СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 2/2002
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗЕРВНЫХ КОМПОНЕНТОВ СВ США
Капитан Н.БАЛУКОВ
Особенности применения резервных компонентов (РК) в особых условиях мирного времени.
По официальным данным, на территории США только в 1998 году формирования национальной гвардии (НГ) применялись для решения следующих задач: ликвидация последствий ураганов (свыше 160 тыс. человеко-дней), торнадо (более 15 тыс.), тушение пожаров (10 700), выполнение правоохранительных функций (свыше 27 700), обеспечение проведения зимних Олимпийских игр (9 043), ликвидация последствий снежных бурь (1 651), а также засух, наводнений и т. д.
Специфика привлечения резервных компонентов вооруженных сил США в целом и сухопутных войск НГ в частности в операциях в условиях отсутствия войны заключается в значительном многообразии факторов и особенностей, которые приходится учитывать американскому военному командованию как при подготовке подразделений и частей, так и в процессе руководства ими в ходе резко отличающихся друг от друга по многим параметрам действий войск.
В данной статье анализируются особенности применения РК СВ США в таких актуальных и наиболее проработанных видах операций в условиях отсутствия войны, как миротворческие, по оказанию помощи гражданским властям, борьбе с терроризмом и наркобизнесом.
Миротворческие операции. Военно-политическое руководство США уделяет особое внимание данному виду операций, рассматривая их в качестве <важной составляющей обеспечения национальной безопасности>.
Следует подчеркнуть тот факт, что США имеют богатый опыт использования своих ВС в качестве инструмента политики <умиротворения> за рубежом. В частности, первой миротворческой операцией на международной арене американская историография официально считает вторжение на Кубу в 1905 - 1909 годах. К <миротворчеству> американцы относят также операции ВС США в Ливане в 1958 и 1982 годах, в Доминиканской Республике (1965 -1966) и другие.
Среди миротворческих операций следует выделить упоминавшуюся ранее миссию многонациональных сил на Синайском п-ове с участием ВС США, осуществлявшуюся не под эгидой ООН и учрежденную в соответствии с заключенным между Египтом и Израилем мирным договором и Кэмп-Дэвидскими соглашениями от 1978 года. В этой операции был задействован контингент ВС США численностью порядка одной тысячи военнослужащих. В 50 - 80-е годы США неоднократно принимали участие и в миротворческих операциях ООН, однако делали это либо путем перебросок грузов для <голубых касок> по воздуху, либо путем командирования своих военнослужащих в качестве военных наблюдателей ООН в зоны конфликтов.
В 90-е годы военнослужащие США участвовали в миротворческих операциях ООН как наблюдатели или входили в состав вспомогательных (обеспечивающих) миссий этой организации, действоваших в Западной Сахаре, на Ближнем Востоке, в бывшей Югославии, на иракско-кувейтской границе и в других регионах (рис. 1).
Между тем опыт передачи контингентов ВС США под командование ООН расценивается военным руководством страны в целом как <не совсем удачный>. Анализ операций в Сомали, Боснии и Герцеговине (Б и Г) и некоторых других государствах привел американских военных специалистов к выводу о том, что главными причинами провала и многочисленных жертв среди военнослужащих контингентов войск ООН были, прежде всего, нечеткость мандата операций, слабое боевое обеспечение, недостаточно продуманное планирование своих действий, неразвитость линий коммуникаций, плохо организованное МТО и ряд других.
В американских вооруженных силах к непосредственной подготовке и реализации задач <силового> миротворчества приступили в конце 80-х - начале 90-х годов. В частности, был опубликован Единый устав 3-07.3 <Основы совместных миротворческих операций>. На его базе применительно к сухопутным войскам американские специалисты разработали несколько версий специального полевого устава FM 100-23 <Миротворческие операции>, положениями которого должны руководствоваться войска в процессе этой специфической деятельности. Параллельно соответствующие положения, статьи и главы были внесены в другие уставы и наставления американских СВ, прежде всего в основной устав СВ США FM 100-5 <Операции> (1993) и ныне действующий одноименный новый устав FM 3-0 (2001).
В связи с происходящей в настоящее время реорганизацией вооруженных сил США в целом и возрастающей ролью резервных компонентов в условиях общего некоторого сокращения ВС в частности американское военное руководство рассматривает вопрос о резком увеличении объема задач, стоящих перед резервистами. Учитывая собственный опыт применения резервных компонентов, а также исходя из практики использования аналогичных компонентов ВС государств-союзников, доля резервистов в которых при проведении миротворческих миссий порой достигает 80-85 проц. от общей численности личного состава всех подразделений и частей, командование ВС США приняло решение о более широком использовании при их проведении как формирований национальной гвардии, так и организованного резерва. Например, в миротворческой операции сил по выполнению соглашения в Б и Г (IFOR) в составе американского контингента войск на начало 1996 года участвовало 3 800 резервистов.
Следует подчеркнуть тот факт, что в последних официальных документах министерства СВ США классификация всех миротворческих операций приведена к двум видам - <небоевые> (операции по поддержанию мира) и <боевые> (по установлению мира). Более того, в опубликованном в 1995 году Едином уставе 3-07 <Концепция совместных операций в условиях отсутствия войны> такие подвиды миротворческих операций как <способствование миру>, <строительство мира> и ранее редко упоминавшаяся в официальных документах <превентивная дипломатия>, вообще выделены в отдельный вид миротворческой деятельности.
Оказание помощи гражданским властям. Помощь гражданским властям военные структуры США оказывают на всем протяжении их существования, но с начала 90-х годов применение воинских формирований в этих целях приобрело более широкие масштабы. Это было обусловлено окончанием <холодной войны> и пересмотром внешних и внутренних приоритетов Соединенных Штатов, что позволило расширить рамки использования потенциала вооруженных сил для решения задач во всем спектре конфликтов в условиях отсутствия войны.
В настоящее время выделяются четыре основные направления деятельности, где помощь гражданским властям со стороны военных структур, и прежде всего сухопутных войск, представляется наиболее значительной и эффективной: ликвидация последствий стихийных бедствий и производственных аварий, недопущение или возмещение экологического ущерба, поддержание или восстановление правопорядка и законности, реализация гражданских проектов социально-экономического назначения. Деятельность в рамках трех первых направлений обычно носит характер чрезвычайных мер. При этом поддержка гражданских правоохранительных органов силами и средствами военного ведомства охватывает такие жизненно важные для общества сферы, как борьба с терроризмом, воспрепятствование распространению наркотиков, обеспечение общественной безопасности, подавление гражданских беспорядков.
В тех случаях, когда возникает необходимость в помощи гражданским властям со стороны военных структур, первые, как правило, просят привлечь части и подразделения сухопутных войск национальной гвардии. Считается, что СВ НГ, а также резерв СВ располагают развитой структурой боевого и тылового обеспечения, они наиболее технически оснащенные и подготовленные к действиям в условиях различных аварий, катастроф и т. п. Согласно статистике последних лет, наиболее частой причинои привлечения сухопутных войск национальной гвардии к оказанию помощи гражданским властям являются стихийные бедствия, с ними сопоставимы производственные аварии и экологические катастрофы; к ликвидации же гражданских беспорядков части и подразделения И Г привлекаются в 6 - 7 раз реже, что во многом объясняется различной частотой возникновения указанных чрезвычайных обстоятельств (рис. 2).
При оказании помощи местным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти отдельных штатов приказ об использовании национальной гвардии отдается, как правило, губернатором, которому в мирное время подчинены формирования НГ штата. Обычно их задействование происходит после того, как имеющиеся в распоряжении соответствующих гражданских структур собственные ресурсы израсходованы или когда предварительная оценка масштаба бедствия свидетельствует о том, что штат не в состоянии локализовать его последствия без дополнительной помощи извне.
При использовании национальной гвардии в кризисной ситуации губернатор делегирует функции по оперативному управлению ее частями и подразделениями генерал-адъютанту штата. Последний через свой штаб определяет количественный состав и структуру выделяемых сил и обеспечивает скоординированную реализацию планов действий в чрезвычайных условиях, которые имеются в большинстве штатов.
Если требуемая помощь оказывается на уровне нескольких штатов или федеральном уровне, использование воинских формирований оформляется исполнительным указом президента. Для решения задач в рассматриваемой области президент может привлекать как регулярные войска, так и резервные компоненты, варьируя их численность и состав в зависимости от реально существующих потребностей. Части и подразделения резерва при этом предварительно переводятся в состав регулярных войск.
Борьба с терроризмом и наркобизнесом. Как показывают события недавнего прошлого, рост терроризма, особенно международного, а также интенсивное поступление в США наркотиков из-за рубежа и связанные с этими явлениями насилие, международная нестабильность и появление внутренней напряженности представляют реальную и все возрастающую угрозу национальной безопасности страны.
В связи с этим при тесном взаимодействии с государственным департаментом и ведущими правоохранительными ведомствами США, прежде всего министерством юстиции и ФБР, министерство обороны в рамках <Программы правительства США по борьбе с терроризмом> и в соответствии с последними решениями военно-политического руководства по данной проблеме, а также с законом о борьбе с терроризмом (апрель 1996 года) и <Национальной стратегией контроля над наркотиками> (май 1996-го) обеспечивает решение целого комплекса задач по воспрещению террористических акций и противодействию нелегальному обороту наркотиков в ходе операций в условиях отсутствия войны.
Проблемы борьбы с нелегальным оборотом наркотиков в США приобрели особо острый характер. По официальным данным, в течение только 1990 года более 25 млн американцев принимали наркотики. По оценке американских экспертов, общий ущерб национальной экономике от наркобизнеса составляет 210 - 230 млрд долларов ежегодно, из них свыше 150 млрд сосредоточивается в криминальных сферах. Кроме того, внутренний аспект проблемы наркобизнеса, как и проблемы терроризма, тесно связан с внешним (международным) аспектом, представляя тем самым угрозу национальной безопасности США.
Исходя из вышеизложенного, руководство страны считает необходимым привлекать военные структуры к проведению операций в условиях отсутствия войны с целью повышения эффективности борьбы с наркобизнесом.При этом наиболее важная роль отводится как регулярным, так и резервным компонентам СВ. На них возлагается решение комплекса конкретных задач в области борьбы с наркобизнесом.
Обнаружение и мониторинг нелегального оборота наркотиков. Министерство армии является головным исполнителем при решении задачи обнаружения и мониторинга наземного, воздушного и морского транзита нелегальных наркотиков в США. Сухопутные войска решают ее несколькими путями, в том числе используя аэростаты наземного и морского базирования, наземные РЛС, а также ведут разведку и наблюдение за пределами континентальной части США. Необходимо подчеркнуть, что проведение конкретных оперативных мероприятий по захвату или аресту подозреваемых и контрабанды возлагается на гражданские правоохранительные органы.
Действенную помощь в борьбе с наркобизнесом на уровне штатов оказывает национальная гвардия, активно участвующая в мероприятиях по реализации планов, разрабатываемых губернаторами и проводимых правоохранительными органами.
В соответствии с требованиями устава FM 100-19 на контингент НГ, участвующий в операциях по борьбе с наркобизнесом, возложено решение следующих задач: наземная и воздушная разведка; наземное и воздушное наблюдение; использование наземных РЛС; обеспечение наземного и воздушного транспорта; инженерное, тыловое, информационное, ремонтно-техническое и административное обеспечение; изоляция района действий против наркобизнеса, координация, взаимодействие и связь; разработка и осуществление программ подготовки (обучения) специалистов, в том числе гражданских правоохранительных органов, включая иностранных (рис. 3).
В 2001 году части и подразделения НГ принимали участие в 1 500 операциях по борьбе с наркотиками, израсходовав при этом около 500 человеко-дней. Стоимость изъятых в ходе этих мероприятий наркотиков превышает один млрд долларов.
Белый дом рассматривает наркобизнес как угрозу национальной безопасности. В связи с этим в отношении его проводится жесткий курс, вплоть до привлечения вооруженных сил, прежде всего СВ и НГ, в рамках общенациональной политики, с соблюдением внутреннего военного и гражданского законодательства, а также международного права. При этом практические действия осуществляются на основе ведущей целевой программы <Национальная стратегия контроля над наркотиками>, а также соответствующих уставов и наставлений армии США. Особая роль принадлежит национальной гвардии, подчиненной в мирное время губернаторам штатов, которая может на добровольной основе участвовать в операциях по борьбе с наркобизнесом.
Использование сухопутных войск в условиях отсутствия войны в подавляющем большинстве операций данного класса сведено к их применению за пределами своей территории. При этом, как отмечают американские эксперты, специфика этих операций такова, что большая часть из стоящих перед СВ в целом и НГ в частности задач может быть решена без перебросок на заморские территории значительных по количеству контингентов войск. По их мнению, целесообразно применять лишь силы передового присутствия и ограниченно привлекать резервные компоненты.
Эффективному использованию резервных компонентов в значительной степени способствует автоматизированная система управления резервными компонентами (Reserve Component Automation System). Данная система оптимизирует управление, организацию и мобилизационное развертывание РК американских вооруженных сил. В случае полного развертывания она объединит свыше 10 тыс. формирований ИГ и резервов видов ВС, расположенных на 4 000 военных объектах во всех 50 штатах, трех территориальных владениях и федеральном округе Колумбия.
Учитывая возрастающую, по мнению американских военных специалистов, угрозу территории, населению и инфраструктуре США, резервные компоненты должны играть все большую роль в решении внутригосударственных задач. В связи с этим РК предполагается привлекать к решению следующих основных задач:
- оказание содействия другим государственным органам (например, ФЕМА) в предотвращении и (или) ликвидации последствий нападения на США, в том числе с использованием ядерного, химического и биологического оружия;
- защита важных элементов инфраструктуры США от физического и информационного воздействия;
- участие в пополнении личным составом системы национальной ПРО в случае развертывания таковой. ,
В связи с этим приоритетными становятся следующие направления деятельности РК СВ.
1. Решение резервными компонентами задач, связанных с возможным применением О МП против инфраструктуры США. Здесь имеется в виду участие формирований резервных компонентов в обеспечении физической защиты ключевых объектов инфраструктуры в случае возникновения инцидентов с ядерными материалами, химическим и биологическим оружием. , .
Однако в вопросах возможности обнаружения и нейтрализации химического, биологического или радиологического заражения из-за отсутствия специального снаряжения и навыков работы с ним резервные формирования не могут оказывать необходимого содействия.А те, у которых в наличии имеются такие средства, развернуты в основном на заморских территориях, на случай возникновения вооруженных конфликтов на ТВД. Придание таких возможностей резервным подразделениям на континентальной части США потребует их реструктуризации, дополнительного оснащения и специальной подготовки, что, в свою очередь, значительно повысит затраты на эти цели.
2. Создание единой организации по виртуальным информационным операциям с участием резервных компонентов. Для дальнейшего рассмотрения РК как сил, способных внести значительный вклад в решение задач внутренней обороны и более полного использования специальных навыков резервистов, было принято решение об образовании единой организации по виртуальным информационным операциям резервных компонентов (Joint Virtual Information Operations Organization), концепцией создания и применения которой, как планируется, будут заниматься управление информационных систем МО, ОШ КНШ и виды ВС. Такая организация отвечает политике <информатизации> вооруженных сил США в целом и, по мнению американских специалистов, в обозримом будущем должна стать составляющей информационной структуры государства.
3. Усиление участия РК в структурах <внутренней обороны>. Данной проблеме в последнее время уделяется все большее внимание в связи с произошедшими 11 сентября 2001 года террористическими актами в Нью-Йорке и Вашингтоне, поэтому предполагается повысить ранг рассматриваемого аспекта обеспечения национальной безопасности и дать ему новое качество и название - <Внутренняя безопасность> (Homeland Security).
В интересах совершенствования системы определения возможностей формирований РК по решению проблем внутренней обороны (безопасности) планируется использовать резервистов в создаваемых специализированных структурах. В настоящее время в США нет четко очерченной системы потребностей внутренней безопасности, и данные структуры, как ожидается, позволят решить проблему во взаимодействии с соответствующими гражданскими организациями. Создаваемый вариант структуры - ООФ внутренней обороны - будет, по всей видимости, подчиняться либо ФЕМА, либо специализированному агентству -Управлению внутренней безопасности (Office of Homeland Security).
Баланс между регулярными и резервными компонентами в данном ООФ может быть неустойчив, поэтому предварительно планируется создавать три пробных варианта такой структуры. Признанный наиболее эффективным из них и будет принят за основу. По предварительным подсчетам, при наличии в ООФ 100-процентного регулярного состава на его финансирование потребуется до 18 млн долларов ежегодно; при 70 проц. регулярного и 30 проц. резервного состава - приблизительно 13,5 млн; и, наконец, при 30 проц. регулярного, 30 проц. <постоянного состава> и 40 проц. состава из организованного резерва будут необходимы 13,3 млн ежегодно. Однако реальная эффективность действия ООФ внутренней обороны сможет быть выявлена только на основе практически проводимых мероприятий по обеспечению внутренней обороны (безопасности).
4. Применение личного состава РК в решении задач НПРО. На современном этапе США де-факто находятся в процессе развертывания системы национальной противоракетной обороны. По мнению американского военно-политического руководства, резервные компоненты могут занять свое место в этой системе. В настоящее время еще не существует окончательного варианта инфраструктуры, но по оценке специалистов предполагается включить в нее перехватчики наземного базирования, радарные установки и усовершенствованные радары раннего обнаружения. В связи с тем, что все эти элементы базируются на поверхности земли, обеспечение их деятельности может потребовать значительного использования резервистов.
По этому вопросу ведутся дискуссии, в которых принимают участие аппарат министра обороны, управление по противоракетной обороне, управление программ НПРО и аппарат министра армии, но дискуссии идут не о возможности привлечения РК в вышеуказанный процесс, а о возможных потребностях в личном составе, его качественных и количественных характеристиках.
5. Расширение участия РК в операциях по борьбе с наркобизнесом. В настоящее время важное значение имеет участие регулярных и резервных компонентов в мероприятиях по противодействию незаконному обороту наркотиков. В некоторых случаях потребности задач определяются наличием определенных ресурсов, а эти ресурсы имеются в резервных компонентах. По подсчетам американских специалистов, ежегодные затраты в 20 млн долларов позволят резервистам решить те неохваченные проблемные зоны, которые имеются у регулярных сил. Возможное дополнительное применение оценивается в 237 тыс. человеко-дней в год.
Спектр решаемых резервными компонентами СВ задач в ходе операций в условиях отсутствия войны (в особых условиях мирного времени) весьма широк - это не только борьба с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, миротворческие операции, но и оказание помощи местным гражданским структурам, в том числе по ликвидации гражданских беспорядков, последствий стихийных бедствий и другие.
Таким образом, применение резервных компонентов СВ в различных целях во всех условиях военно-стратегической обстановки находится в общем русле использования РК ВС, но имеет ряд особенностей. Специфика применения резервных сил сухопутных войск определяется наличием больших, чем в других видах ВС, возможностей в плане личного состава, а также материально-технического и ресурсного обеспечения.
Необходимым условием своевременного применения РК является их соответствие требованиям и нормативам мобилизационного развертывания, поскольку временные задержки в их развертывании и переброске на ТВД в случае начала военного конфликта или войны, а также при использовании в случае возникновения чрезвычайной ситуации внутри страны может повлечь за собой значительные и невосполнимые потери.
Таким образом, резервные компоненты СВ могут применяться при возникновении крупной войны на ТВД, регионального (локального) кризиса и в операциях в особых условиях мирного времени (в том числе в интересах <внутренней обороны>).
HTTP://ATTEND.TO/COMMI