ЗВО - 07'2005

К ВОПРОСУ О "ТРАНСФОРМАЦИИ" ВООРУЖЕННЫХ СИЛ США

Полковник А. Медин, кандидат военных наук

В последнее время для того, чтобы представить масштабы изменений, происходящих в вооруженных силах (ВС) США, военные эксперты все чаще употребляют термин <трансформация>. При этом подразумевается, что происходящие изменения касаются структуры войск (сил), доктрины их применения в свете возможных угроз XXI века. В то же время отмечается, что помимо общей идеи революционных преобразований, которые влекут за собой передовые технологии, <трансформация> все более настойчиво вынуждает руководство отдельных видов ВС США принимать конкретные совместные (<единые>) программы действий. В противном случае отсутствие тесного взаимодействия и единого подхода видовых командований, высшего военного и гражданского руководства может свести все преобразования к тому, что называют риторикой в обычном бизнесе, или остановиться только на ограниченных и урезанных мероприятиях, которые страна может позволить себе в данный момент времени.
Объединенным усилиям высшего военного руководства США, предпринимавшимся в ходе выработки согласованного определения <трансформация>, препятствовали существовавшие разногласия в самом министерстве обороны (МО). Они касались как главной цели преобразований и применяемого для ее достижения подхода, так и определения сути <трансформации>: что это - процесс реформирования или только его результат либо и то и другое, вместе взятое?
До последнего времени среди бюрократии министерства обороны США применялись по крайней мере три определения термина <трансформация>. Мало того, что это вызывало серьезные затруднения в работе видовых министерств по реализации требований реформирования подчиненных сил, нарушало общую координацию совместных усилий, но и подчас вынуждало отдельных специалистов и подрядчиков министерства обороны применять термин к любой системе оружия или программе, к которым они обращались. Так, понятие <трансформация> применялось в качестве общепринятого термина ко всему, начиная с новых технологий в объединенном командовании специальных операций ВС США и заканчивая отмененной программой сухопутных войск по созданию нового разведывательно-ударного вертолета <Команч>. В качестве примера неудачного подхода к реформированию, явившегося следствием неправильного понимания <трансформации>, можно привести также недавнюю борьбу руководства сухопутных войск за сохранение перспективной программы разработки самоходной артиллерийской установки <Крусейдер>.
Довольно быстро стало очевидно, что для американских войск требуется единая, стандартизированная и согласованная по всем направлениям концепция, на основе которой и нужно начинать преобразования, постепенно согласовывая их по мере необходимости. Главной же целью планируемых мероприятий должно стать превращение существующих структуры войск и доктрины их применения, оставшихся в наследство от <холодной> войны, к более гибким силам, способным вести эффективные боевые действия в XXI веке.
Термин <трансформация>* впервые был применен в американских вооруженных силах на официальном уровне для обозначения возможных изменений внутри министерства обороны в докладе специальной комиссии, созданной для оценки <Всестороннего обзора состояния и перспектив развития ВС США>, изданного весной 1996 года. Изменения внутри МО были установлены секцией 924 закона <О структуре ВС> (1996 года), не имеющего ничего общего с трансформацией в ее настоящем виде. И все же 1 декабря 1997 года в докладе упомянутой комиссии <Реформирование обороны - национальная безопасность в XXI веке> в общих чертах была обозначена концепция предстоящих революционных преобразований.
В течение последующих 12 месяцев (до 1 декабря 1998 года) в официальных документах военного ведомства США можно встретить только два упоминания, подразумевающих реформирование обороны, или <военную трансформацию>. В следующем (1999) году их было уже около 30. Это можно объяснить тем, что комиссия непосредственно не определила новый термин и соответствующий ему процесс. Ее выводы носили всего лишь рекомендательный характер, но они послужили толчком к началу <стратегии трансформации> национальной обороны. Специалисты, работавшие в комиссии, выделили тот факт, что <технологические изменения повлекут за собой появление новых систем вооружения и военной техники, концепций ведения боевых действий и приведут к реструктурированию войск (сил)>. Экспериментирование также рассматривалось в качестве важнейшей составляющей предстоящего реформирования МО. Президент Дж. Буш упомянул термин <трансформация> в своей первой речи в качестве кандидата на пост президента США в сентябре 1999 года. Однако только с началом работы новой администрации в январе 2001 года теоретические положения начали воплощаться в практические мероприятия, а понятие <трансформация> нашло прикладное применение в системе приобретений министерства обороны и программах реорганизации отдельных видов американских ВС.
Руководство отдельных видов ВС США приступило к разработке собственных планов реформирования. И вот на этом этапе начали возникать существенные разногласия между видовыми министерствами по вопросу о том, что фактически означает <трансформация> для подчиненных им войск (сил).
Так, <трансформация> стала отличительным знаком, своеобразным рекламным слоганом, нового <Плана реформирования сухопутных войск США>. Его ключевые положения впервые были обнародованы на конференции, организованной ассоциацией сухопутных войск США в октябре 1999 года. Именно на основании того, что их план явился первым в ряду подобных видовых документов, руководство сухопутных войск по праву считает себя <первооткрывателем> нового этапа реформирования ВС.
По мнению генерала Э. Шинсеки, бывшего в то время начальником штаба этого вида ВС, под <трансформацией> следовало понимать процесс преобразования сухопутных войск <в силу, способную к доминированию над любым противником во всем спектре военных операций>. Результатом же <стратегии трансформации> должно было стать создание сухопутных войск нового типа (Objective Force), значительно превосходящих существующие силы по следующим показателям:
* быстрое реагирование на кризисные ситуации в любом регионе мира; своевременное развертывание в районы оперативного предназначения;
* высокая маневренность;
* универсальность применения группировок войск (сил);
* достаточная для успешного ведения любого рода действий поражающая сила формирований;
* значительная живучесть на поле боя;
* способность к ведению длительных боевых действий.
Эти показатели потребовали корректировки всех планов и программ развития американских сухопутных войск. Произошло смещение акцента на создание <средних> формирований и повышение их боевых возможностей, особенно в части быстрого развертывания в районы оперативного предназначения. В настоящее время оперативно-стратегические нормативы требуют, чтобы каждая бригада из состава сухопутных войск нового типа была способна к развертыванию в любом регионе мира в пределах 96 ч, дивизия - 120 ч, а пять дивизий на любом театре войны - в течение 30 сут.
К марту 2001 года и руководство ВВС США выработало собственное определение концепции, согласно которому <трансформация> предполагает <фундаментальные изменения, касающиеся трех принципиальных элементов и их взаимодействия друг с другом: во-первых, перспективных технологий, обеспечивающих появление новых возможностей; во-вторых, новых концепций ведения боевых действий, позволяющих на порядок увеличить возможности войск, обеспечивающие достижение желательных результатов, и в-третьих, организационных изменений, систематизирующих изменения в предыдущих элементах и способствующих более эффективному выполнению задач стратегии национальной безопасности>.
Необходимо отметить, что большинство американских специалистов соглашается, что технологии - один из важнейших элементов <трансформации>. В то же время в целом определение ВВС рассматривается как не совсем корректное, поскольку оперативные концепции и связанные с ними мероприятия по реорганизации были бы, вероятно, более революционными, если бы не традиционное стремление военного ведомства следовать уже имеющимся технологиям.
Руководство ВМС США до последнего времени вообще не применяло термин <трансформация> в широком смысле. Для обозначения этого понятия использовался широкий диапазон текущих и перспективных программ, таких, например, как строительство нового боевого корабля DD (X), система <Интранет> корпуса морской пехоты, программа создания беспилотных (летательных и подводных) аппаратов, новая инициатива <Ведения боевых действий с использованием единой информационной сети> и другие. По мнению американских экспертов флота и морской пехоты, именно в ходе их реализации и будет проявляться сущность реформирования подчиненных сил.
Вполне обоснованно некоторые американские военные специалисты считают, что совсем не плохо иметь отдельные виды ВС с их уникальными подходами к <трансформации>. И все же большинство экспертов придерживается мнения о том, что невозможность принять единое, стандартизированное определение не позволяет видовым министерствам и другим ведомствам МО США в должной мере сконцентрироваться на выполнении перспективных программ, быстрее сосредоточить усилия на революционном преобразовании американских войск.
В связи с этим усилия Пентагона в последнее время были направлены на уточнение целей и задач <трансформации>. Большая работа была проведена в верхних эшелонах военно-политического руководства и в среде самих военных кругов. Так, например, генерал морской пехоты Питер Пайс, заместитель председателя комитета начальников штабов, заявил по этому поводу в начале апреля 2002 года, что он был вынужден <присутствовать на восьми встречах в прошлом месяце, на которых в том или ином виде обсуждалась проблема <трансформации>.
27 апреля 2001 года министр обороны США Д. Рамсфелд представил результаты работы возглавляемой им специальной группы по изучению трансформации. В докладе это понятие описывается как сложный процесс <изменений в концепциях, организации, принципах применения технологий в вооружении и военной технике, при котором достигается наибольшая оперативная эффективность, боевая производительность и/или снижение стоимости>.
В очередном <Всестороннем обзоре состояния и перспектив развития ВС США>, опубликованном в сентябре 2001 года, процесс <трансформации> трактуется как <перестроение и развитие боевых возможностей, обеспечивающих революционное или асимметричное преимущество для американских войск>.
В конце ноября 2001 года отставной вице-адмирал Артур Цебровски был назначен начальником специально созданного управления по реформированию ВС министерства обороны США. Он существенно развил определение понятия <трансформация> и внес в него новые положения. По его словам, <это - продолжающиеся процессы и действия, создающие новые источники боевой мощи и способствующие значительному возрастанию конкурентоспособности в военной области как результат новых или открытия фундаментальных изменений, лежащих в основе вооруженной борьбы>.
Под непосредственным руководством А. Цебровски был разработан и в конце 2003 года опубликован принципиально новый документ в системе военного планирования ВС США - доклад <Военная трансформация: стратегический подход>. Он рассматривается американским военно-политическим руководством в качестве стратегии реформирования всего военного потенциала страны. В частности, в документе отмечается, что <трансформация является сердцевиной нового подхода к национальной обороне. Развитие реформируемых возможностей, всех важнейших процессов и вооруженных сил в целом будет давать стратегический импульс принципиальным изменениям положений национальной военной стратегии>.
Предстоящие изменения в военном строительстве и боевом применении американских войск, которые и составляют суть <военной трансформации>, были представлены в виде шести критических оперативных задач:
* защита важнейших операционных баз и противодействие химическому, биологическому, радиологическому и ядерному оружию;
* проецирование силы на удаленные регионы и их всесторонняя поддержка;
* лишение противника возможности укрыться от воздействия ВС США;
* использование информационных технологий;
* защита информационных систем и проведение информационных операций;
* повышение возможностей космоса.
При этом в министерстве обороны подчеркивают, что проводимые и предстоящие преобразования касаются не только разработки и внедрения новых оперативных концепций, приобретения систем ВВТ, но относятся также к общей военной культуре в целом и распространяются на сам процесс принятия решений в данной области. В связи с этим начали появляться различные концепции (например, <спиральная трансформация>), развивающие и уточняющие точку зрения руководства Пентагона.
В общем виде <трансформация> описывается как <процесс, формируемый изменяющейся природой вооруженной борьбы, усиливающимся взаимодействием отдельных составляющих ВС через новые комбинации концепций, боевых возможностей, людей и организаций, которые используют национальные преимущества и защищают страну от асимметричных угроз для сохранения стратегического положения Соединенных Штатов, которое помогает укреплять мир и поддерживать необходимую стабильность>. Именно это определение трансформации в настоящее время и является официально принятым в национальном министерстве обороны.
Схематично новый подход к <военной трансформации>, предложенный А. Цебровски, представлен на схеме.

Военная трансформация - стратегия от концепций к боевым возможностям

Анализ эволюции подхода командования американских ВС к рассматриваемой проблеме позволяет сделать вывод о том, что положения, приведенные выше в различных определениях понятия <трансформация> и характеризирующие процессы, происходящие в настоящее время в вооруженных силах США, можно объединить в две группы: первая - это фундаментальные, революционные изменения боевых возможностей (упоминаются в документах руководства сухопутных войск и управления по реформированию ВС министерства обороны); вторая - это технологические достижения, первенство в определении которых по праву принадлежит руководству ВВС США.
В качестве итогового документа по всем вопросам реформирования американских вооруженных сил (понятийный аппарат, распределение полномочий, порядок и сроки проведения мероприятий и др.) необходимо рассматривать <Указания по планированию реформирования министерства обороны>, утвержденные министром Д. Рамсфелдом. Они в качестве приложения вошли в <Указания по планированию обороны> 2004 года. С их помощью командование отдельных видов ВС США уже начало корректировку своих долгосрочных программ строительства подчиненных сил, разработку бюджета и уточнение системы приобретения ВВТ.
Таким образом, видовые министерства вооруженных сил и другие организации МО США приняли единственное стандартизированное определение <трансформации>, что стало хорошей новостью для руководства страны. Многие разногласия в понимании общей концепции, по словам американских экспертов, были улажены или будут сняты в ближайшее время. Это, в свою очередь, позволит ускорить подготовку американских вооруженных сил к решению задач в XXI веке и будет способствовать улучшению взаимодействия между министерством обороны и подрядчиками по вопросам приобретения вооружения и военной техники.
* Словарь Уэбстера определяет <трансформацию> как <акт, процесс либо отдельный случай преобразования или изменения>. Трансформироваться - это <измениться полностью или по существу в состоянии или структуре; сменить внешность или наружность; измениться в характере или состоянии>. Большая Советская Энциклопедия трактует <трансформацию> как <преобразование, превращение (от латинского transformatio)>

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz