ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 2/2002
МОРСКОЙ АСПЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
Капитан 1 ранга В.ЧЕРТАНОВ
Первая волна международного терроризма, начало которой относится западными аналитиками к 1968 году, прокатилась по многим странам мира многочисленными терактами преимущественно на авиалиниях и воздушных лайнерах. После принятия правительственными и коммерческими авиакомпаниями соответствующих мер безопасности по защите самолетов гражданской авиации атаки террористов перекинулись на наземные цели: аэропорты, дипломатические миссии, отдельных представителей большого бизнеса и политического истеблишмента, что также не осталось без внимания служб безопасности большинства стран. Сужение кольца противодействия терроризму на земле и в воздухе, особенно после серии беспрецедентных атак камикадзе, в сентябре 2001 года на здания МТЦ в Нью-Йорке и Пентагон в Вашингтоне, вынуждают террористов подыскивать новые, менее защищенные объекты для нападения. По мнению многих зарубежных обозревателей, в настоящее время и в ближайшем будущем международный терроризм сосредоточит свою диверсионную деятельность, по всей вероятности, на более доступных, морских, целях - коммерческих водных коммуникациях, океанских транспортных и пассажирских судах.
Уязвимость военно-морского и коммерческого судоходства от терроризма на море достаточно убедительно была продемонстрирована 12 октября 2000 года атакой, организованной членами террористической организации <Аль-Каида>, на американский эскадренный миноносец УРО <Коул>, находившийся в то время на стоянке в йеменском порту Аден. Преданный широкой огласке, этот инцидент, повлекший за собой серьезные материальные и моральные потери для США (17 убитых и 42 раненных членов экипажа, значительные повреждения боевого корабля, рис. 1) и внушавший многим опасения и тревогу, немедленно вызвал реакцию со стороны других террористических групп в Азии и на Среднем Востоке, подтолкнул их к организации других подобных диверсий на море. Так, 23 октября катера со смертниками из организации <Тигры освобождения Тамил Илама> (LTTE) уничтожили один и повредили другой быстроходный паром в Шри-Ланке, а 7 ноября того же года боевики из палестинской организации ХАМАС предприняли атаку на израильский военный катер, лишь незначительно повредив его ввиду преждевременной детонации подрывного заряда. Как было установлено западными спецслужбами, успех атаки на ЭМ УРО <Коул> стимулировал также интерес многих террористических групп к техническим средствам проведения терактов на море (а некоторые группы инвестировали в них значительные средства).
Реальные возможности морских террористов как на тактическом, так и стратегическом уровне создают многостороннюю, комплексную угрозу безопасности в международном масштабе. Соответствующие службы ряда государств подвергли серьезному анализу тактико-технические приемы морского терроризма, а три упомянутые атаки смертников на море, предпринятые в течение почти месяца (с 12 октября по 7 ноября 2000 года), развенчали сомнения многих в реальности существования такой <асимметричной> угрозы. Тем не менее основные ассигнования на средства самообороны кораблей по-прежнему сфокусированы на противодействии традиционным угрозам <противника> с воздуха, моря и берега (то есть ПВО, ПЛО, ПКО и ПРО), и лишь в составе ВМС очень немногих морских держав параллельно создавались элитные формирования (такие, как эскадра катеров специального назначения (SBS) в Великобритании, отряды разведчиков-диверсантов (SEAL) в США или силы спецназ морской пехоты в Индии, ориентированные с недавних пор и на борьбу с терроризмом), обладающие определенными контртеррористическими возможностями.
Если наземные средства вооруженной борьбы после окончания <холодной войны> были четко разграничены на две категории: общего назначения и нетрадиционные (unconventional), то в области морских боевых средств, как отмечается в соответствующих исследованиях на Западе (в частности, в Центре изучения проблем терроризма и политических волнений при Шотландском университете и Институте международной политики в области контртерроризма Израиля), этого практически не произошло. В то же время террористические группы, как свидетельствует недавний опыт, могут в кратчайшие сроки сместить акценты своих действий с наземных объектов на морские.
Инвестирования ВМС большинства стран в средства защиты своей инфраструктуры и ведения асимметричных боевых действий на море явно неадекватны существующей угрозе (некоторые сдвиги отмечались на ряде направлений борьбы против пиратских действий). И хотя это положение в ближайшей или среднесрочной перспективе может быть выправлено, морской терроризм будет в обозримом будущем представлять, по заключению западных экспертов, ощутимую угрозу военному и торговому судоходству.
В недавнем прошлом каких-либо заметных тенденций или признаков <переключения> террористов на акции против морских объектов не проявлялось, хотя отдельные терракты на море имели место в различных регионах мира. В течение трех последних десятилетий действия морских террористов регистрировались в различных районах Европы, Латинской Америки, Среднего Востока, на юге Африки, в Южной и Юго-Восточной Азии, однако недостаточно анализировались на Западе в материалах исследований по проблемам терроризма. Эффективное противодействие вызовам так называемой <серой зоны> требует от политических лидеров организации скоординированных операций спецслужб под военной и гражданской юрисдикцией как на национальном, так и на международном уровне. Если мировое сообщество будет настроено эффективно противостоять новой растущей угрозе современной эпохи, жизненно важно, по мнению западных аналитиков, обосновать намечающуюся стратегию борьбы с терроризмом доктринально.
Тактико-технические приемы морского терроризма. Количество террористических групп, обладающих в настоящее время возможностями совершения диверсионных актов на море, считается незначительным, однако атака на ЭМ УРО <Коул> продемонстрировала, что оно может резко возрасти в самые короткие сроки. Поэтому ознакомление профессионалов, связанных с обеспечением безопасности военных и коммерческих судов, с современными и будущими тактико-техническими приемами террористических действий на море приобретает, как полагают на Западе, особое значение.
Морские объекты уязвимы для атак террористов со стороны берега, моря и воздушного пространства. Тактика террористических действий варьируется от применения наземных групп, подготовленных для установки взрывных устройств на корабли, до задействования подводных пловцов, штурмовых самолетов и постановки морских мин, а их техническое оснащение - от современного снаряжения аквалангистов, морских скутеров и быстроходных катеров до самых совершенных навигационных систем определения местана-хождения (GPS). Поскольку эти технологии общедоступны, их приобретение достаточно сложно контролировать. Многие современные технические средства могут применяться как в военных, так и в гражданских целях, и оказавшиеся в распоряжении террористов технологии двойного назначения способствуют повышению эффективности их действий.
Тактика действий морских террористов против кораблей в базах и портах и против судов, находящихся на переходе морем, имеет свои особенности. При этом применение тех или иных тактических приемов находится в зависимости от многих факторов: мотивации террористической группировки, ее оперативного опыта, класса и типа атакуемого корабля, важности и ценности предполагаемой цели, системы безопасности гавани или порта.
Если гавань не защищена, террористы на выбранный в качестве цели корабль устанавливают, как правило, взрывное устройство. Когда целью хорошо оснащенной группы является нанесение максимального повреждения объекту, взрывное устройство ставится обычно под днищем корабля в районе машинного отделения. Для этого задействуются подводные пловцы обычно достаточно высокой квалификации. Чтобы уничтожить корабль, стоящий на якоре или у пирса в защищенной гавани при ограниченном доступе к нему со стороны порта, террористические группы снаряжают специально подготовленные подводные подрывные команды (UDT - Underwater Demolition Teams).
Пока только несколько террористических групп обладают такими возможностями, которые способны свести к минимуму вероятность их обнаружения и довести до максимума масштабы наносимого ущерба. К самым последним достижениям в арсенале оснащения некоторых террористических групп относится специальное снаряжение с замкнутым дыхательным циклом (изначально предназначенное для боевых подводных пловцов разведывательно-диверсионных подразделений), эффективно снижающее риск обнаружения диверсанта (ввиду отсутствия пузырьков выдыхаемого воздуха на водной поверхности), -я>
В зависимости от географического расположения гавани и системы ее безопас* ности подводные пловцы выходят на цель со стороны моря или берега. Доставка их на обычной моторной лодке повышает вероятность обнаружения, поэтому чаще террористические группы используют морские скутеры. Когда подходы к цели охраняются, а дистанция до нее значительна, запасов воздуха у пловцов-водолазов может оказаться недостаточно, чтобы выполнить задачу и отойти на безопасное расстояние. Так как затраты на подготовку таких профессионалов весьма существенны, то при невозможности их возвращения террористическая группа, как правило, воздерживается от проведения акции. В противном случае пловец при выходе на особо важную цель рискует быть захваченным при возвращении, или вынужден жер-твовать собой в момент взрыва.
Чтобы решить проблему гарантированной досягаемости цели, террористические группы вкладывают значительные средства в приобретение или строительство подводных аппаратов. В течение последнего десятилетия были отмечены три попытки подпольного строительства малых подводных лодок (рис. 2) в районах Богота и Картахена (Колумбия) и на юге Индии. Первые две были предприняты колумбийскими преступными группами, связанными с местными террористическими организациями, а третья - со стороны группировки LTTE. Во всех случаях лод-(и первоначально предназначались для транспортировки наркотиков. Не задержанные тогда службой безопасности Индии, конфисковавшей лодку, террористы из LTTE в начале 2000 года снова предприняли попытку построить мини-ПЛ в зоне туризма Пукет (Таиланд), на этот раз со специальным люком для выхода подводных пловцов. Эти примеры свидетельствуют о том, насколько близко террористические организации подошли к технологиям создания современных подводных аппаратов.
В случаях слабой защищенности гаваней террористы могут предпринять атаки на боевые корабли или другие объекты инфраструктуры ВМС как со стороны моря, так и с берега. При атаке со стороны моря факторы скорости, скрытности и внезапности достигаются за счет использования малых низкосидящих катеров повышенной маневренности, которые обладают незначительной радиолокационной заметностью. Система безопасности даже хорошо защищенной гавани может быть преодолена при одновременной скоординированной атаке нескольких катеров с разных направлений. Операция обычно завершается применением гранат или тараном цели катером, снаряженным взрывчаткой.
Применяя тактику <камикадзе>, террористические группы значительно повысили результативность своих акций, особенно в сравнении с группами, не прибегающими к использованию смертников. Однако по мере развития и быстрого распространения технологий дистанционного управления последние также способны достичь высокой степени эффективности.
Тактика террористических действий против кораблей и судов в открытом море предусматривает атаки террористов как на движущийся надводный объект, так и на дрейфующий или стоящий на якоре. Подводные пловцы при этом могут использоваться в основном против неподвижных судов. В типовом варианте морская цель, как стационарная, так и движущаяся, может быть атакована террористами на хорошо оснащенных боевыми и техническими средствами быстроходных катерах. Большинство из них вооружены достаточно широким набором систем оружия: от реактивных гранатометов и легких противотанковых установок (под боеприпасы кумулятивного действия) до артиллерийских систем калибров 20, 23, 30 или 50 мм, пулеметов (крупнокалиберных или общего назначения) и автоматов. Состав вооружения и численность экипажа такого катера варьируются в соответствии с условиями обеспечения его ходовых качеств.
Быстроходными катерами могут быть с успехом атакованы как торговые суда, так и пассажирские (круизные) лайнеры, которые с учетом угрозы могут обладать определенными оборонительными возможностями. В зависимости от наличия на них боевых средств террористы могут понести те или иные потери. Еще до атаки на американский ЭМ УРО <Коул> террористическе группы в регионах Среднего Востока и Азии предпринимали нападения и на военные корабли в открытом море. Для достижения фактора внезапности они, пытаясь ввести в заблуждение вахту боевого корабля, нередко маскировали свои катера под рыболовные шхуны. Тактические приемы атаки ставились в зависимость от вооружения и степени готовности корабля. Чаще всего применялась тактика <волчьей стаи>, когда несколько катеров приближались к цели с разных направлений.
Более предпочтительными объектами для террористов оставались все же коммерческие суда, однако для достижения внезапности элементы маскировки в тактике нападения применялись во всех случаях. Так, они проникали на пассажирские лайнеры (например, <Акилле Лауро> в 1985 году) под видом туристов, маскировались под представителей береговой охраны или ВМС (члены организации LTTE перед нападением на индийские рыболовные суда перекрашивали свои катера под цвета патрульных судов Шри-Ланки, в форме ВМС этой страны поднимались наборткомерческихсудовит.п). ;
Подобно морским пиратам, нападающим на суда с целью захвата грузов и других ценностей, политически мотивированные террористы, предпочитая зачастую повредить, а не уничтожить корабль, не отказываются от возможностей пополнения своих запасов. Как те, так и другие, получив практически неограниченный доступ ко всем видам оружия, преследуя свои цели, не остановятся перед убийством ни в чем не повинных членов экипажа или пассажиров.
Ряд террористических групп <специализируются> на использовании морских мин, которые сами производят или закупают. Например, <Революционные вооруженные силы Колумбии> (FARC) получили их, как считают на Западе, с помощью коррумпированных представителей государственных структур на Среднем Востоке, террористические группы LTTE производят собственные минные средства. Латиноамериканские и азиатские террористы широко применяют как контактные мины, так и управляемые по проводам. Однако в открытом море минные постановки осуществляются террористами не часто, да и в бухте, на фарватере или в узком проходе их надо выставить так, чтобы гарантировать поражение нужной цели.
Применяются и другие инновационные методы террора. Так, члены организации, выступающей за независимость басков (Euaskadi ta Eskatasuna - ЕТА), для подрыва испанского боевого корабля использовали начиненную взрывчаткой радиоуправляемую модель катера. Некоторые террористические группы на Среднем Востоке, в Латинской Америке и Азии приобретают (или добывают) планеры, индивидуальные летательные аппараты и даже самолеты (в частности, в Великобритании, Италии, Франции, Швейцарии, США и в Австралии). На Западе существуют опасения, что в ближайшем будущем террористы достигнут реальных возможностей для нанесения ударов по наземным и морским целям с воздуха.
В современных условиях террористические группы и организации (в том числе и морской направленности) активно обмениваются опытом, технологиями, идеями и методами проведения своих акций. В результате смещения <центра тяжести> международного терроризма из района Ближнего Востока в Афганистан (здесь до недавнего времени находился самый крупный центр подготовки иностранных террористов) открывались возможности более тесного взаимодействия между экстремистскими группами Среднего Востока и Азиатско-тихоокеанского региона.
Организация и инфраструктура морского терроризма. Наибольшее количество терактов на море совершила группировка LTTE, сражающаяся за создание независимого государства тамилов на северо-востоке Шри-Ланки. Как признанный лидер среди азиат*> ских террористических организаций, она создала самую совершенную морскую состав^ ляющую - практически крупнейший в мире негосударственный флот, оперативно действующий в составе двух отдельных формирований.
Первое из них - <Морские тигры> - представляет собой амфибийную группу," насчитывающую 3-4 тыс. морских террористов и обладающую возможностями для проведения террактов и пиратских действий в территориальных (brown) и прибрежных (green) водах, а также в открытом море (blue water). Организационно формирование состоит из 12 секций: боевых морских подразделений, подводных подрывных команд (UDT), ударных групп <Морские тигры>, инженерных и судостроительных структур, отряда радиолокации и телекоммуникаций, арсенала моржих вооружений, мореходной школы, рекрутской, политической пропаганды и финансирования, тылового обеспечения исключительной экономической зоны, наблюдения и разведки, культурно-бытовой и регистрационной. С <Морскими тиг-эами> тесно взаимодействуют еще три секции: женская (до 30 проц. террористов -женщины), военно-морской разведки (возглавляемая офицером военной развед-<и) и <Черные тигры> (команда смертников).
Формирование <Морские тигры> оснащено по последнему слову техники и самостоятельно производит плавучие мины, подводные взрывные устройства и даже умело построить малую подводную лодку (захваченную впоследствии индийскими службами). В настоящее время ведутся эксперименты с торпедой, управляемой смертником (рис. 3). На собственных судоверфях строятся фиберглассовые катера четырех типов: <Трикка>, использующийся для заброски легких водолазов (скорость .ода до 45 уз. экипаж четыре человека, вооружение - пулемет); <Судай> - для нападения на боевые катера ВМС (10 уз, шесть человек, пулемет); <Мурадж> (45 уз, 10 человек, три пулемета), предназначенный для атак на боевые катера, а также для переброски команд террористов и предметов снабжения; двухместный катер смертников <Идай-ан> (рис. 4), который начиняется взрывчаткой, детонирующей при контакте с целью, и развивает скорость хода до 45 уз. В настоящее время встречается несколько модификаций этих катеров (рис. 5 и 6).
В конфронтации с ВМС Шри-Ланки <Морские тигры> уничтожили, по данным западных СМИ, от 1/3 до половины патрульных кораблей, патрульных, ракетных и артиллерийских катеров противной стороны, а также потопили боевой корабль <Сагаравардана> и захватили его командира в ходе операции с участием катеров (в том числе со смертниками), применивших тактику <волчьей стаи>. Они провели многочисленные операции в северных водах и даже предприняли попытку уничтожить грузовой транспорт, перевозивший израильские истребители <Кфир> в порт Коломбо (транспорт встал под разгрузку на день раньше намеченного срока, и операция смертников сорвалась).
Кроме систематических партизанских действий против флота Шри-Ланки и нападений на частные и рыболовные суда, <Морские тигры> ведут пиратские действия против иностранных коммерческих судов (под любым флагом). В частности, в разное время были атакованы: <Ириш Мона> (август 1995 года), <Принцесса Узив> (август 1996-го), <Афина> (май 1997-го), <Майсен> и <Моронг Бонг> (июль), <Кордиэлити> (сентябрь) и <Принцесса Кэш> (август, 1998). Они также выполняют такие важные функции, как транспортировка наемников и предметов снабжения в поддержку наземных операций LTTE, контролирование собственной экономической зоны (встречают на границе территориальных вод Шри-Ланки свои океанские торговые суда, сопровождают их до пунктов выгрузки закупаемых за рубежом вооружений и прочих грузов). Для этих целей привлекается специальная обеспечивающая флотилия (MLST - Marine Logistic Support Team) катеров типа <Мираж>. Эти суда (длиной 50 и шириной 16 футов) имеют корпус из стеклопластика, в качестве ЭУ используют четыре дизеля мощностью по 250 л. с., оснащены современными средствами связи и вооружены 50-мм АУ, пулеметами и другими боевыми средствами. Обычно их (так же, как и торговые суда LTTE) дополнительно прикрывают катера (в том числе со смертниками) из состава боевых подразделений формирования.
Второе формирование флота LTTE, объединяющее океанские торговые суда (собственные или зафрахтованные), предназначено для скрытной переброски вооружений, наемников и наркотиков, имеет собственную систему управления и связи и действует независимо от <Морских тигров>.
Весь этот <торговый флот> включает более 20 судов, эксплуатирующихся под флагами Панамы, Гондураса, Либерии, Кипра, Греции, Мальты и Новой Зеландии специально созданными <под крышей> LTTE компаниями. Экипажи судов комплектуются шри-ланкийскими тамильцами или иностранцами. На 90 проц. они используются для транспортировки обычных грузов (риса, муки, сахара, цемента, удобрений и древесины). Перевозка легальных коммерческих грузов служит прикрытием для доставки вооружений, снаряжения, взрывчатых веществ и изделий двойного назначения. Большинство образцов вооружений сопровождалось поддельными или обезличенными сертификаторами конечного пользователя. Общие объемы перевозок военных грузов оцениваются на Западе как крупнейшие в истории партизанского движения и терроризма.
Закупки изделий двойного назначения LTTE осуществляла в таких странах, как Малайзия (акваланги, скоростные лодки, подвесные моторы), Сингапур (оборудование связи и навигации, химикаты), Австралия (легкие самолеты, планеры), Дания (морские скутеры, рис. 7), Германия (телескопические приборы наблюдения) и Великобритания (микропленки и средства связи). В случае перехвата транспорты могли применять крупнокалиберные огневые средства поражения, а при перевозке смертоносных грузов и подрывать их. Тем не менее были и потери: два судна <торгового флота> LTTE были уничтожены ВВС Шри-Ланка (в 1996 и 1997 годах), три судна были перехвачены кораблями ВМС Индии (в 1991,1996 и 1997-м), Малайзия конфисковала груз одного судна (в декабре 1990-го), другое было захвачено в ноябре 1992-го у берегов Таиланда.
К концу 90-х - началу 2000-х годов руководство LTTE, обеспокоенное тем, что перевозки нелегальных грузов отслеживаются, зафрахтовало для этих целей несколько иностранных транспортов. И хотя агенты организации закупали вооружения в Африке, Центральной и Южной Америке, в других регионах, а ее суда постоянно курсировали в Атлантике и Тихом океане, разведывательные службы смогли накопить весьма ограниченный объем компрометирующей информации. Центральное бюро расследований Индии, которому было поручено вести дело о покушении на жизнь Р. Ганди, не раз утверждало, что суда LTTE заняты, помимо прочего, транспортировкой крупных партий наркотиков и оружия, чтобы покрыть свои огромные расходы. Но если наркокурьеры Тамил Илама, связанные с LTTE, неоднократно арестовывались во многих странах, ни одно ее судно не было задержано с поличными при перевозке наркотических веществ.
Суда LTTE перевозили также мигрантов из Азии в Африку и Европу (например, из Таиланда в 1992 году), доставляли по назначению лидеров и других членов этой организации. Разведслужбы ряда государств Юго-Восточной Азии, обвиняя LTTE в захвате иностранных судов, так и не смогли представить сколько-нибудь убедительных тому доказательств, хотя очевидно, что эта организация, не раз уходившая от ответственности (перекрашивая и меняя названия своих судов), замешана в преступной деятельности на море, в том числе и за пределами шри-ланкийских территориальных вод.
Расширение пиратских действий на море. В течение последнего десятилетия масштабы пиратских действий значительно возросли. Количество разбойных нападений на коммерческие суда за это время утроилось. Только в 2000 году оно выросло на 40 проц. по сравнению с 1999-м. Около 2/3 всех зарегистрированных инцидентов такого рода приходятся на Азиатско-тихоокеанский регион, причем, например, в 1999 году 113 из 285 нападений на суда имели место в портах и территориальных водах Индонезии, включая Малаккский пролив, а в 2000-м, согласно данным международного бюро по мореплаванию (1MB - International Maritime Bureau) в Париже, являющегося морской криминальной службой Всемирной торговой организации (ICC), это соотношение еще более возросло. Индонезия была признана наиболее склонной к пиратству страной в мире. Центр регистрации пиратских действий 1MB (в столице Малайзии Куала-Лумпур) с января по сентябрь 2000 года только в Малаккском проливе выявил 30 актов морского разбоя, что по сравнению с предыдущими годами (один инцидент в 1998-м и два в 1999-м) свидетельствует о значительном росте этого вида криминальной деятельности на море. Примерно такая же картина складывалась и на морских коммуникациях в Юго-Восточной Азии, что было обусловлено экономическим кризисом, начавшимся в 1997 году в Таиланде, последовавшим за ним экономическим спадом в регионе, политической нестабильностью и резким ростом безработицы в Индонезии. В минувшем году в регионе зарегистрировано 335 преступных акций против торговых судов.
Согласованные действия патрульных сил ВМС стран региона, а также предполагаемое участие в антипиратской кампании японского агентства по обеспечению безопасности на море (MSA) выразились на практике лишь в ограниченном обмене разведывательной информацией и обсуждении проблемы на региональных конференциях различного уровня. Тем не менее, некоторые антипиратские меры со стороны правительств стран региона все же были предприняты: морская полиция Малайзии усилила контроль за обстановкой в Малаккском проливе и взаимодействие с соответствующими службами Индонезии, ВМС Филиппин приступили к регулярному патрулированию в акватории архипелага Сулу (рис. 8), а Япония направила два патрульных самолета на борьбу с пиратами, нападающими на японские суда в водах Юго-Восточной Азии (число таких инцидентов за последние четыре года возросло впятеро). Вместе с тем большинство стран региона проигнорировали предложения о допуске иностранных военных корабли в свои территориальные воды, а меры со стороны международных органов по регулированию судоходства (в том числе 1MB) ограничились фактически только констатацией того факта, что пик пиратских нападений на танкерные суда прямо связан с ростом мировых цен на топливо и прогрессирующей бедностью в регионе.
Методы действий современных пиратов варьируются от классических аборда-жей и захватов торговых судов в открытом море до более частых (72 проц.) нападений на суда, стоящие у стенки в портах или на якоре в территориальных водах той или иной страны, с целью ограбления. Международное бюро по мореплаванию различает, в частности, три типа пиратских действий:
- Наиболее типичны нападения маломерных судов бывших местных рыбаков на более крупное судно, у команды которого отбираются валюта и любые ценности.
- Захват танкеров и крупных торговых судов с целью <конфискации> всего груза (путем перегрузки товара или слива топлива на другое судно). Такие нападения носят более серьезный характер и организуются гангстерскими группами, предварительно отслеживающими маршруты следования судов, в том числе с использованием сети Интернет.
- <Экспроприация> не только груза, но и самого судна (зачастую сопровождающаяся ликвидацией всего экипажа) специальным пиратским кораблем, предварительно перекрашенным, переименованным и сменившим флаг на более удобный (например, Панамы или Белиза). Эти <суда-призраки> могут также использоваться для контрабанды наркотиков или других нелегальных грузов, а иногда под видом обычного зафрахтованного транспорта, груз которого затем бесследно исчезает (в таких случаях акцию обычно организует крупный криминальный международный синдикат).
Наиболее известным примером подобной тщательно спланированной акции является захват китайско-индонезийскими пиратами гонгконского грузового судна <Чангшенг> в ноябре 1998 года. Под видом представителей полиции по борьбе с контрабандой наркотиков пираты проникли на судно, ликвидировали весь экипаж (23 человека) и продали затем транспорт неустановленному покупателю за 300 тыс. долларов.
Под давлением международной общественности (в том числе 1MB) китайские власти задержали (в январе 1999 года) всех причастных к этой акции террористов и 13 их них вынесли смертный приговор. Почти все участники нападения являлись китайскими гражданами. Было также установлено, что в КНР сбывалась большая часть из захваченных пиратами грузов, а использованная бандитами полицейская форма подтвердила уже имеющиеся подозрения в причастности к пиратству китайской морской полиции (в апреле 1998 года вместо ареста китайских пиратов, захвативших сингапурский танкер <Петро Рэнджер> с дизельным и авиационным топливом, она интернировала австралийского капитана этого судна и обвинила его в контрабанде наркотиков (впоследствии он был освобожден, но без судна и его груза).
Аналогичное давление со стороны 1MB оказывалось и на Индонезию - другой очаг пиратских действий. Однако политическая и экономическая нестабильность в этой стране, а также слабость индонезийского флота, испытывающего трудноста с укомплектованием кораблей и недостаток материальных ресурсов, не позволяют пока достигнуть заметных результатов.
Малаккский пролив остается основным маршрутом доставки контрабандных партий оружия в провинцию Ачех на северной оконечности о. Суматра. Местным службам безопасности, пытающимся в первую очередь приостановить поток оружия в страну, не до борьбы с пиратскими действиями в регионе (другая проблема - откровенная коррумпированность силовых структур). Проведение под эгидой Международной организации по мореплаванию (IMO) серии конференций с участием региональных и интернациональных правоохранительных органов с целью достижения взаимопонимания между странами Юго-Восточной Азии по борьбе с пиратскими действиями, малоэффективно ввиду многочисленных внутрирегио-нальных противоречий (между Малайзией и Индонезией, Малайзийским Борнео, Филиппинами и Индонезией и т. д.).
В настоящее время 1MB возлагает надежды на применение современных технологий в борьбе с пиратством. Задействованы каналы циркулярных передач оповещения судов об опасности в Тихоокеанском регионе через спутниковую систему INMARSAT-C и ретрансляционную наземную станцию в Сингапуре; на судах устанавливается компактная спутниковая навигационная система, которая позволяет подвергшимся нападению быстро определить свое местонахождение и сообщить точные координаты, а 1MB принять срочные меры по привлечению соответствующих силовых структур в регионе к оказанию им помощи.
С момента окончания <холодной войны> морской терроризм и пиратские действия охватывают все новые регионы мира. Атаки террористов становятся более интенсивными и чувствительными, вызывают значительные материальные и людские потери и наносят серьезный ущерб морскому торговому и транспортному судоходству, а также контролирующим его кораблям ВМС и береговой охраны целого ряда стран. Согласно западным статистическим данным, около 90 проц. терактов на море имели место в акваториях, прилегающих к развивающимся странам, правительственные структуры которых (в том числе правоохранительные, разведывательные и дипломатические) оказываются неэффективными, слабо финансируемыми (а зачастую и коррумпированными) и некомпетентными в борьбе с терроризмом, все более смыкающимся с международной организованной преступностью. Таким образом, организация противодействия морскому терроризму, как и любым иным его проявлениям, выходит за рамки национальных и региональных проблем и становится объектом внимания всего цивилизованного мира.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI