ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 01/2002

НОВАЯ МОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАНАДЫ

Капитан 1 ранга В.ФЕДОРОВ

Командованием ВМС Канады подготовило доктринальный документ, определяющий основные направления оперативного использования предусматривает наличие в стране высоко-мобильных и боеспособных военно-морских сил, готовых к выполнению широкого круга боевых задач в национальных и интернациональных интересах вплоть до проведения военных операций <среднего> уровня на удаленных театрах военных действий. Решение этих задач боеготовыми силами флота предусматривает формирование оперативных групп (Task Groups), способных к экстренному развертыванию и обладающих высокой боевой устойчивостью и универсальностью. Эти группы должны быть тактически самостоятельны и готовы действовать по мере необходимости в составе объединенных соединений ВМС США или многонациональных сил в качестве передовых сил реагирования на возникновение кризисов в любом районе мира и обеспечения быстрого развертывания основных наземных и воздушных сил НАТО. В соответствии с политическим курсом правительства новая стратегия флота в XXI столетии. Его окончательная редакция под названием <Передовой рубеж: стратегия ВМС до 2020 года> обсуждалась в мае 2001 года в Центре военных и стратеческих исследований при государственном университете в Калгэри, после чего подлежала утверждению начальником штаба ВМС.
Согласно положениям морской стратегия командование ВМС Канады (MARCOM) относится к глобальным силам реагирования <среднего> уровня (уступающим, по расчетам разработчиков, только ВМС США, Великобритании и Франции), соответствующего статусу страны (как <средней> мировой державы), призванной обеспечивать коллективную безопасность в передовых районах. (Другие страны, такие, как Германия или Япония, отмечается в документе, обладают более боеспособными флотами, способными развертываться в передовые океанские районы, но не берут на себя обязательства осуществлять это на регулярной основе).
Отстаивая национальные интересы в прилегающих к Канаде районах Атлантического и Тихого океанов, а потенциально и в северо-западном проходе в Арктику, командование ВМС декларирует свою дополнительную ответственность по обеспечению безопасности (по крайней мере, в рамках ООН) в регионах Юго-Западной Азии, Персидского залива и Африки, хотя, в отличие от таких союзных стран, как Австралия, не претендует на установление для себя каких-либо районов особо критического интереса и не берется развертывать силы флота на удаленных театрах в значительных масштабах (объективно оценивая свои оперативные возможности).
В настоящее время MARCOM имеет в боевом составе четыре ЭМ УРО типа <Ирокез> (DDG-280), 12 ФР УРО типа <Галифакс> (FFH/FFG), 12 минно-тральных кораблей (береговой обороны) типа <Кингстон> (MCDV-700), четыре подводные лодки типа <Виктория> (бывшие британские типа <Апхолдер> проекта 2400, постройки 1990 - 1993 годов, две после переоборудования переданы ВМС Канады в 2000 и 2001 годах, остальные две должны закончить модернизацию в 2002-м), два танкера-заправщика типа <Протектёр> (AOR). Морская авиация располагает 30 вертолетами СН-124А/В <Си Кинг>, а также 18 патрульными самолетами СР-140 <Аврора> и тремя СР-140А <Арктурус> (используются для патрулирования в Арктике, поиска и спасения, а также в качестве учебных). Эти силы распределяются между двумя основными командованиями ВМС: на Атлантике и в Тихом океане (главные ВМБ - Галифакс и Эскуаймолт, соответственно), а на их основе формируются оперативные группы (1-я и 5-я на Атлантике, 2-я и 4-я - на Тихом океане).
По своему предназначению ВМС Канады ориентированы на решение задач, главным образом, оборонительного характера, и их оперативное развертывание по планам НАТО или ООН не может осуществляться самостоятельно и достаточно масштабно, а лишь ограниченно, в составе объедине-ных соединений ВМС США или альянса. Поэтому программы перспективного развития флота на последующие 20 лет предусматривают дальнейшее совершенствование боевых и тактических возможностей корабельных оперативных групп, обеспечивающих их интеграцию и интеропера-бельность в первую очередь с соединениями американских военно-морских сил, в том числе с учетом опыта совместного участия в войне в зоне Персидского залива.
В 1991 году Канада направила в этот регион оперативную группу в составе трех кораблей (двух эсминцев и AOR <Протек-тёр>). Первоначально она участвовала в действиях по контролю за соблюдением эмбарго и других санкций ООН против Ирака, затем вошла в состав объединенного соединения тылового обеспечения (CLF - Combined Logistic Force), которое и возглавил ее командир, однако не могла (в силу ограниченных тактических возможностей) выполнять, например, задачу по боевому охранению авианосца в составе американской авианосной многоцелевой группы (АМГ). На уровне отдельной оперативной группы ВМС Канады задействовались еще только раз - в операции в Гаити в 1993 году. В остальном командование ВМС регулярно выделяет одиночные боевые корабли в состав постоянного соединения ОВМС НАТО на Атлантике, американских АМГ (последние четыре года из состава Тихоокеанской эскадры, а в начале 2001 года, впервые, и Атлантической - ФР УРО <Шарлоттетаун> в АМГ с АВМА <Гарри С. Трумен> в Персидском заливе), соединений многонациональных сил (в том числе в операциях в Сомали, Адриатике и Восточном Тиморе).
Взаимодействие с ВМС США приобретает все большее значение в военном планировании Канады. И если современные фрегаты УРО типа <Галифакс> (постройки 1992 - 1996 годов), минно-тральные корабли типа <Кингстон> (1996 -1999-го. рис. 1) и ПЛ типа <Виктория> (рис. 2) достаточно боеспособны и интероперабельны, по оценке представителей американского флота, то эсминцы УРО типа <Ирокез> (построенные в 1972 - 1973-м и модернизированные по проекту в 1987 - 1995-м). а также системы боевого управления, связи, наблюдения и разведки (С'Ч8К) наряду с авиационным компонентом ВМС требуют в дальнейшем совершенствования на базе современных технологий. Кроме того, необходимо достичь определенного прогресса в таких ключевых областях, как оборонительные возможности кораблей (ПВО, ПРО на театре ВД, ПЛО и противоминные), боевая устойчивость флота (как по ремонтным ресурсам, так и в оперативном плане), оказание поддержки другим силам (путем развития средств морских перевозок и подвижного тылового обеспечения). В частности, уже одобрены планы закупки по крайней мере трех специальных транспортных судов и средств огневой поддержки десантных сил, принимаются меры по повышению эффективности участия флота в многонациональных операциях, в том числе невоенного характера (гуманитарные, миротворческие и т. п.).
Таким образом, новая стратегия ВМС Канады выступает за придание флоту боевых свойств, которые были бы способны трансформировать его традиционные оборонительные функции по обеспечению национальной безопасности преимущественно в прибрежной и экономической зонах в возможности <проецирования силы> на среднеглобальном уровне (Medium Global Force Projection Navy).

Кингстон Виктория


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz