ЗВО - 01'2003
ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРКА СОВРЕМЕННОЙ ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Подполконик Б. СИДОРОВ, доктор технических наук;
подполковник В. ЯСИТНИКОВ
Вооруженные силы (ВС) иностранных государств располагают достаточным количеством высокоэффективных воздушных, морских и наземных средств обеспечения перевозок личного состава, вооружения и военной техники (В и ВТ), боеприпасов и материально-технических средств. По мнению зарубежных военных экспертов, основным наземным средством перевозок является (и в ближайшее время останется) автомобильная техника (AT).
Анализ состава автомобильных парков ВС развитых зарубежных стран показывает, что они включают колесные машины боевого, тылового (транспортного) и специально-технического обеспечения, а также различные прицепы и полуприцепы. Наиболее представительной группой AT являются колесные машины многоцелевого назначения, которые составляют 70-85 проц. общей численности автомобильного парка, используемого в сухопутных войсках (СВ) зарубежных стран.
Колесные машины многоцелевого назначения привлекаются для решения задач, связанных с перевозкой личного состава и грузов, а при необходимости на них может устанавливаться вооружение различного типа (ПТРК, ЗРК, артиллерийские системы и т. д.). Доля таких автомобилей в сухопутных войсках США и Великобритании достигает, по различным оценкам, 79 и 96 проц. соответственно. Обычно они используются непосредственно в боевых порядках войск и являются, как правило, автомобилями повышенной проходимости.
Тыловые (транспортные) автомобили предназначаются в основном для выполнения задач в тыловых районах. Наибольшее использование данные автомобили получили в бундесвере Германии, где они составляют 54 проц. от общего количества колесных машин многоцелевого назначения (для сравнения, в сухопутных войсках США этот показатель равен 20 проц.).
Широкое распространение в последнее время получили автомобили-трейлеры (платформы), которые предназначаются для перевозки объектов бронетанковой и инженерной техники по дорогам на большие расстояния с целью сбережения их ресурса. В существующих парках колесных машин сухопутных войск США, Германии и Великобритании доля трейлеров составляет менее 1 проц., однако в будущем она может быть увеличена, исходя из опыта, полученного в ходе ведения войны в зоне Персидского залива, когда возникали проблемы, связанные с переброской значительного количества тяжелой техники на большие расстояния в ограниченные сроки.
Важным показателем парка колесных машин является класс грузоподъемности, свидетельствующих об их возможностях выполнять различные задачи. Анализ имеющейся информации показывает, что общее число классов грузоподъемности машин, состоящих на вооружении в войсках рассматриваемых стран, в основном одинаково и колеблется от пяти до семи. Для каждой страны характерен свой ряд грузоподъемности, но наибольшее распространение получили автомобили грузоподъемностью до 0,75, 1,25, 2,5, 4, 8 и более 10 т (рис. 1).
Это объясняется стремлением руководства автомобильных служб зарубежных стран иметь в составе автомобильных парков как легкие высокомобильные машины, приспособленные для транспортировки воздушным транспортом, так и машины большой грузоподъемности для решения возросших задач по перевозке значительного количества боеприпасов и военно-технического имущества.
Основу парка буксируемой техники армий большинства зарубежных стран составляют прицепы и полуприцепы, которые повышают возможности колесных и гусеничных машин по перевозке грузов. Наряду с выполнением транспортных задач, прицепы и полуприцепы широко используются для размещения на них различного вооружения и вспомогательного оборудования СВ (рис. 2, 3). Несмотря на малочисленность полуприцепов в механизированных и бронетанковых дивизиях армии США (около 6 проц. общего числа прицепов) их суммарная грузоподъемность, благодаря большому внутреннему объему, практически одинакова с грузоподъемностью всех состоящих на вооружении прицепов.
Средства обеспечения, как правило, монтируются на шасси колесных машин многоцелевого назначения или гусеничных транспортерах. Они включают ремонтные мастерские общего назначения, используемые для выполнения комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, и специализированные мастерские для выполнения отдельных видов работ (смазочные, диагностические, сварочные, шиномонтажные и другие).
Средства эвакуации представлены ремонно-эвакуационными машинами (РЭМ), которые используются для вытаскивания застрявших и транспортировки поврежденных машин, проведения ремонтных работ по замене агрегатов. Они оснащены аппаратурой для выполнения сварки и резки металлов при ремонте и приведении машин в транспортабельное состояние, выполнения грузоподъемных работ при эвакуации и ремонте машин (за счет оборудования кранами и кран-балками различной грузоподъемности).
Наименее представительной является группа транспортных средств специального назначения, таких, как подвижные научно-исследовательские и испытательные лаборатории, стенды и другие. Это объясняется тем, что отдельные шасси под монтаж специальной аппаратуры во многих зарубежных странах, как правило, не создаются. Для этой цели используются шасси тактических автомобилей и гусеничных машин с высокими тактико-техническими характеристиками и прицепные средства.
В перспективе возможно появление нетрадиционных транспортных средств, расходы на создание которых за последние пять лет были удвоены. В частности, во многих странах ведутся НИОКР по созданию сверхлегких малолитражных автомобилей. Их боевая масса не превышает 500-600 кг, а полезная нагрузка составляет до 250-300 кг. Например, в Великобритании проходит испытания легкий четырехосный автомобиль, который способен буксировать по пересеченной местности платформу грузоподъемностью до 500 кг. На такой платформе может размещаться не только специальное оборудование, но и легкое вооружение самообороны, например, легкие минометы (рис. 4).
Анализ тактико-технических требований, выдвигаемых специалистами ряда зарубежных стран (США, Германии, Франции и других) к колесным машинам многоцелевого назначения показал, что наиболее высокие требования предъявляются к тактическим автомобилям специальной военной разработки. Такие машины должны уверенно двигаться по всем видам дорог, мягким грунтам, пескам, болотистой и сильно пересеченной местности, иметь достаточный для выполнения поставленных задач запас хода по топливу, преодолевать водные преграды на плаву или брод глубиной до 1,2м (рис. 5). Автомобили должны быть приспособлены к перевозкам и переброскам всеми видами морского и воздушного транспорта, а легкие машины - к десантированию с помощью парашютных систем (в США для этих целей эксплуатируется система LAPES).
Тактико-технические требования к автомобилям коммерческой разработки с учетом военных требований несколько ниже, чем к автомобилям специальной военной разработки.
Основным требованием к тыловым (транспортным) автомобилям является высокая транспортная экономичность и производительность. Они должны быть способны перевозить крупногабаритные грузы и иметь высокие динамические качества.
К легким автомобилям, кроме требований, предъявляемых к тактическим автомобилям, предъявляются требования по обеспечению возможности перевозки их вертолетами на внешней подвеске и скрытого передвижения на местности, благодаря низкому силуэту.
На танковые трейлеры распространяются общие требования, предъявляемые к автомобилям. Но вместе с тем они должны быть достаточно проходимы, обладать повышенными тягово-динамическими качествами, надежными в эксплуатации, иметь высокий запас хода и эффективную защиту от ОМП.
Требования к прицепам и полуприцепам включают повышение их производительности путем увеличения грузоподъемности (например, за счет наращивания высоты бортов) и скорости буксировки, обеспечение достаточной управляемости и плавности хода, максимальную унификацию сцепных устройств, наличие эффективных тормозных устройств.
Наиболее жесткие требования предъявляются к тактическим автомобилям специальной военной разработки. Кроме того, имеются частные требования (например, в США) по скорости груженого автомобиля на участке подъема крутизной 2°, максимальная скорость должна быть не менее 88 км/ч. Все тактические машины должны быть полноприводными и пригодными к эксплуатации при температурах от -55 до +45 °С, то есть быть приспособленными к выполнению различных задач практически во всех регионах мира. Требованиями бундесвера Германии являются уверенный запуск двигателя при температуре -16 °С и запуск с 30-минутным подогревом при температуре окружающего воздуха ниже -30 °С. В перспективе, с учетом возможного применения обогрева аккумуляторных батарей, использования дополнительных источников энергии и других мероприятий, время подготовки двигателя к пуску может быть сокращено.
Одним из важных специальных требований, которые предъявлялись в последнее десятилетие к тактическим автомобилям специальной военной разработки грузоподъемностью 0,25-1 т, является требование о возможности их использования в качестве многоцелевых машин <переднего края>, например, транспортеров вооружения, грузов и личного состава, машин связи, транспортеров противотанковых систем, разведывательных машин. Тактические автомобили должны обладать проходимостью, близкой к проходимости гусеничных машин.
Удельная грузоподъемность автомобилей по требованиям специалистов армии США должна быть не ниже 0,77 (желательно 1,0). Значения удельной мощности автомобилей малой грузоподъемности должны быть не ниже 15-22 кВт/т, автомобилей средней и большой грузоподъемности -11-15 кВт/т. <*
HTTP://ATTEND.TO/COMMI