ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 2/2002

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ЮАР

Полковник А.АЛЕКСЕЕВ

Авиабазы

Несмотря на существенные сокращения и структурные изменения вооруженных сил, проводимые в последние годы руководством Южно-Африканской Республики, эта страна продолжает занимать лидирующие позиции по уровню своего военно-экономического потенциала среди государств Африканского континента. В рамках данных мероприятий большое внимание уделяется реорганизации национальных ВВС.
В последних программных документах в области военного строительства руко-одство страны наряду с сокращением боевого состава и численности вооружен-:ых сил в качестве приоритетной задачи определило модернизацию самолетного арка военно-воздушных сил.
Даже при существующем уровне укомплектованности и технической оснащен-ости ВВС ЮАР считаются одними из наиболее боеготовых среди аналогичных идов ВС государств юга Африканского континента. В настоящее время в их со-таве насчитывается 9 250 военнослужащих (из них 1 350 женщины), 86 боевых амолетов и около 10 боевых вертолетов. ..'' . .
На южноафриканские военно-воздушные силы возложены следующие основные адачи: завоевание и удержание превосходства в воздухе; изоляция района боевых ействий; непосредственная поддержка сухопутных войск, ВМС и полиции; веде-:ие воздушной разведки, осуществление воздушных перебросок оружия и воен-:ой техники, авиационное обеспечение поисково-спасательных операций.
Организация и боевой состав. Военно-воздушные силы являются самостоятель-ым видом вооруженных сил ЮАР. Они включают следующие рода авиации: ис-ребительную ПВО, тактическую, разведывательную, транспортную и вспомога-ельную. Возглавляет ВВС командующий, который несет ответственность перед лавнокомандующим вооруженными силами страны за их состояние, строитель-тво и мобилизационную готовность. Руководство ими он осуществляет через штаб расположен в г. Претория), занимающийся разработкой планов боевого приме-[ения авиации, определением организационно-штатной структуры частей и под-'азделений, использованием сил и средств ведения воздушной разведки, обеспече-мем взаимодействия с сухопутными войсками и ВМС, организацией противовоз-[ушной обороны, решением вопросов снабжения новой техникой и организации аучно-исследовательских работ в интересах ВВС и ПВО.
В состав этого вида вооруженных сил ЮАР входят следующие эскадрильи: две актические истребительные авиационные (28 самолетов <Читах-С>, 10 <Читах-D>, м. цветную вклейку; легкие штурмовики <Импала>: 21 модификации Mkl и 27 ->Ik2, рис. 1), самолетов-заправщиков и РЭБ (5 Боинг 707-320), разведывательная 11 С-47, из которых пять базовых патрульных самолетов, четыре транспортных, один видовой разведки, один самолет РЭБ), четыре транспортные (первая - три ;Кинг Эр-200>, <Кинг Эр-300>, 13 Цессна 208, <Цессна Караван>, PC-12; вторая -ра <Ситейшн-2>, два <Фалкон-50>, <Фалкон-900>, Боинг <Бизнесе Джет>; третья 12 С-130 <Геркулес>, четвертая - 4 С.212 <Авиокар>, CN.235,11 Цессна 185), летая школа (53 PC-7 <Пилатус>), четыре вертолетные эскадрильи (семь ударных ертолетов CSH-2 <Руивок>, рис. 2. девять ВК-117,55 ORYX, 45 SA-319 <Алуэтт-3>), (ентральная летная школа (53 PC-7Mk2 <Астра>), школа боевой подготовки 40 <Импала> Mkl и Mk2), вертолетная школа (25 SA-319 <Алуэтт-3>), а также под->азделение БЛА (3 БЛА <Сикер> и наземная станция управления).
Для базирования подразделения военно-воздушных сил ЮАР используются во-жмь авиабаз (Луис Тричард, Блумспрейт, Шварцкопф, Ватерклоф, Худспрейт, 1урбан, Истерплат и Лангебанвег, рис. 3). В некоторых случаях самолеты наци-шальных ВВС могут выполнять полетные задания, применяя в качестве оперативных аэродромов наиболее крупные аэропорты страны, где созданы необхо-(имые запасы материальных средств и имеется оборудование для их полноценой эксплуатации.
На всех самолетах и вертолетах ВВС ЮАР, помимо бортовых номеров, имеются распознавательные знаки двух видов: национальной принадлежности и принадлежности к вооруженным силам. Первый представляет собой четырехугольник, стоящий на меньшей грани и разделенный по вертикали на три цветные полосы - красную, белую и синюю (наносится с обеих сторон киля); второй - это пятиугольная звезда специфической конфигурации, внутри которой расположена бегущая антилопа (на обеих сторонах фюзеляжа и поверхностях консолей крыла). У каждой эскадрильи есть своя эмблема, которая наносится на фюзеляже или киле.
Противовоздушную оборону организует командующий ВВС, он же осуществляет общее руководство ею. Воздушное пространство страны разделено на два сектора. Средства ПВО включают радиолокационные посты, на базе которых развернуты соответствующие пункты управления. В их составе насчитываются три стационарные РЛС и шесть мобильных (две дальнего действия: <Эллисра> и <Ма-риепскоп>, а также четыре тактические). Кроме того, имеются оперативный центр, а также несколько центров управления и оповещения, выполняющие задачи слежения за воздушной обстановкой. Они обнаруживают и опознают воздушные цели, оповещают части и подразделения активных средств ПВО и по указаниям вышестоящих органов управления руководят действиями истребителей и дивизионов ЗУР (оснащены ЗРК <Кроталь> и SANHV3).
К числу активных средств ПВО относится и зенитная артиллерия. Ее части и подразделения организационно входят в состав СВ, однако при определенных условиях они могут использоваться по планам командующего ВВС. На вооружении зенитных артиллерийских частей находятся 94- и 40-мм зенитные орудия (максимальная досягаемость по высоте соответственно 9 000 и 3 000 м), а также 37- и 23-мм двуствольные и четырехствольные зенитные установки (для борьбы с низколетящими целями).
Подготовкой личного состава для национальных ВВС занимается учебное авиационное командование (штаб в г. Претория). Основным учебным заведением, выпускающим офицеров-летчиков, является центральная авиационная школа, расположенная на авиабазе Лангебанвег, где обучающиеся проходят курс начальной летной подготовки. Программа предусматривает занятия в классах и ангарах (шесть недель), в ходе которых читаются лекции по конструкции самолета, навигации и аэродинамике. Затем курсанты обучаются на тренажерах и самолетах (на земле) и сдают экзамены. Успешно выдержавшие их переводятся в летные группы и приступают к полетам на учебно-тренировочных самолетах РС-7Мк2 <Астра> сначала с инструктором, а потом самостоятельно. После прохождения основной летной подготовки обучающиеся, в зависимости от потребностей ВВС, распределяются в 85-ю школу боевой подготовки (авиабаза Худспрейт) или 87-ю вертолетную школу (Блумспрейт).
Выпускникам присваивается первое офицерское звание и квалификация военный летчик. После чего они распределяются по подразделениям, где продолжается их дальнейшая подготовка в соответствии с программами обучения на конкретч ных образцах авиационной техники. Подготовкой штурманов для ВВС ЮАР занимается 80-я школа (Истеплат). Для обучения курсантов используются самолеты С-47 (из состава 35 раэ), Цессна 208 <Караван> (41 таэ) и РС-7 Mk2 (центральная летная школа, рис. 4). .
В рамках подготовки кадров для ВВС ЮАР в стране введены различные программы обучения молодежи авиационным дисциплинам. Они позволяют проверить физические данные и улучшить общеобразовательную подготовку тех, кто намерен поступить на службу в национальные военно-воздушные силы. Как отмечают зарубежные СМИ, эти программы предназначены в основном для чернокожих молодых людей, которым во времена режима апартеида путь на офицерские должности в ВВС был закрыт.
В системе подготовки летного состава широко используются авиационные тренажеры, которые, с высокой точностью моделируя условия полета, позволяют отрабатывать навыки пилотирования и боевого применения, экономить ресурсы самолетов и вертолетов, топливо и боеприпасы.
Боевая подготовка ВВС направлена на поддержание авиационных частей и подразделений в постоянной боеготовности, совершенствование выучки летного состава и наземного персонала с применением различных средств поражения при решении задач по оказанию авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, а также по обеспечению ПВО страны. С этой целью планируются и регулярно проводятся учения различного уровня. Для отработки элементов боевой подготовки используются авиационные полигоны в Салданья-Бей и Питерсбург.
Несмотря на проводимую в последние годы руководством ЮАР, политику сокращения ассигнований на военные нужды, командование национальных ВВС пытается не допускать снижения уровня подготовки своего летного состава. С целью для тренировочных полетов, где это возможно, применяются легкие самолеты.
Благодаря серьезным структурным изменениям, ВВС ЮАР, по мнению западных аналитиков, способны обеспечивать авиационную поддержку сухопутных войск и ВМС и эффективно действовать во время кризисных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями. В частности, в западной печати приводятся примеры проведения успешных поисково-спасательных операций экипажами вертолетов южноафриканских ВВС во время наводнений в Мозамбике и Танзании в 2000 и 2001 годах.
За этот же период в самой ЮАР они более 10 раз привлекались для спасения жизней соотечественников. Вертолеты, многоцелевые самолеты и БЛА регулярно участвуют в проведении полицейских операций на своей территории. В ближайшие годы, по мнению зарубежных экспертов, интенсивность применения сил и средств южноафриканских ВВС не уменьшится.
В то же время некоторые иностранные специалисты отмечают, что после падения режима апартеида уровень боевой подготовки всех формирований вооруженных сил ЮАР, и в частности ВВС, все-таки снизился. Во подразделениях отмечаются случаи нетерпимого отношения к представителям другой расы, а также серьезные недостатки в тыловом обеспечении войск. Кроме того, в ряде выступлений руководители южноафриканского военного ведомства, ссылаясь на нехватку материальных и финансовых средств, признают, что национальные ВВС не способны обеспечить в полном объеме выполнение задач, связанных с ПВО страны.
Перспективы развития ВВС. Как отмечают зарубежные аналитики, военно-воздушные силы ЮАР в настоящее время находятся на этапе реформирования, предполагающего переход от довольно многочисленного по своему составу формирования к имеющему небольшую численность виду вооруженных сил (относительно ведущих западных стран). Когда этот период закончится, в их структуре, насчитывавшей в конце 80-х годов более 100 боевых самолетов, планируется иметь только по одной эскадрилье тактических истребителей и боевых вертолетов. Руководство южноафриканского военного ведомства намерено отказаться от применения базовых патрульных самолетов. При этом самолетный парк национальных ВВС сократится вдвое.
В ходе реформирования командование ВВС ЮАР пытается сосредоточить основные свои усилия на техническом переоснащении своих подразделений. В частности, в ближайшие годы планируется принять на вооружение новые летательные аппараты трех типов: 45 машин SA-319 <Алуэтт-3> предполагается заменить 30 вертолетами А-109 <Агуста>, легкие штурмовики <Импала> - 24 учебно-боевыми самолетами <Хок-100>, самолеты <Читах> - 28 тактическими истребителями JAS-39 <Грипен>. Однако к настоящему времени заключены контракты на поставку только 12 <Хок-100> и девяти JAS-39.
Согласно имеющимся планам первый вертолет А-109 в начале 2003 года поступит в центр летных испытаний и развития (TFDC - Test Flight and Development Centre) ВВС ЮАР, расположенный на южном побережье недалеко от г. Арнис-тон. Остальные машины военное ведомство намерено получить в течение последующих трех лет. Как ожидается, первое подразделение, оснащенное новыми вертолетами, будет способно полностью выполнять поставленные перед ним задачи в 2004 году.
Первый учебно-боевой самолет <Хок-100> планируется передать в TFDC в июле 2003 года, где до июня 2005-го будет проводиться изучение его ТТХ. После чего предполагается поставка остальных машин (две единицы ежемесячно), которая завершится в июне 2006 года.
К изучению первого учебно-боевого истребителя JAS-39B <Грипен> специалисты центра TFDC намерены приступить в середине 2006 года. Остальные восемь двухместных машин они предполагают получить в период с ноября 2007 года по сентябрь 2009-го. Ввод в состав национальных ВВС 19 боевых истребителей этого типа, контракт на поставку которых пока еще не заключен, командование МО страны планирует осуществить с сентября 2009 года по 2011-й. Однако остается неопределенным состав закупаемого к самолетам вооружения, за исключением УР V3R средней дальности класса <воздух - воздух>.
Среди реализуемых в настоящее время зарубежные эксперты отмечают программу оснащения южноафриканских ВВС ударными вертолетами CSH-2 <Руивок>. Эта машина разрабатывалась национальной компанией <Атлас авиэйшн> (прежнее наименование <Атлас эркрафт>) с 1984 года. Максимальная взлетная масса вертолета составляет 8 т, верхний предел скорости полета ограничен 230 км/ч, дальность полета - 600 км. Экипаж два человека. При этом кабина командира расположена сзади и выше оператора вооружения. Вертолет оснащен приборами ночного видения, автопилотом, лазерным дальномером, системой предупреждения о лазерном и радиолокационном облучении, а также о пуске противником ракет классов <воздух - воздух> и <земля - воздух>, многофункциональным дисплеем MIL-STD-1552, и нашлемной системой отображения информации. В состав его вооружения входят 30-мм пушка, ПТУР ZT-3 с лазерной системой наведения (дальность стрельбы до 5 000 м), УР V3C класса <воздух - воздух> с лазерной системой наведения, НУР калибра 68 мм.
Первый серийный образец вертолета CSH-2 <Руивок> в январе 1999 года был передан в состав 16-й вертолетной эскадрильи ВВС ЮАР, которая была сформирована на авиабазе Блумспрейт в начале того же месяца. Затем эта машина была передислоцирована в центр летных испытаний и развития - TFDC. Туда же примерно через три месяца поступили еще два таких вертолета. В этом центре в течение 1999 года отрабатывались вопросы эксплуатации и боевого применения новых машин. После завершения проверок в TFDC все три вертолета CSH-2 <Руи-вок> возвратились на авиабазу Блумспрейт, где летный и технический состав продолжил их дальнейшее освоение. В соответствии с планами командования все 12 заказанных вертолетов CSH-2 <Руиволк> поступят на вооружение 16 ваэ. Как отмечают аналитики, руководство военного ведомства ЮАР планировало полностью оснастить и подготовить эту эскадрилью к ведению боевых действий уже к концу 2000 года. Однако в связи с недостаточным финансированием завершить поставки вертолетов данного типа до настоящего времени не удалось.
В ВВС страны ведутся работы по модернизации парка транспортных самолетов С-130 <Геркулес> и базовых патрульных самолетов С-47.
Среди перспективных планов зарубежные специалисты отмечают намерение военного ведомства ЮАР приобрести четыре вертолета <Супер Линкс>, которые предполагается базировать на новых патрульных корветах национальных ВМС. Кроме того, подчеркивается необходимость модернизации парка самолетов-заправщиков, замены вертолетов ВК-117, усовершенствования вертолетов ORYX с целью обеспечения возможности их взаимодействия с CSH-2 <Руивок>, а также приобретения дополнительного количества БЛА. По мнению западных военных экспертов, для повышения боевых возможностей ВВС этого государства требуется заменить устаревшие ЗРК <Кроталь> и закупить УР нового поколения ближнего действия класса <воздух - воздух> и управляемого вооружения класса <воздух - земля>.
БОЕВОЙ СОСТАВ ВВС ЮАР
Назначение эскадрилийКоличествоНомер (место дислокации)Количество (тип вооружения)
Тактические истребительные22 иаэ ПВО (авиабаза Луис Тричард)28 <Читах-С>, 10 <Читах-0> (УР V-3C и V-4 класса <воздух - воздух>, УР <Рэптор>, ZT-6 MUPSOW класса <воздух - земля>)
8 иаэ(Худспрейт)Легкие штурмовики <Импала>: 27 модификации Mk2, 21 - Mk1 (УР V-3C класса <воздух - воздух>, авиабомбы, НУР)
Самолетов-заправщиков и РЭБ160 аэ (Шварцкопф)5 Боинг 707
Транспортные421 таэ (Ватеркпоф)<Ситейшн-2>, 2 <Фалкон-50>, <Фалкон-900>, Боинг <Бизнесе Джет> (используется для перевозки руководства)
28 таэ (Ватерклоф)9С-130В и ЗС-130Р
41 таэ (Ватерклоф)3 <Кинг Эр-200>, <Кинг Эр-300>, 13 Цессна 208 <Караван>, PC-12
44 таэ (Ватерклоф)4 С.212 <Авиокар>, CN.235,11 Цессна 185
Разведывательная135 раз (Истерплат)11 С-47, 5 из которых имеют модификацию базовых патрульных самолетов, 4 транспортных, самолет видовой разведки, самолет РЭБ
Вертолетные515 ваз(Дурбан)9ВК-117, 10 ORYX
16 ваэ(Блумспрейт)7 ударных вертолетов CSH-1 <Руивок> (ПТУР ZT-3, УР V-3C класса <воздух - воздух>, НУР)
17 ваз (Шварцкопф)45 ORYX, 45 SA-319 <Алуэтт-3>
19 ваз (Луис Тричард) 
22 ваэ (Истерплат) 
Учебные4Центральная летная школа (Лангебанвег)53 PC-7MR2 <Астра>
85-я школа боевой подготовки (Худспрейт)40 <Импала> Mk1 и Mk2
80-я школа штурманов (Истерплат)Своих летательных аппаратов не имеет
87-я вертолетная школа (Блумспрейт)25 SA-319 <Алуэтт-3>

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz