ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 2/2002
НОВАЯ ЯДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ США
И.ИВАНОВ
В Вашингтоне 9 января 2002 года состоялась презентация новой ядерной стратегии США. На пресс-конференции, специально созванной по этому поводу в Пентагоне, помощник министра обороны по вопросам политики в области международной безопасности Дж. Крауч обнародовал результаты всестороннего обзора состояния ядерных сил государства и концепцию их развития на ближайшие десять лет.
Обзор проводился по инициативе конгресса в соответствии с требованием одного из разделов закона <Об ассигнованиях на национальную оборону в 2001 финансовом году>, <для того чтобы разъяснить политику и стратегию ядерного сдерживания США на ближайшую перспективу>. Согласно закону ответственность за проведение обзора была возложена на министерство обороны США, а обязательными элементами обзора были определены:
- роль ядерных сил в военной стратегии Соединенных Штатов и перспективных планах строительства вооруженных сил страны;
- обоснование цели политики ядерного сдерживания США, а также потребностей ВС в безопасном и надежном потенциале ядерного сдерживания;
- взаимосвязь между американской политикой ядерного сдерживания, стратегией выбора объектов для ядерных ударов и контролем над вооружениями;
- количество и структура средств доставки ядерного оружия, которые потребуются для реализации государственной и военной политики страны, включая планы замены или модернизации состоящих на вооружении систем;
- оружейный ядерный комплекс, который потребуется для реализации государственной и военной стратегии США, включая планы замены или модернизации боезарядов.
Содержание упомянутого выше закона в части, касающейся американской ядерной стратегии, интересно само по себе, поскольку дает общее представление о параметрах национального потенциала стратегического сдерживания, интересующих законодателей страны. В частности, закон обязал министра обороны во взаимодействии с министром энергетики разработать долгосрочный план поддержания в готовности и модернизации стратегических ядерных сил США, способных противостоять возникающим угрозам и удовлетворить возрастающие потребности сдерживания. При этом предполагалось, что в плане должны быть раскрыты перспективы в отношении каждой системы, входящей в состав ядерной триады - межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (МБР), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и стратегическая бомбардировочная авиация (СБА), а также план их модернизации или замены, в том числе за счет возможной разработки единой (универсальной) межконтинентальной баллистической ракеты наземного и морского базирования, нового стратегического бомбардировщика и новой ракеты для него, а также <подходящих боеголовок> для этих носителей. Законодатели обратили особое внимание разработчиков новой ядерной стратегии на необходимость подготовки отдельного доклада по вопросу повышения возможностей американских вооруженных сил по разрушению укрепленных подземных объектов, а также хранилищ химического и биологического оружия.
Среди немногих ограничений, которые законодатели предложили министру обороны принять во внимание в ходе пересмотра ядерной стратегии США, в законе особо выделены следующие:
- национальным интересам отвечает сохранение сильной и сбалансированной триады носителей ядерного оружия, включая стратегические бомбардировщики, межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования и баллистические ракеты подводных лодок;
- национальным интересам не отвечает сокращение стратегических бомбардировщиков, предназначенных для решения задач с использованием неядерного оружия.
Возвращаясь к упомянутой в начале статьи пресс-конференции в министерстве обороны США, следует отметить, что на ней не затрагивались многие вопросы, раскрывающие содержание ядерной стратегии страны. Тем не менее материалы, распространенные организаторами пресс-конференции, а также последующие комментарии должностных лиц МО позволяют создать достаточно полное представление о ключевых положениях новой американской ядерной стратегии. Доклад начинается с оценки обстановки в сфере глобальной безопасности.
Разработчики ядерной стратегии США считают, что новая эра международных отношений характеризуется наличием многочисленных потенциальных противников, источников конфликтов и беспрецедентных вызовов, а также спектром трудно прогнозируемых вариантов развития событий. Отсюда следует вывод, что по сравнению с эпохой <холодной войны> мир стал более опасным для США. Как результат, старая политика сдерживания, в основу которой было положено ядерное противостояние с одной страной - Советским Союзом, должна быть адаптирована к новым условиям. Традиционная триада ядерных сил - МБР, БРПЛ и СБА - согласно новой ядерной стратегии США будет трансформироваться в триаду, состоящую из ядерных и неядерных стратегических сил; систем активной и пассивной противоракетной обороны глобального охвата, а также гибкой, способной к воссозданию своих возможностей инфраструктуры испытаний, производства и боевого применения стратегического ядерного и неядерного оружия, объединенных системой связи, разведки и управления на основе новых информационных технологий. Структура и возможности новой триады должны быть такими, чтобы обеспечивать решение следующих задач:
- гарантировать безопасность союзников и дружественных стран;
-сдерживать любого агрессора;
- убедить соперников в бесперспективности гонки вооружений с Соединенными Штатами;
- наносить поражение любому противнику.
То, каким образом американцы планируют решить указанные выше задачи, заслуживает особого внимания, поскольку дает возможность убедиться в том, что на обозримую перспективу США намерены сохранить за ядерным оружием чисто военную функцию - разгром потенциального противника - и использовать его отнюдь не как средство политического давления.
В будущем безопасность союзников и друзей США предполагают обеспечивать, используя <надежные варианты ядерного и безъядерного ответа>, а также <мощнейший в мире ядерный потенциал>, подкрепленный развернутыми оборонительными системами и системой переброски войск.
В новой ядерной доктрине особое место отведено неядерному стратегическому сдерживанию. Пожалуй, впервые в официальных документах американцы заговорили о наличии у них планов трансформации стратегического ядерного сдерживания в стратегическое сдерживание обычными средствами. <Неядерные ударные силы (удар обычными средствами и информационные операции) снижают зависимость от ядерных сил в рамках общей стратегии сдерживания> - утверждается в материалах пресс-конференции.
Особый интерес в новой ядерной стратегии представляет та ее часть, в которой речь идет о количественном составе и структуре ядерных сил США. Американцы признают необходимость сокращения нынешнего ядерного арсенала страны, планируя иметь к 2012 году 1 700 -2 200 единиц оперативно развернутых ядерных боезарядов. Впервые в терминологию разоруженческого процесса в области СНВ вводится понятие <оперативно развернутые ядерные боезаряды>, под которыми понимаются <ядерные боезаряды на развернутых баллистических ракетах и ядерные вооружения на бомбардировщиках, а также в хранилищах ядерного оружия на аэродромах базирования стратегических бомбардировщиков. Предпочтительным является сокращение в одностороннем режиме без жестких договорных ограничений. Сокращение до уровня, объявленного президентом США, планируется осуществить в три этапа:
- 2002 - 2007 примерно 3 800 единиц оперативно развернутых боезарядов;
- 2007 - 2009 - 2 500 оперативно развернутых боезарядов;
- 2009 - 2012 годы - 2 200 оперативно развернутых боезарядов.
При этом Соединеные Штаты оставляют за собой право прекратить сокращение и нарастить ядерные силы для ответа на непредвиденную угрозу. В новой ядерной доктрине декларируется, что снятие боеголовок с носителей является предпочтительным способом сокращения стратегических ядерных сил. Большая часть снятых боеголовок и <разгруженных носителей>, как это следует из материалов пресс-конференции в Пентагоне, не уничтожается, а переводится в резерв, где из них формируется та часть так называемых <гибких сил>, которая предназначена для возможного реагирования на протяженные по времени появления угрозы (от нескольких недель до более одного года). В части, касающейся структуры стратегических ядерных сил, новая американская стратегия ориентируется на сохранение на вооружении всех систем нынешней триады - МБР <Минит-мен-3>, ПЛАРБ <Огайо> с БРПЛ <Трай-дент-2>, а также стратегических бомбардировщиков В-52Н и В-2А. При этом, однако, не исключается возможность разработки следующего поколения ядерных вооружений и возобновления ядерных испытаний.
Заявленный порог сокращений оперативно развернутых боезарядов (2 200 единиц к 2012 году) должен быть достигнут с сохранением следующего состава стратегических наступательных сил США: - 14 ПЛАРБ <Трайдент-2>, - 500 МБР <Минит-мэн-3>, - 21 бомбардировщик В-2А, - 76 бомбардировщиков В-52Н.
Нельзя не обратить внимание на то, что в случае учета ядерных боезарядов по процедурам не вступившего в силу Договора СНВ-2 общее количество боезарядов на перечисленных выше носителях значительно превысит заявленный американцами рубеж - 2 200 единиц. Министерство обороны США намерено выйти из этой ситуации следующим образом . Его руководство предлагает исключить из засчета боезаряды, которые находятся на носителях, временно выведенных из состава оперативно развернутых (числящихся в боевом составе) сил. Например, не должны учитываться боезаряды, находящиеся на баллистических ракетах подводных лодок, которые проходят капитальный или межпоходовый ремонт. Вероятно, это должно распространяться и на боезаряды для стратегических бомбардировщиков, находящихся на заводской модернизации или базирующихся на аэродромах, при которых нет складов ядерных боеприпасов.
В отличие от <старой> ядерной стратегии, которая была объявлена Пентагоном в 1994 году, в новой значительное место отведено готовности стратегических ядерных средств, находящихся на боевом дежурстве,- по терминологии американцев, <потенциал немедленного реагирования>. Для этих сил допускается режим пониженной степени боевой готовности к пуску - до нескольких дней.
Министерство обороны США отдает предпочтение исключению боезарядов из засчета путем снятия боеголовок с носителей и перевода их в активный (постоянная готовность к использованию) или пассивный (для перевода в готовность к использованию требуются отдельные операции по сборке боезаряда в специальных условиях) резерв. Исходя из материалов пресс-конференции 9 января, количество боезарядов в активном резерве будет превышать количество оперативно развернутых боезарядов. Несложный подсчет показывает, что даже после заявленных США <глубоких сокращений> у них в арсенале будет около 5 тыс. боезарядов, готовых к применению, и еще, возможно, 2-3 тыс. в пассивном резерве.
В заключение статьи - коротко о решениях по сокращению американского ядерного арсенала, принятых и уже финансируемых министерством обороны США. Это -снятие с вооружения межконтинентальных баллистических ракет системы MX - всего 50 ракет по 10 боезарядов; вывод из боевого состава четырех подводных лодок с баллистическими ракетами системы <Трай-дент-1> - 96 ракет по восемь боезарядов; перевод всех стратегических бомбардировщиков В-1В в неядерный статус.
Пока рано проводить детальный анализ новой ядерной стратегии Соединенных Штатов, так как для этого явно не хватает необходимых сведений. Тем не менее уже сейчас можно сказать,-что до реального, необратимого и контролируемого сокращения стратегического ядерного арсенала США еще далеко. Напротив, принципиальные положения новой американской ядерной стратегии подталкивают к выводу о том, что Белый дом резервируют себе возможность распространить в будущем концепцию ядерного устрашения на те государства, которые могут оказаться <не с ними>. Иначе зачем американцам необходимо иметь в 2012 году более 5 тыс. готовых к боевому применению ядерных боезарядов?
HTTP://ATTEND.TO/COMMI