ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 2/2002
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ В ОТНОШЕНИИ ЯДЕРНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ:
СЕКРЕТНЫЙ ПЛАН АДМИНИСТРАЦИИ БУША, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ УСИЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКИХ ЯДЕРНЫХ СИЛ
(доклад американской неправительственной исследовательской организации "Совет по защите природных ресурсов")
По истечении первого года пребывания в Белом доме администрация Дж. Буша завершила работу над <Обзором состояния и перспектив развития ядерных сил США> - документом, разработку которого американский конгресс предписал выполнить осенью 2000 года. В нем отражены такие вопросы, как организация стратегического ядерного планирования, предполагаемый состав ядерных сил и необходимая для поддержания их на требуемом уровне промышленная инфраструктура, которые предполагается иметь в течение ближайших десять лет, и далее. Кроме того, в этом документе предлагается осуществить радикальный пересмотр принципов организации процесса планирования применения ядерных вооружений в целях повышения его гибкости, что в перспективе даст возможность Пентагону быстро реагировать на внезапно возникшие кризисные ситуации, оперативно разрабатывать и реализовывать оптимальные для данных ситуаций планы.
Администрация ознакомила общественность в общих чертах с содержащимися в документе выводами, однако его полный текст остается засекреченным. СМИ он не только не был проанализирован, но фактически проигнорирован. Это очень плохо, поскольку логика и аргументы, положенные в основу враждебного настроя администрации в отношении сложившейся системы контроля над вооружениями, ее одержимость в отношении ядерного оружия (ЯО) заслуживают самого пристального внимания и публичного обсуждения.
Никогда со времен обострения <холодной войны>, произошедшего в период первого президентского срока Р. Рейгана, в американской военной стратегии не делалось такой ставки на ЯО. За маской лицемерной риторики нынешняя администрация скрывает намерения по усилению ядерных сил и всех обеспечивающих их функционирование элементов. Это усиление планируется осуществить в ходе создания так называемой <новой стратегической триады>, включающей не только стратегические ядерные силы, но также силы общего назначения, систему противоракетной обороны (ПРО) и ядерную инфраструктуру.
Совет по защите природных ресурсов изучил все имеющиеся в открытых источниках сведения о данном документе и сделал выводы в отношении его возможного влияния на состояние и эволюцию ядерных сил США. Слова и фразы в кавычках являются прямым цитированием либо обзора, либо посвященного ему специального брифинга в министерстве обороны.
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ НАВЕЧНО?
Администрация Буша полагает, что ядерные силы будут оставаться частью вооруженных сил США по крайней мере еще 50 лет. Исходя из этой посылки, разрабатываются планы по реализации целого комплекса программ, направленных на обеспечение эксплуатации и модернизацию существующих ядерных вооружений. Намечается исследовать возможности по созданию и оперативному развертыванию новой МБР к 2020 году, новых БРПЛ и ПЛАРБ к 2030-му, нового стратегического бомбардировщика к 2040-му, а также и новых боеголовок и боеприпасов, предназначенных для оснащения указанных систем вооружения. ЯО будет продолжать играть <критическую роль> вследствие своих <уникальных свойств>, позволяющих разрабатывать и применять <надежные варианты решения военных задач>, удерживать в состоянии риска быть уничтоженными <цели различных типов>, имеющие важное значение для противника, угрожающего использовать оружие массового поражения (ОМП) или нанести <широкомасштабный удар силами общего назначения>.
В <Обзоре состояния и перспектив развития ядерных сил США> используется терминология изданного в сентябре 2001 года <Всестороннего обзора состояния и перспектив развития вооруженных сил США>, в котором утверждается, что ядерное оружие в ВС США служит для решения четырех задач: <гарантированная защита союзников и партнеров>, <разубеждение потенциального неприятеля>, <устрашение агрессора>, <разгром врага>.
Администрация Буша, несмотря на свои постоянные заверения относительно того, что эпоха <холодной войны> завершена, вовсе не собирается исключить из процесса ядерного планирования отработку вариантов осуществления <контрсиловых> массированных ядерных ударов. Более того, она увеличивает количество возможных вариантов применения ядерных вооружений за счет вариации их масштабами, зависящими от предполагаемых угроз, а также внедрения так называемого <адаптивного планирования>, предусматривающего возможность использования ядерного оружия в самых различных кризисных ситуациях, причем быстро, в соответствии с темпами развития этих ситуаций.
ИГРА С ЧИСЛАМИ
США приводят в соответствие с новой ситуацией, характеризующейся положительными изменениями в отношениях с Россией, <требования к количественному составу> своих <оперативно развернутых ядерных сил>, снижая его с сегодняшних 8 000 единиц до 3 800 к 2007 году. При этом утверждается, что <состояние российских ядерных сил и ядерных программ остается предметом серьезной обеспокоенности>. Предполагая, что ситуация не будет ухудшаться, в рассматриваемом документе определяется конечная цель - достичь уровня 1 700 - 2 200 <оперативно развернутых боезарядов> к 2012 году.
Реально же администрация намерена в течение этих десяти лет сохранять пригодные к использованию ядерные боезаряды и их компоненты в количестве, в семь - девять раз превышающем уровень заявленной <цели>. Хитрая система подсчета, не правда ли? Оперативно развернутые боезаряды являются лишь видимой частью огромного скрытого арсенала. К заявленному количеству в 2 200 единиц можно добавить следующее:
- 240 ракетных боеголовок, снятых с двух находящихся на капитальном ремонте ПЛАРБ;
- 1 350 боезарядов, находящихся в составе так называемого <резерва ядерных боеприпасов для оперативного доразверты-вания>;
- 800 <нестратегических> бомб, закрепленных за способными выполнять <двойную функцию> боевыми самолетами США/НАТО;
- 320 <нестратегических> боеголовок крылатых ракет морского базирования, также находящихся в составе <резерва ядерных боеприпасов для оперативного до-развертывания>;
- 160 <запасных> стратегических и нестратегических ядерных боеприпасов:
- 4 900 годных к использованию ядерных боеприпасов, находящихся на хранении в качестве <неактивного резерва>.
В общей сложности это 7 800 не включенных в зачет ядерных боеприпасов. Сюда можно еще добавить около 5 000 единиц <первичных> (плутониевых) и <вторичных> (урановых) компонентов, которые могут быть использованы для создания новых боеприпасов.
Другими словами, администрация Буша в действительности планирует сохранить ядерный потенциал, составляющий не 1 700
- 2 200, а около 15 000 боезарядов.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Белый дом планирует снять с вооруже ния все ракеты MX в течение трех лет, начиная с 2003 финансового года. Это будет осуществляться одновременно с переоборудованием части ПЛАРБ Тихоокеанского флота с БРПЛ <Трайдент-1> на БРПЛ
<Трайдент-2>. Переоборудованию подлежат следующие ПЛАРБ: <Аляска> (SSBN-732), <Невада> (SSBN-733), <Генри М. Джексон> (SSBN-730) и <Алабама> (SSBN-731). При этом не планируется уничтожение шахтных пусковых установок снимаемых с вооружения МБР MX, как это предусматривается договорами ОСВ и СНВ. Кроме того, администрация намерена сохранить ступени и боеголовки этих ракет.
Планируется также сократить к 2007 году количество ПЛАРБ с 18 до 14 единиц (из которых в любой момент времени две будут находиться на капитальном ремонте и в связи с этим не будут засчитываться в состав <оперативно развернутых сил>). Четыре ПЛАРБ (<Огайо>, <Мичиган>, <Флорида> и <Джорджия> намечается переоборудовать в носители до 154 крылатых ракет морского базирования каждая.
Переоборудованные подводные лодки могут быть использованы также для обеспечения действий сил специального назначения. Проект бюджета министерства обороны США на 2003 год предусматривает выделение 1 млрд долларов на начальные мероприятия по переоборудованию ПЛАРБ. Подводные лодки будут по-прежнему засчитываться в соответствии с договором СНВ-1, хотя и перестанут быть носителями БРПЛ или 768 боезарядов, имевшихся на них раньше.
Обзор ядерной стратегии предполагает, что после завершения этих весьма ограниченных сокращений ядерных сил <не планируется каких-либо дополнительных сокращений стратегических платформ доставки ядерных боезарядов>.
Все 500 МБР <Минитмен-3> будут сохранены и модернизированы. В соответствии с планом администрации эти ракеты будут оснащены комбинациями моноблочных головных частей/ядерных зарядных устройств Mkl2A/W78 или Mk21/W87. Реализация программы совершенствования безопасности головных частей позволяет устанавливать на <Минитмен-3> головные части Mk21. По прогнозам совета по защите природных ресурсов, 150 МБР <Минитмен-3>, размещенных на авиабазе (АвБ) Майнот и 150 аналогичных ракет на АвБ Мальмстрем будут оснащены ядерными зарядными устройствами W78, в то время как 150 <Минитмен-3> на АвБ Уоррен и 50 на АвБ Мальмстрем станут носителями ядерных зарядных устройств W87.
Пентагон рассматривает варианты продления сроков эксплуатации самолетов F-16C и D и F-15E, способных нести ЯО, или придания ядерного статуса определенному количеству перспективных истребителей JSF.
В случае возникновения кризисной ситуации <США, возможно, потребуется пересмотреть уровень своих ядерных сил и их боеготовность> посредством возвращения ядерных боезарядов из резерва, который в дальнейшем будет именоваться <резерв реагирования>, обратно в состав <оперативно развернутых сил>. Подобная <перезагрузка> боезарядов потребует от нескольких дней и недель до нескольких месяцев или лет, в зависимости от конкретной системы оружия.
СПУТНИКИ, РАЗВЕДКА, УПРАВЛЕНИЕ И СВЯЗЬ
Администрация США считает, что американские военные ИСЗ <не оптимизированы> для решения задач <борьбы с существующими и перспективными мобильными целями>. В связи с этим МО планирует разработать усовершенствованную систему разведки, функционирующую в реальном масштабе времени, а также ударные системы, способные поражать цели на больших дистанциях, с тем чтобы <разубедить потенциального противника в намерении инвестировать значительные средства в мобильные баллистические ракеты или иные типы оружия, способные угрожать США>. Предполагаемые усовершенствования должны обеспечить возможность <быстрого обнаружения и слежения за мобильными целями> в течение периода времени между их выходом из пункта базирования и возвращением обратно.
Руководство США продолжит финансирование программ, направленных на совершенствование разведывательного обеспечения <информационных операций, процессов нацеливания, выбора систем оружия и нанесения ударов>, включая получение более подробной и точной информации о <локальных компьютерных сетях противника> и <других системах управления>.
Существующая система управления ядерными силами будет трансформирована в <систему управления, в полном объеме реализующую преимущества конференс-ной связи> путем развертывания в конце десятилетия новой защищенной широкополосной и устойчивой спутниковой системы связи на базе ИСЗ EHF.
ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА
Администрация США полагает, что разавертывание системы ПРО увеличит возможности страны <противодействовать угрозам использования силы, основанным на обладании ОМП> путем отражения относительно небольших по масштабам ракетных атак, имеющих целью <вынудить США оставить без поддержки их союзников или партнеров, ведущих боевые действия>.
Администрация планирует включить систему ПРО в состав новой триады, которая позволит Соединенным Штатам расширить способность <использовать группировки своих войск, предназначенные для демонстрации силы> посредством <наращивания возможности контратаковать противника>. Кроме того, эта триада обеспечит президенту <возможность управлять кризисной ситуацией>, в которую вовлечены <один или несколько> противников, обладающих ОМП.
Американская администрация считает, что система ПРО сможет оказать <разубеждающее воздействие> на потенциальных противников, сделав <более сложным и затратным военное соревнование с США или ведение против них войны>.
Она рассчитывает развернуть в 2003 -2008 годах систему ПРО с <ограниченными возможностями>, состоящую из одного комплекса лазерного оружия воздушного базирования, предназначенного для ведения <ограниченных операций> против <баллистических ракет любой дальности>, размещенной на Аляске <системы перехвата на средних участках траектории полета для отражения <ракетных угроз большой дальности>, а также системы <Иджис> морского базирования с <ограниченными возможностями перехвата на средних участках траектории> против ракет <малой и средней дальности>.
Технические достижения, полученные в ходе осуществления недавно инициированных программ, позволят Соединенным Штатам развернуть <работоспособную> систему ПРО в 2006 - 2008 годах. Эта система будет включать два - три комплекса лазерного оружия воздушного базирования, <дополнительные> средства наземного базирования для перехвата на средних участках траектории полета ракет, четыре корабельных комплекса перехвата на средних участках траектории, а также оборонительные системы перехвата баллистических ракет на <конечном участке траектории полета>, такие, как <Пэтриот> ПАК-3, и систему THAAD, развертывание которой намечено осуществить к 2008 году.
ЯДЕРНЫЙ КОМПЛЕКС И ИНФРАСТРУКТУРА
Администрация планирует оживить ин-/"Афраструктуру ядерных сил, придав ей способность модернизировать существующие системы, осуществлять крупномасштабное производство ЯО, а также разрабатывать и внедрять <совершенно новые системы>. Все это предназначено для <обескураживающего> воздействия на другие страны, с тем, чтобы <разубедить> их в намерении <соперничать в военной области с Соединенными Штатами>.
Американское руководство считает, что существующий ядерный арсенал - сокращенная версия арсенала, существовавшего в конце <холодной войны>, - не совсем то, что необходимо США в будущем. Нынешний арсенал создавался и наращивался в основном с целью сдерживания бывшего Советского Союза и реализации <Единого оперативного плана поражения стратегических целей (плана СИОП)>. По взглядам представителей администрации, для решения военных задач понадобятся в основном модернизованные и, возможно, небольшое количество новых ядерных боезарядов. В связи с этим в рассматриваемом документе подчеркивается необходимость активизации ядерного оружейного комплекса, чтобы он мог в случае необходимости проектировать, разрабатывать, производить и сертифицировать новые ядерные боезаряды. Администрация полагает, что создание нового арсенала нужно начать уже сейчас, так как для завершения этой задачи потребуется гораздо более десяти лет. Этот арсенал должен обладать способностью держать под Прицелом и уничтожать мобильные цели, а также высокозащищенные и заглубленные цели.
В настоящее время реализуются планы по расширению производственных мощностей и возможностей предприятия <Пан-текс> (район Амарилло, штат Техас), на котором осуществляется сборка и разборка ядерных боезарядов, для достижения запланированного уровня производства 600 единиц (в собранном или разобранном виде) в год. В настоящее время производительность этого предприятия составляет 350 боезарядов в год.
В <долгосрочной перспективе> национальная администрация по вопросам ядерной безопасности считает необходимым создание <новых современных производственных мощностей> для решения задач <крупномасштабной замены> плутониевых компонентов и <производства новых боезарядов>. Она также предлагает <ускорить выполнение предварительных проектных работ> по <современному комплексу проходки штолен и шурфов> с тем, чтобы новые производственные мощности могли бы быть задействованы немедленно после возникновения такой необходимости>.
Национальная администрация по вопросам ядерной безопасности приступает к реализации проекта, рассчитанного на семь-восемь лет, цель которого - расширение производственных мощностей и возможностей предприятия Y-12 (Ок-Ридж, штат Теннеси). Проект призван обеспечить запланированный темп замены урановых и других компонентов ядерных боезарядов.
Национальная администрация по вопросам ядерной безопасности вновь формирует в каждой из трех американских ядерных лабораторий - Лос-Аламосской, Сандии и Ливерморской - проектно-конструкторс-кие группы по разработке концепций перспективных ядерных боеголовок с целью <активизации проектных работ по перспективным концепциям>. Центром внимания этой инициативы является задача <определения потребностей министерства обороны>, в том числе в ЯО, необходимом для поражения <высокозащищенных и заглубленных целей>, а также в <системах вооружения для уничтожения компонентов ОМП>, которые могут быть использованы для ударов с минимальным сопутствующим ущербом по объектам хранения химических и бактериологических оружейных компонентов. Минимизации <сопутствующих потерь> можно достичь за счет повышения точности ударов и регулирования (уменьшения) мощности ЯО.
Национальная администрация по вопросам ядерной безопасности инициирует программу повышения готовности к проведению ядерных испытаний на полигоне в штате Невада путем <замены важнейших и уникальных компонентов подземного испытательного комплекса>, улучшения диагностических и регистрирующих возможностей, расширения штата ключевых специалистов, повышения их профессионализма в области подземных ядерных испытаний, проведения <близких к реальности тренировок и учений по тематике подземных ядерных испытаний> и сокращения времени, необходимого для демонстрации <соответствия руководящим документам и требованиям безопасности>.
ЛОББИРОВАНИЕ ОБЗОРА, НЕСМОТРЯ НА НАРУШЕНИЕ США ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Официальные лица из администрации оп ределили содержащиеся в этом документе изменения как решительный шаг в разрушении наследия <холодной войны>. Министр обороны Д. Рамсфелд в опубликованном в печати введении к нему заявил:
<Первое и самое главное - <Обзор предусматривает изменение практики планирования применения стратегических сил времен <холодной войны>... США больше не будут осуществлять планирование и поддержание состава своих сил на прежнем уровне, поскольку Россия теперь представляет меньшую угрозу, чем бывший Советский Союз>.
В действительности внимательный анализ обзора свидетельствует о том, что в нем гораздо больше сохранено, чем отброшено из доктрины и взглядов на применение ядерного оружия времен <холодной войны>, а изменения совсем не такие, как это провозглашается.
Более того, может быть сделан ясный вывод о том, что политика и программы в отношении ЯО, изложенные в этом документе, ставят под сомнение будущее <честное> участие США в международных переговорах по ядерному разоружению. Честное участие в таких переговорах, направленных на достижение <эффективных мер (таких, как ДВЗЯИ), ведущих к прекращению гонки ядерных вооружений и разоружению>, является юридическим и политическим обязательством всех участников практически универсального ДНЯО (в соответствии со ст. VI), который вступил в силу в 1970 году. Позиция администрации Буша, направленная на уклонение от дальнейших юридически обязывающих сокращений американского ядерного арсенала наряду с намерением укрепления американского комплекса по производству ЯО и разработки новых его типов, будет рассматриваться многими государствами как явное нарушение честных переговорных стандартов, а также выход Соединенных Штатов из ДНЯО.
ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ США (2002 - 2012)
В настоящее время в американском арсенале ЯО имеется 10 650 собранных ядерных боезарядов. Дополнительно на хранении на заводах <Пантекс> и в г. Ок-Ридж находится около 5 000 плутониевых элементов и приблизительно такое же количество законсервированных вспомогательных сборок, то есть термоядерных узлов, которые сохраняются как <стратегический резерв>. Еще 7 000 элементов имеются на заводе <Пантекс>, в отношении которых объявлено, что они остались от боеголовок, демонтированных ранее в период правления президентов Буша-старшего и Клинтона. Эти 10 650 собранных боезарядов и 5 000 элементов <стратегического резерва> пока не включены в планы администрации Буша по сокращению ядерного оружия. Изменен только порядок их засчета.
Министерства обороны и энергетики определяют собранные боезаряды, находящиеся на хранении, как <активные> и <неактивные>:
- <активные> боезаряды поддерживаются в состоянии готовности к использованию с установленными тритиевыми и другими компонентами с ограниченными сроками службы;
- <неактивные> боезаряды не имеют установленных компонентов с ограниченными сроками службы и могут не иметь самых последних модификаций.
В настоящее время по оценкам Совета по защите природных ресурсов, на складском хранении у США находятся около 8 000 <активных> и 2 700 <неактивных> боезарядов.
Пентагон также разделяет свои ядерные силы на стратегические и нестратегические. Стратегические силы включают межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и тяжелые бомбардировщики В-52 и В-2. По оценке совета, в американском арсенале ЯО сегодня имеется около 6 800 <активных>, а также до 1 160 нестратегических ядерных боезарядов. С изданием обзора в специальном лексиконе появилось несколько новых терминов, которые следует учесть юристам и журналистам, анализирующим политику и планы администрации США в этой сфере.
Все количество <активных> боезарядов теперь разбито на развернутые боезаряды, резерв ядерных боеприпасов для оперативного доразвертывания и запасные боезаряды. Развернутые боезаряды состоят из оперативно развернутых, а также из тех, которые относятся к системам вооружения, находящимся на капитальном ремонте. Резерв ядерных боеприпасов для оперативного доразвертывания состоит из <активных> боезарядов, не установленных на развернутые системы. Эти боезаряды содержатся на охраняемых складах, но находятся в готовности к возвращению в оперативно развернутые силы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В зависимости от особенностей систем вооружения время их возвращения может составить от нескольких дней до года и более.
Например, если Россия развернула силы, которые США сочтут агрессивными и угрожающими, имеется возможность вновь возвратить боезаряды МБР и БРПЛ и/или вернуть в боевой состав вооружения стратегических бомбардировщиков. Наконец, имеется большое количество запасных боезарядов, которые являются частью <активного>, но не оперативно развернутого состава.
В отличие от правил засчета, установленных в прежних договорах ОСВ и СНВ, боезаряды, снятые с систем вооружения, находящихся на капитальном ремонте, не включаются в планируемый уровень в 3 800 единиц в 2007 году и 1 700 - 2 200 в 2012-м. Засчитываются только оперативно развернутые боезаряды.
<Сокращения> запасов, предложенное администрацией Буша, должно осуществляться в два этапа: первый - к 2007 году с уменьшением уровня оперативно развернутых боезарядов до приблизительно 3 800; второй -к 2012-му до уровня 1 700 - 2 200. Основными мероприятиями будут снятие с вооружения МБР MX и четырех ПЛАРБ, а также уменьшение количества боезарядов на развернутых МБР и БРПЛ. В табл. 2 представлена наша оценка того, как могут выглядеть оперативно развернутые силы при уровне 3 800 боезарядов, учитывая 1 400 единиц, переведенных в резерв ядерных боеприпасов для оперативного доразвертывания и 1 000 боезарядов в неактивной категории.
Как видно из сравнения табл. 1 и 2, общее количество боезарядов остается в целом одинаковым. Поскольку нет договорных требований или двусторонних соглашений по ликвидации боезарядов, сенат США в июле 1992 года добавил следующее положение к своей резолюции по ратификации договора СНВ-1:
<Ввиду того что перспектива утраты контроля над ядерным оружием и расщепляющимися материалами в бывшем Советском Союзе может представить серьезную угрозу для США и международного мира и безопасности, в любых последующих договорах о сокращении стратегических наступательных вооружений президенту следует пытаться достичь договоренности, включающей использование взаимных инспекций, обмен информацией и другие совместные меры для контроля количества запасов ядерных боезапасов на территории участников этого договора, а также местоположения и числа предприятий на территории участников договора, которые способны производить или перерабатывать значительное количество расщепляющихся материалов>.
Планы администрации Буша по дальнейшим сокращениям стратегических вооружений, которые изложенны в обзоре и которые предполагается закрепить в официальных соглашениях с Россией, не обеспечивают реализации мер, предписанных сенатом в 1992 году.
В табл. 3 представлена оценка того, что будут включать оперативно развернутые силы с уровнем в 2 200 боезарядов к 2012 году. Была предусмотрена дальнейшая <разгрузка> БРПЛ с переводом боезарядов в резерв ядерных боеприпасов для оперативного доразвертывания и неактивную категорию. По заключению наших экспертов, в соответствии с существу- арсенале ЯО в период между 2002 и 2012 ющими планами произойдут небольшие годом (сравните табл. 1 и 3). За десятиле-(если вообще это случится) реальные со- тие планируется снять с вооружения толь-кращения общих запасов <активных> и ко один тип боезарядов - предположи-<неактивных> боезарядов в американском тельно, 600 единиц W62.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI