализации систем наведения подлетающих ПТУР. 105-мм пушка G-2 заменена усовершенствованной - F2, с уменьшенным откатом. Тепловизионная камера фирмы <Талес> находится справа от нее на башне. Машина оборудована системой опознавания <свой-чужой> (IFF), ИИУС под индексом SIT-V1, новыми средствами связи PR4G фирмы <Талес>, а также системой навигации GPS. Программа модернизации парка БМ АМХ-10RC должна быть реализована к 2009 году.

БМОП ERC-90 "Сагайа" (6x6) принята на вооружение СВ Франции в 1979 году. Она поставлялась также в южноамериканские и африканские страны. Экипаж три человека. Боевая масса 9,1 т. Серийно выпускаются машины двух типов: плавающие и неплавающие. Движение на плаву осуществляется при помощи вращения колес (скорость 4,5 км/ч) и водометов (7,2 км/ч). Модернизированная БМ ERC-90 F4 (6 х 6) отличается установкой нового силового блока, состоящего из дизельного двигателя фирмы <Мерседес-Бенц> мощностью 170 л. с. и автоматической трансмиссии <Ренк>. Запас хода машины увеличился до 700-900 км. Вооружение (90-мм пушка и 7,62-мм спаренный с ней пулемет) размещено в двухместной башне TS-90 фирмы <Жиат>.

Бронеавтомобиль VBL (4 х 4) разработан в 1990 году. Имеется два базовых варианта: РМ с экипажем из двух человек, вооруженная двумя пулеметами (7,62- и 12,7-мм), и машина с ПТУР ТОУ и экипажем, состоящим из трех человек, с 7,62-мм пулеметом. Машина плавающая, передвигается по воде с помощью гребного винта, находящегося в нижней части корпуса. Скорость на плаву 4,5 км/ч. РМ VBL, известные во многих странах мира, состоят на вооружении СВ Франции, Греции, Португалии, Бенина, Камеруна, Габона, Индонезии, Кувейта, Мексики, Нигерии, Омана, Катара, Руанды и Того.

Италия.

Парк итальянских РМ, насчитывающий около 600 машин, включает БМОП <Чентауро> (колесные, 400 единиц), а также БPM <6616> (40) и <Пума> (6х6).

Боевая машина огневой поддержки "Чентауро" (8х8), в печати именуется "истребителем танков", разработана итальянскими фирмами <Ивеко> (шасси) и <ОТО Мелара> (башня с пушкой) в 1996 году. Основное вооружние - 105-мм нарезная танковая пушка, использующая стандартные боеприпасы НАТО. Помимо основнго вооружения на БМОП установлены два 7,62-мм пулемета (спаренный и зенитный), восемь дымовых гранатометов. Боевая масса машины составляет 25 т. БМ оснащена той же компьютеризированной системой управления огнем TURMS фирмы <Галел авионикс>, что и ОБТ <Ариете>, а также дневным и ночным прицелами. В кормовом отделении корса машины могут разместится четыре пехотинца-разведчика за счет сокращения боекомплекта. Некоторые БМ имеют дополнительное навесное бронирование. "Чентауро" оснащаетя усилителем рулевого управления, лебедкой, системой ППО, кондиционером, также системой централизованной подкачки шин. Вариантами этой машины являются БМП с индексом VBC и БМ со 120-мм гладкоствольной пушкой (боевая масса 28 т, см.рис.).
"Чентауро" состоит на также на вооружении СВ Испании (22 единицы).
Итальянский консорциум <Ивеко-ОТО Мелара> разработал разведывательнаую БМ "Пума" двух типов: колесной формулой 4x4 (вместимостью четыре человека) и 6х6 (семь челове] Боевая масса соответствен 7 и 8,4 т. Контрактом от 2003 года предусмотрено серийное производство 540 таких машин: 300 единиц (4 х 4) и 240 (6x6). Они имеют много унифицированных узлов и агрегатов. Основное вооружение - 12,7-мм пулемет.

Испания.

Парк испанских РМ представлен БРМ VEC 3562 "Пегасо" (6х6, 340 единиц). Она разработана в 1986 году испанской фирмой <Санта-Барбара> и имеет три варианта вооружения (20-, 25- и 90-мм пушки). Бронированный корпус выполнен из алюминиевого сплава и защищает военнослужащих от пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Боевая масса 13,75 т. Вместимость машины пять человек (три члена экипажа и два разведчика). Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса, где размещен дизельный двигатель мощностью 310 л. с. и водометный движитель. БРМ оснащена современной разведывательной аппаратурой, навигационной системой, кондиционером, а также системой централизованной подкачки шин.

Япония.

Парк японских РМ представлен колесной БРМ типа "87" (около 100 единиц). Машина принята на вооружение СВ в 1987 году. Разработана на базе БТР Тип <82> (6 х 6) фирмой <Мицубиси>. Корпус сварен из броневой стали, закрытый. Отделение управления расположено в передней части справа, а силовое - в корме. Основное вооружение - 25-мм пушка, вспомогательное - 7,62-мм пулемет в бронированной башне, где находятся командир и наводчик. В состав экипажа (пять человек) входят также радист и наблюдатель. Они размещаются за боевым отделением. Силовая установка - дизельный двигатель и механическая трансмиссия. ФВУ отсутствует. Машина неплавающая.

(Окончание следует)


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz