ЗВО - 11'2005

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА РЕСПУБЛИКИ АНГОЛА

Полковник А. Бандалетов

Военно-политическое руководство (ВПР) Республики Ангола (РА) уделяет большое внимание развитию национальных вооруженных сил (ВС), рассматривая их в качестве основного гаранта суверенитета и территориальной целостности страны, а также главной опоры правящего режима в вопросах обеспечения внутриполитической стабильности. ВПР, учитывая особую роль ВС в политической системе государства, предпринимает все необходимые меры для поддержания их в боеготовом состоянии.
Основополагающие принципы строительства и функционирования ангольских ВС отражены в законах <О национальной безопасности> и <О национальной обороне и вооруженных силах> 1993 года.
В соответствии с конституцией Республики Ангола верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент республики (Ж. Э. душ Сантуш). Непосредственное руководство ими осуществляет министр обороны (генерал К. Пайама), оперативное управление войсками возложено на начальника генерального штаба (генерал армии А. Ф. Нелумба).
Как и в большинстве африканских стран, военная служба в Анголе является престижным видом деятельности, обеспечивающей возможность устойчивого заработка и авторитетного положения в обществе.
Руководство страны проводит мероприятия по реформированию ВС, которые функционируют в условиях новых военно-политических реалий и противостоят внутренним и внешним угрозам национальной независимости и территориальной целостности РА.
После окончания боевых действий в марте 2002 года значительно сократились финансовые расходы на оборону (бюджет военного ведомства в 2004 году составил около 1 млрд долларов). В настоящее время основное внимание военного руководства сосредоточено на поиске потенциальных партнеров, способных оказать помощь на льготных условиях в вопросах восстановления боеготовности вооружения и военной техники (ВВТ), находящихся в частях и подразделениях, а также совершенствования ремонтной базы видов ВС.
Ангольские вооруженные силы состоят из трех видов: сухопутных войск (СВ), военно-воздушных сил (ВВС) и военно-морских сил (ВМС). Общая численность личного состава ВС 112,4 тыс. человек, в том числе: СВ - 97,9 тыс., ВВС - 8,8 тыс. и ВМС - 5,7 тыс.
Сухопутные войска являются основным и наиболее многочисленным видом ВС. В административном плане они подчинены министру обороны, а оперативном - начальнику генерального штаба ВС. Непосредственно руководит этим видом командующий (генерал Матеуш Мигел Анжело), который одновременно является и начальником штаба сухопутных войск.
Штаб СВ - центральный орган управления данного вида вооруженных сил - осуществляет оперативное руководство СВ в военное время, а также планирование боевой подготовки и организацию повседневной деятельности частей и подразделений в мирное (организационную структуру штаба СВ см. на схеме).
По оценке ангольского военного руководства, сухопутные войска являются самостоятельным видом вооруженных сил и предназначены для ведения боевых действий на суше. По своим боевым возможностям они способны как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами ВС вести наступление с целью разгрома группировок войск противника и овладения его территорией, наносить огневые удары на оперативную глубину, отражать вторжение противника, в том числе бороться с его воздушными и морскими десантами.
В военное время на СВ возложено решение следующих задач: защита национальной территории и населения; отражение вторжения противника, нанесение ему максимального урона имеющимися силами и средствами; проведение ответных ударов с целью восстановления положения по государственной границе; преследование противника за пределами национальной территории до полного его разгрома.
В мирное время первоочередными функциями СВ является: защита национальной территории от внешних и внутренних угроз; участие в восстановлении инфраструктуры страны и разминировании собственной территории; участие в миротворческих операциях по поддержанию мира в рамках международных организаций; участие в ликвидации последствий стихийных действий.
В настоящее время сухопутные войска включают: десять штабов округов, девять отдельных бригад (семь мотопехотных, танковая и артиллерийская), 19 отдельных полков (16 пехотных, специального назначения, противовоздушной обороны и военной полиции).
На вооружении этого вида ВС имеются: 389 боевых танков, 1 663 единицы артиллерии (в том числе 191 калибра свыше 100 мм), 130 РСЗО, 1 342 миномета, 299 противотанковых и 261 зенитное средство, 334 боевые бронированные машины.
Вопросы комплектования сухопутных войск, прохождения в них службы различными категориями военнослужащих, их статус и общественное положение, а также порядок обеспечения различными видами довольствия закреплены в ряде государственных нормативных актов. К ним относятся законы <О прохождении военной службы> (№ 1/93 от 26 марта 1993 года) и <О пенсионном обеспечении>, а также ряд других дополнительных законодательных актов и положений, касающихся вопросов военной службы.
Граждан призывают на военную службу сроком на два года, а также производится набор добровольцев по краткосрочным (16-24 месяца) и долгосрочным (три-пять лет) контрактам.
Военнообязанным является мужское население республики (граждане страны) в возрасте от 18 и до 50 лет. Исключение составляют те из них, кто постоянно проживает за границей, а также лица без гражданства и пользующиеся правами беженцев или вынужденных переселенцев, постоянно находящихся на территории Анголы.
В статье 2 закона <О прохождении военной службы> записано, что в Анголе устанавливается всеобщая воинская повинность. Согласно конституции страны защита национального суверенитета и территориальной целостности республики является священным долгом и почетной обязанностью каждого ангольского гражданина.
Военная служба подразделяется на действительную и на службу в резерве (запасе). На действительную военную службу призывают мужчин в возрасте от 20 до 30 лет. По окончании ее личный состав демобилизуется, оставаясь при этом в резерве, откуда может быть вновь призван в ряды вооруженных сил в зависимости от потребностей министерства обороны в дефицитных военно-учетных специальностях. Военнослужащие, у которых истек срок пребывания в резерве ВС (по достижении 50-летнего возраста или по состоянию здоровья), считаются полностью отбывшими воинскую повинность.
Комплектование кадровым офицерским составом осуществляется, как правило, за счет выпускников офицерской школы (г. Лобиту), а также офицеров резерва и тех, кто закончил университет имени А. Нето (г. Луанда) и решил связать свою жизнь с армией. Большинство из них направляют для прохождения службы в пехотные и мотопехотные части. Выпускники школы занимают должности до командира роты включительно, и по мере продвижения по службе им может быть присвоено воинское звание до капитана (включительно) В школе обучаются два года. В течение первого курсанты получают основы военных знаний и навыков, необходимых командиру отделения и взвода. После этого им присваивается воинское звание <ашпирант> и они направляются на стажировку в войска (на четыре-шесть месяцев, в зависимости от специализации). Затем на протяжении оставшегося времени будущие офицеры обучаются управлять подразделениями до роты включительно. Согласно учебному плану около 50 проц. времени отводится на изучение военных дисциплин, до 40 проц. - на общеобразовательные предметы и 10 проц. - на физическую подготовку.
Оперативная и боевая подготовка штабов, частей и подразделений в целом находится на удовлетворительном уровне, позволяющем решать поставленные перед сухопутными войсками и вооруженными силами в целом задачи. В то же время в организации учебного процесса заметных качественных изменений не наблюдается, должностные лица не уделяют должного внимания отработке практических вопросов. Недостаточное финансирование и слабое материально-техническое обеспечение войск, а также отсутствие необходимого опыта у многих командиров нередко ведут к срыву запланированных мероприятий и переносу сроков их проведения.
Вместе с тем в последнее время были разработаны основополагающие документы, реализация которых может поднять боевую учебу на качественно новый уровень (организационно-методические указания по подготовке СВ, планы подготовки органов управления и войск, программа боевой подготовки мотопехотных (пехотных, танковых) частей и подразделений, программа командирской подготовки офицеров).
В последнее время в СВ были проведены следующие мероприятия:
* учебно-методические сборы в штабе СВ с начальниками оперативных управлений и отделов боевой подготовки по планированию и организации оперативной и боевой подготовки; в военных округах (ВО) - с командирами соединений и частей, начальниками отделов боевой подготовки ВО, командирами батальонов по методике организации и проведению занятий со взводом', ротой, батальоном по основным предметам обучения;
* показная раздельная штабная тренировка с оперативным управлением штаба СВ, раздельные штабные тренировки в управлениях штаба СВ;
* командно-штабные учения с 5 ВО;
* совместная штабная тренировка со штабом СВ;
* показные занятия по проведению ротных тактических учений с боевой стрельбой и боевых стрельб взводов.
Кроме того, подразделения СВ участвовали в учениях <Фелино-2004> в рамках Сообщества португалоязычных стран.
Анализ проведенных мероприятий показывает, что руководству ВС удалось достичь желаемого результата в оперативной и боевой подготовке, идет процесс совершенствования учебно-материальной базы. Значительно вырос уровень методического и профессионального мастерства офицерского состава, взаимодействия органов управления и войск, однако он еще не позволяет в полном объеме качественно решать вопросы, связанные с оперативной и боевой подготовкой.
Определенные положительные результаты дают переговоры о сотрудничестве в области военного образования с Российской Федерацией, Португалией, Испанией, Бразилией, Кубой, Израилем, Китаем, ЮАР. Ангольские военнослужащие смогут получать образование не только за границей, но и у себя на родине благодаря помощи иностранных военных специалистов.
На вооружении соединений и частей СВ Анголы состоят ВВТ в основном советского производства, значительная часть которых выработала свой ресурс, морально устарела, что при слабой ремонтной базе затрудняет их обслуживание и боевое применение. Особенно сложное положение, как отмечают западные эксперты, создалось в бронетанковых и артиллерийских частях, где некомплект боевой техники составляет соответственно 60 и 80 проц.
Трудное экономическое положение страны, отсутствие финансовых средств вынуждают ангольское правительство обращаться за помощью к зарубежным партнерам, в том числе к России и странам СНГ.
Личный состав ВС Анголы в подавляющем большинстве относится лояльно к правящему режиму, что обусловлено прежде всего высоким социальным статусом военнослужащих и широким перечнем льгот, которыми они располагают.
В условиях перехода страны к мирному строительству ее военно-политическое руководство планирует предпринять ряд шагов по реформированию ВС. В частности, к 2010 году предполагается сократить численность личного состава на 10-15 проц., реорганизовать систему управления войсками, а также реализовать комплекс мер, направленный на повышение боеготовности соединений и частей (прежде всего за счет обновления парка боевых машин).
Генеральный штаб при решении вопроса, связанного с сокращением численного состава, исходит из того, что из рядов вооруженных сил в первую очередь должны быть уволены недостаточно компетентные командиры и начальники, а также лица, преданность которых нынешнему ВПР вызывает сомнения. По мнению военного руководства РА, данные организационные мероприятия не должны отрицательно отразиться на уровне боеготовности войск.
В целом в настоящее время вооруженные силы Анголы в целом и сухопутные войска в частности, учитывая низкий уровень их оснащенности современными ВВТ, способны выполнять стоящие перед ними задачи лишь в ограниченном объеме. Дальнейшее совершенствование ВС западные специалисты связывают с иностранной военной помощью.
Организационная структура СВ Анголы
Схема дислокации сухопутных войск Анголы

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz