ЗВО - 05'2002

РАЗРАБОТКА ТРАНСПОРТНЫХ ДИРИЖАБЛЕЙ С ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКОЙ ПОВЫШЕННОЙ МАССЫ

Подполковник Р.ИВАНОВ

Военным руководством США ведется ряд работ но созданию новых транспортных средсгп, предназначенных для переброски военной техники, вооружений и войск с континентальной части на заморские ГУД. Одним из наиболее перспективных считаются транспортные летательные аппарат (ЛА), созданные на основе дирижаблей. По мнению военных специалистов, их основными преимуществами по сравнению с военно-транспортными самолетами являются более высокая (в 10 раз) масса полезной нагрузки и значительный объем грузового отсека, что позволит осуществлять переброску практически всей боевой техники, включая основные боевые танки, тяжелые транспортные вертолеты и другую без предварительной разборки, а также повышенная скорость переброски по сравнению с морским транспортом. При пом рассматриваются проекты как национальной, так и зарубежной разработки.
Американская корпорация <Локхид - Мартин> совместно с ВВС проводит исследование концепции перспективного транспортного гибридного ЛА. получившего обозначение <Аэрокрафт>, использование которого предполагается со стандартных ВПП длиной 3 000 и шириной 30 м.
Данный ЛА выполнен на основе дирижабля и оснащен грузовыми отсеками общей площадью около 1200 м2. В состав силовой установки планируется включить четыре турбовинтовых двигателя, оснащенных шестилопастными винтами.
Основные ТТХ ЛА <Азрокрафт> (проектные)
Максимальная масса полезной нагрузки, т 1000 
Крейсерская скорость полета, км/ч        200 
Практический потолок, м                 3000 
Максимальная дальность полета, км       9300 
Геометрические размеры, м 
 - длина                                 307 
 - высота                                 77 
Типовые варианты загрузки будут включать: до 172 стандартных грузовых контейнеров М1 или 220 грузовых поддонов 463L: 18 ударных вертолетов типа АН-1 <Кобра>, АН-64 <Апач> или RAH-66 <Команч>; до восьми основных боевых танков М1А1, А2 <Абрамс> либо 16 боевых машин пехоты М2А2 <Брэдли>.
Общая стоимость НИОКР составляет 4,5 млрд долларов. Согласно планам их проведения предусматривалось изготовление уменьшенного образца такого ЛА и проведение в 2001 году его демонстрационных летных испытаний, в 2004 - 2006-м изготовление первого опытного образца, а в начале 2007-го его летные испытания. Поставки транспортных ЛА <Аэрокрафт> в строевые части ожидаются после 2008 года.

Скайкэт-1000 Скайкэт-1000

Британской фирмой ATG (Advanced Technology Group) ведется разработка транспортных дирижаблей для использования в военных целях. Но оценкам представителей МО Великобритании, наибольший интерес представляет проект дирижабля <Скайкэт-1000> (SkyCat 1000) с полезной нагрузкой массой 1 000 т. Предполагается, что корпус нового транспортного ЛА будет представлять два дирижабля с боковым соединением по типу катамарана под обшей оболочкой. Считается, что такая компоновка позволит обеспечить снижение объема дирижаблей благодаря созданию до 60 проц. подъемной силы корпусом при крейсерском полете.
В состав силовой установки планируется включить четыре турбовинтовых двигателя (два маршевых, один для подъема и один для маневрирования при погрузке/выгрузке).
Размеры грузового отсека (общая площадь 995 м2) дадут возможность перебрасывать по воздуху до 1500 полностью экипированных военнослужащих, вооружение и военную технику, в том числе до 16 ОБТ <Абрамc>, а также вертолеты типов <Апач> и <Чинук> без расстыковки лопастей несущего винта. При этом намечается оборудовать дирижабль специальными устройствами, обеспечивающими погрузку/выгрузку вооружений и военной техники, в том числе на режиме висения, а также посадочными устройствами, позволяющими осуществлять посадку на неподготовленные площадки (глубокий снег, заболоченная почва) и воду.
Основные ТТХ ЛА <Скайкэт-1000> (проектные)
Масса, т: 
 - пустого                          90 
 - максимальная полезной нагрузки  540 
 - максимальная взлетная           635 
Крейсерская скорость полета, км/ч  240 
Практический потолок, м           1200 
Максимальная дальность полета, км 8000 
Геометрические размеры, м: 
 - длина                           256 
 - ширина                          136 
 - высота                           83 
По оценкам разработчиков, стоимость одного такого ЛА составит не более 200 млн долларов. В случае размещения соответствующего заказа фирма-разработчик планирует начало поставок ЛА в течение четыре лет со дня подписания контракта.
Фирмой ATG ведется также разработка дирижаблей <Скайкэт-200> и <Скайкэт-15> с массой полезной нагрузки 200 т и 15 т соответственно, прототип последнего совершил первый полет в июне 2000 года.

CL-160-R1

Министерство обороны США исследует также возможность использования в военных целях транспортного дирижабля CL-160, который разрабатывается немецкой фирмой <Карголифтер> (Cargolifter). Предполагается, что дирижабль, выполненный с полужесткой оболочкой с гелиевым наполнением будет иметь: максимальную скорость полета 140 км/ч, практический потолок 4000 м, перегоночную дальность 8000 км, максимальную взлетную массу 450 т, максимальную массу полезной нагрузки 160 т, длину 260 м, диаметр 65 м. размеры грузового отсека 60 х 8 х 8 м. В состав его силовой установки предполагается включить четыре дизельных двигателя. В настоящее время проходит испытания уменьшенная (длина 32 м) демонстрационная модель дирижабля CL-160-R1, а также закончено строительство полужесткого ангара (длина 107 м) для производства полномасштабных образцов и ведется постройка ангара длиной около 260 м. В 2001 году началось производство восьми дирижаблей для проведения испытаний, полег первого ожидается в 2002 году.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz