СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 2/2002

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ГЕРМАНСКИЙ ТАНК "ЛЕОПАРД-2А6"

Полковник А.АГАНОВ

схема

В настоящее время в зарубежных странах модернизация существующих основных боевых танков является одним из способов улучшения тактико-технических характеристик и доведения их до уровня, отвечающего современным требованиям. Так, в ФРГ фирмой <Краусс-Маф-феи> осуществляется програм-ма модернизации основного боевого танка (ОБТ) <Леопард-2>. Германскими специалистами на базе серийно выпускаемого с 1996 года ОБТ <Леопард-2А5> создана последняя модификация. которая имеет наименование <Леопард-2А6> (рис. 1).
Новый ОБТ <Леопард-2А6> предназначен для оснащения танковых подразделений национальных сухопутных сил, а также поставок на экспорт (Strv 122 для Швеции и <Леопард-2А6> ЕХ для других стран, в том числе с жарким климатом).
Основным вооружением модернизированной машины является новая 120-мм гладкоствольная танковая пушка L55 фирмы <Рейнметалл> с удлиненным на 1,3 м стволом. В ее боекомплект входят бронебойно-подкалиберные снаряды (БПС) ДМ 53. имеющие большую начальную скорость, соответственно улучшенную точность стрельбы и увеличенную бронеп-робиваемость, а также кумулятивные и ос-колочно-фугасные боеприпасы (всего 42).
Живучесть ствола составляет около 700 выстр. Дальность действительной стрельбы: с места - 3 500 м, с ходу - 2 500 м. Бронепробиваемость БПС на расстоянии 2 000 м под углом 60° составляет 350-370 мм гомогенной холоднокатаной броневой стали. Техническая скорострельность пушки 10 -12 выстр./мин. Труба ствола и казенная часть пушки имеют быстроразъемное соединение в виде секторной резьбы. Стрельба из пушки также может вестись всеми ранее применяемыми 120-мм танковыми боеприпасами. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, а на люке командира может устанавливаться зенитный пулемет такого же калибра (общий боекомплект составляет около 5 000 патронов). Кроме того, по бортам башни размещено по восемь дымовых гранатометов.
Система управления огнем фирмы <Атлас электроник> включает прицелы-приборы наблюдения командира и наводчика, танковый баллистический вычислитель, аппаратуру идентификации целей <свой -чужой> и стабилизатор основного вооружения с электромеханическим приводом.
Прицелы-приборы наблюдения командира (PERI-R17A2) и наводчика (EMES-18) имеют поле зрения с независимой стабилизацией линии прицеливания. Кроме того, в комбинированный прицел наводчика встроены лазерный дальномер и тепловизионная камера (дальность действия до 2 000 м). Для защиты органов зрения экипажа от лазерного облучения в прицелах имеются специальные фильтры. У наводчика установлен также вспомогательный шарнирный дневной прицел FERO-Z18. Для вождения в ночное время у механика-водителя имеется прибор ночного видения ВМ-8005. Рабочие места членов экипажа оборудованы дисплеями, на которые выводится вся необходимая информация. Для осуществления движения задним ходом на башне танка установлена телекамера. Поступающая с нее информация отображается на дисплее механика-водителя.
Элементами танковой информационно-управляющей системы (ТИУС) машины являются: бортовая ЭВМ с шиной данных стандарта 1553В; новые средства связи, обеспечивающие высококачественную цифровую, телефонную и факсимильную связь; навигационное оборудование LLN GX (инерциальная система, сопряженная с приемником КРНС NAVSTAR). Аппаратура ТИУС позволяет передавать и принимать формализованные распоряжения в графическом либо цифровом видах в масштабе времени, близком к реальному, отображать на электронном планшете командира цифровые карты в масштабе 1:25 000, 1:50 000 и 1:250 000 на фоне автоматически оцениваемой тактической обстановки.
Корпус ОБТ имеет дополнительное бронирование в передней части, а башня - броневые модули в передней части и листы на крыше. Внутри машины установлен проти-воосколочный подбой. Для защиты ходовой части по обеим сторонам корпуса имеются бортовые экраны. Ступицы опорных катков закрыты бронированными колпаками.
На машине установлена система предупреждения о лазерном облучении, высокочувствительные датчики которой работают в диапазоне длин волн 7,5 - 10,5 мкм. Силовое отделение оборудовано системой вентиляции, которая способствует уменьшению ИК сигнатуры машины, а камуфлированная окраска в виде пятен коричневого, зеленого и светло-зеленого цвета повышают его скрытность на местности. Внутри топливных баков имеется пористый наполнитель, значительно снижающий взрывоопасность при их повреждении. На машине установлена система защиты от оружия массового поражения, а также быстродействующее противопожарное оборудование.
Подвижность ОБТ <Леопард-2А6> обеспечивается силовым блоком, включающим дизель MB 873 Ка-501 и гидромеханическую трансмиссию HSWL-354/3. Дизель 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом фирмы MTV. Трансмиссия HSWL-354/3 фирмы <Ренк> гидромеханическая. В ее состав входят:однореакторная комплексная гидропередача с блокировочным фрикционом; двухпоточный механизм передачи поворота (гидрообъемная аксиально-поршневая передача с гидрозамедлителем) дифференциального типа, четырехступенчатая планетарная коробка передач с остановочными тормозами сухого трения и два бортовых редуктора. Накладки тормозов, выполненные из углепластика, характеризующегося высокой износостойкостью. Предусмотрена установка комплекта оборудования для дублирования управления машиной с места командира, а также дистанционного управления по проводам и радиоканалу.
Экспортные модификации имеют свои особенности по сравнению с базовой моделью. В частности, шведский ОБТ Strv 122 отличается системой управления огнем, наличием 80-мм многоцелевой гранатометной установки <Галикс> французской разработки, установленной вместо штатной, а также усиленной броневой защитой лба корпуса и башни, в связи с чем боевая масса машины увеличилась на 3 т.
Основной особенностью ОБТ <Леопард-2А6> ЕХ является его оснащение новым силовым блоком с поперечным расположением двигателя. Он более приспособлен к условиям эксплуатации в регионах с жарким климатом и имеет оптимальные характеристики по топливной экономичности (удельный расход дизельного топлива на режиме максимальной мощности составляет 215 г/кВт.ч), надежности и ремонтопригодности.
Силовой блок включает следующие основные агрегаты и системы: 12-цилиндровый, многотопливныйдизельМТ 883 Ка-500 фирмы МТУ с трехступенчатой комбинированной системой очистки воздуха; гидромеханическую трансмиссию HSWL 295 ТМ фирмы <Ренк> с автоматической пятиступенчатой коробкой передач. Управление двигателем и трансмиссией осуществляется электронной системой. Благодаря компактности силового блока объем мотор-но-трансмиссионного отделения уменьшен с 7,2 до 4,3 м3, а длина - на 1 м (рис. 2).
Командование сухопутных сил ФРГ до конца 2005 года планирует поставить в войска около 350 танков модификации <Леопард-2А6>. Швеция предполагает модернизировать 120 танков до модификации Strv 122 (рис. 3, национальное название немецкого танка <Леопард-2А6>), причем первую партию из 30 единиц - на германских предприятиях, а остальные 90 боевых машин - на шведских. Нидерланды выражают готовность закупить около 330 машин, Норвегия и Испания также рассматривают вопрос о приобретении нового танка <Леопард-2А6> ЕХ для своих сухопутных войск.
Основные тактико-технические характеристики ОБТ <Леопард-2А6>
Экипаж, человек.............................. 4
Боевая масса, т ............................. 59,9
Основные размеры, м:
   длина с пушкой вперед .................... 11,29
   длина по корпусу.......................... 7,72
   ширина по бортовым экранам ............... 3,74
   высота по крыше башни .................... 2,64
   высота по перископу командира ............ 3
   Клиренс, м ............................... 0,5
   Ширина трака, м........................... 0,635
Боекомплект:
   пушки, выстрелов ......................... 42
   пулеметов, патронов ...................... 5500
Максимальная скорость движения, км/ч:
   по шоссе ................................. 72
   задним ходом.............................. 31
Мощность двигателя, л. с. ................... 1 500
Масса двигателя, кг ......................... 2 590
Масса силового блока, кг..................... 4 840
Преодолеваемые препятствия:
   ров шириной.м ............................ 3
   вертикальная стенка высотой, м ........... 1,1
   подъем крутизной, град ................... 30
   крен крутизной, град ..................... 15
   водная преграда (брод) глубиной, м:
   без подготовки............................ 1,
   после подготовки ......................... 2,35
   водная преграда глубиной
   (с ОПВТ),м................................ 4
Запас хода по шоссе, км...................... 550
Емкость топливных баков, л................... 1200

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz