ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 2/2002
ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ВМС ИНДИИ
Капитан 1 ранга В.ФЕДОРОВ
Правительство Индии одобрило в начале февраля 2002 года программу модернизации военно-морских сил страны, рассчитанную на 30 лет. Командование ВМС расценивает этот шаг как <важную веху в истории военно-морского флота страны>. Основными положениями программы, подготовленной совместно министерством обороны и штабом флота, являются приобретение и самостоятельное строительство авианесущих и других боевых надводных кораблей, а также продолжение совершенствования подводных сил.
В перспективе, по расчетам командования, ВМС должны располагать тремя авианосцами, способными к развертыванию в восточной (Бенгальский залив) и западной (Аравийское море) акваториях Индийского океана на ротационной основе. Основу проекта составляет приобретение у России тяжелого авианесущего крейсера <Адмирал Горшков> типа <Киев> (проекта 1143.4). В соответствии с долгосрочным соглашением работы по его модернизации, ведутся с начала 2000 года в Северодвинске и продлятся еще два-три года. Корабль (полным водоизмещением 45 тыс. т), будет способен нести 25 - 28 палубных истребителей МиГ-29К, и пять вертолетов Ка-31. По сообщениям местных СМИ, стоимость контракта составит 636 млн долларов.
В дальнейшем (к 2007 году) индийский ВПК, по данным министерства обороны страны, планирует построить самостоятельно другой корабль этого типа (<Вик-рант>) на национальной судоверфи Кочин. Действующий в составе ВМС легкий авианосец (CV) <Вираат> типа <Гермес> английской постройки 1959 года (с 12 истребителями <Си Харриер> FRS Mk51 и семью вертолетами <Си Кинг> Mk 42B/C) должен быть выведен из состава флота в 2006-м.
По заказу Индии на Северной судоверфи Балтийского завода в Санкт-Петербурге строятся три фрегата УРО типа <Тальвар> проекта 1135.6/17 (полным водоизмещени-ем 3 250 т). Головной корабль, спущенный на воду в мае 2000 года, уже прошел заводские испытания и в мае 2002-го должен быть передан флоту. Два других спущены на воду в ноябре 2000- и в сентябре 2001 года. Их строительство завершится в марте и сентябре 2003-го соответственно. В дальнейшем планируется заложить еще три корабля этого типа (на национальной судоверфи Мэзэгон, г. Бомбей).
На этой же судоверфи заканчивается строительство серии (из четырех) корветов типа <Кора> (проекта 25А, водоизмещением 1 350 т). Четвертый корабль -<Кармух> (Р 64) - планировалось передать флоту в феврале 2002 года. В дополнение к 12 построенным в период с 1987 по 2001 год корветам типа <Веер> (<Тарантул I> проекта 1241RE) на судоверфи в Гоа планируется заложить еще четыре (модифицированного проекта).
В 1997 году по договору с Россией начались работы по модернизации подводных лодок типа <Кило> (проекта 877ЕМ/ 8773, см. рисунок). К настоящему времени они завершены на трех (из десяти) ПЛ: <Синдхувир> (в 1999 году, в Северод-винске), <Синдурадж> и <Синдукесари> (в 2001-м, на Адмиралтейской судоверфи в Санкт-Петербурге) и продолжаются еще на двух - <Синдуратна> (в Северодвинске) и <Синдугош> (на национальной судоверфи в Ви-загапатам). Ведутся переговоры с Россией и Францией о приобретении ПЛ типа <Амур> или <Скорпион> с правом получения лицензии на их последующее производство. Однако приоритетным направлением в области подводного кораблестроения является оснащение ВМС атомными подводными лодками (АПЛ). Проектирование собственной АПЛ ведется с 1985 года совместно с Россией, спуск лодки (водоизмещением до 6 000 т) на воду ожидается в 2007-м. Как сообщает местная пресса, к 2004-му ВМС намерены приобрести в России на условиях лизинга (сроком на пять лет) две АПЛ типа <Акула> или <Барс> проекта 971.
Закупка партии сверхмалых ПЛ, несмотря на продолжительные переговоры с различными фирмами, откладывается (в 1991 году Индия приобрела 11 двухместных подводных аппаратов типа CE2F/FX100 <Космос> для использования в операциях сил спецназ).
Программой предусматривается и последовательное обновление корабельного состава береговой охраны (в том числе строительство четвертого патрульного корабля типа <Самар> к 2005 году и приобретение в дополнение к первому, поставленному в 2000-м, еще пяти катеров на воздушной подушке типа <Гриффон> 8000 TD(M) к 2002-му), а также судового состава вспомогательного флота.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI