СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 2/2002

ФРАНЦУЗСКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ЛЕГКИЙ БРОНИРОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Полковник В.НЕСТЕРКИН

Французская фирма АСМАТ (Atelier de Construction Mecanique de 1'Atlantique) в конце 2001 года организовала в г. Сен-Назер демонстрацию нового образца военного автомобиля, который в зарубежных военных кругах долгое время называли <темной лошадкой>. <Лошадка> оказалась легким бронированным автомобилем многоцелевого назначения VLRB (Vehicule de Liaison et de Reconnaaissance Blinde), колесная формула которого 4х4. Фирма АСМАТ уже в течение почти 20 лет выпускала, хотя и в небольших количествах, бронированные машины. Но все-таки она больше известна как производитель военных грузовых машин. Для армий и военизированных формирований различных стран, в первую очередь в Африке и на Среднем Востоке, было поставлено более 11 000 грузовиков. В настоящее время во французской армии на вооружении состоит около 2 000 машин фирмы АСМАТ, а некоторое количество используется в британских силах специального назначения. Как отмечают зарубежные специалисты, все выпускаемые грузовики имеют взаимозаменяемость узлов и агрегатов с новым бронеавтомобилем, что повышает возможности войскового ремонта последних и снижает затраты на эксплуатацию, создавая дополнительную предпосылку для выпуска новой машины.
Показанные в г. Сен-Назер образцы VLRB участвуют в двух независимых конкурсных мероприятиях. Одно из них организовано военным ведомством Великобритании с целью выбора перспективной командно-штабной машины по программе FCLV (Future Command and Liaison Vehicle) для сухопутных войск (их, по оценке британских экспертов, потребуется 500 единиц). Другое проводится в интересах бельгийских сухопутных войск, которым требуется легкая разведывательная машина (заказ может составить 169 единиц).
Технические и полевые испытания прототипов VLRB в основном уже завершены, и решение об их приеме на вооружение ожидается в конце 2002 года. В машине VLRB используются разработки известных военно-промышленных фирм. Например, устанавливаемая система управления огнем создана фирмой <Жиат> (она же является и главным подрядчиком участия в конкурсах), приборы наблюдения и некоторое другое оборудование поставляются компанией Thales.
Представляющий единое целое сварной корпус из броневых плит повышенной прочности (броня <Круазо Луар Марс 240>) крепится к раме с помощью десяти болтов с резиновыми втулками. Броня обеспечивает проти-вопульную (калибр патронов до 7,62 мм) защиту. Предусматривается возможность увеличения защитных свойств корпуса с помощью дополнительных керамических плит. В этом случае его не смогут пробивать пули калибра до 7,62 х 54 мм. Для повышения защиты от мин броня днища корпуса сделана более толстой, чем у бортов и крыши. Кроме того, ее вязкость и прочностные характеристики также выше. С этой же целью под днищем к раме крепится специальная отражательная плита V-образной формы. Специалисты фирмы указывают, что установка двигателя спереди и размещение экипажа за передней осью, также снижают уязвимость личного состава при взрыве мины под передней балкой. При этом они отмечают, что механики-водители большинства современных бронированных машин располагаются, как правило, над передней осью. Более того, в варианте машины VLRB для сухопутных войск Великобритании для экипажа предусматриваются бронированные сиденья. Отличительной чертой корпуса является то, что по бортам устроены две двери вместо обычной одной, это облегчает вход и выход всему экипажу. На рисунке хорошо видно, что в кормовой части имеется большой люк, а на крыше корпуса - два люка.
Боевая масса VLRB в стандартном испод-нении 9 т, а при установленной дополнительной броневой защите - 9,5 т. Двигатель машины VLRB представляет собой четырехцилиндровый дизель <Каминз>, развивающий 167 л. с. (125 кВт). Крутящий момент от него передается на автоматическую пятиступенчатую трансмиссию фирмы <Эллисон>, затем на двухступенчатую раздаточную коробку с блокируемым дифференциалом и далее на передние и задние оси. Тормозная система включает антиблокировочное устройство ABS. Колеса снабжены большими шинами компании <Мишлен> XZL 335/80 R20 с системой центральной подкачки, в которые введен специальный наполнитель, позволяющий продолжать движение, если шина повреждена.
Учитывая конкретные требования заказчика, компоновка корпуса может быть различной. Так, для бельгийских сухопутных войск предусмотрено, что экипаж VLRB должен состоять из трех человек, при этом механик-водитель и оператор систем располагаются рядом за большим пуленепробиваемым ветровым стеклом, состоящим из двух частей. Третий член экипажа сидит за ними и ведет стрельбу (наведение осуществляется дистанционно) из 12,7-мм пулемета, который установлен снаружи на вращающейся башенке.
Британские военные специалисты считают, что машина по программе FCLV должна быть не только разведывательной, но и выполнять другие задачи. Фирма АСМАТ намерена решить эту проблему, выпуская различные модификации одной базовой модели. Такой подход имеет свои минусы и плюсы. Но в любом случае реализовать его можно, учитывая относительно большой внутренний объем VLRB. У существующих образцов он составляет около 6 м\ позволяя монтировать различное оборудование и вооружение, размещать экипаж из четырех-пяти человек и Hcnonb30BaTbVLRB в качестве БТР или другой боевой машины. При небольшом изменении ширины с 2,2 до 2,4 м и высоты с 2,1 до 2,3 м полезный объем может быть увеличен до 9 м3, при этом новые размеры не будут препятствовать загружать VLRB в самолет С-130, помещать в стандартный контейнер ISO для транспортировки и двигаться без ограничений по дорогам. Возможности по перевозке личного состава и грузов машинами семейства VLRB могут быть еще увеличены за счет изготовления удлиненного варианта с колесной формулой 6х6. Такие машины на шасси VLRA уже построены. Их характеристики, по словам представителя фирмы АСМАТ, сопоставимы с соответствующими показателями машин фирм MRAV/ GTK, но при этом стоимость составляет всего 1/3 от стоимости последних,

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz