СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 01/2002
ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ЮГОСЛАВСКОЙ АРМИИ
Полковник С.ШАШКОВ
Военно-политическое руководство Союзной Республики Югославии сделало необходимые выводы из военного опыта недавнего прошлого и намерено провести крупномасштабное реформирование национальных вооруженных сил. Однако, как заявил 29 ноября 2001 года начальник генерального штаба югославской армии генерал-подполковник Небой-ша Павкович, военную реформу невозможно прежде, чем будет одобрена военная доктрина страны. И добавил: <пока не ясно, какие изменения претерпела политика ведущих держав на Балканах, не совсем ясны также зоны и сферы их интересов>.
Тем не менее программой реогранизации предусматривается существенное (на 35 - 40 проц.) сокращение численности личного состава. Уже к середине 2002 года планируется расформировать 10 соединений и 26 отдельных частей, а 11 полков будут переформированы в батальоны. Касаясь проблем комплектования, начальник ГШ предостерег общество от желания <избавиться> от высших и старших офицеров, поскольку многие из них приобрели большой опыт и государство затратило на их подготовку большие средства. Он напомнил, что в течение 2000-01 годов в отставку были отправлены 57 генералов и адмиралов, и на начало 2002 года в югославской армии насчитывалось лишь 49 штатных должностей для высших офицеров (в 1991 году в армии СФРЮ служили 219 генералов и адмиралов). Генерал отметил, что в генеральном штабе понимают преимущества профессиональной армии, как и то, что <на данном этапе общество не в состоянии обеспечить требуемые на нее затраты>. Перевод армии на профессиональную основу потребует значительного увеличения военного бюджета, и только считанные государства в мире могут себе это позволить. В связи с этим предпочтительнее выглядит смешанный вид комплектования ВС, а оптимальный срок срочной службы должен составлять 10 мес, поскольку его уменьшение даже на один месяц повлечет необходимость увеличения числа призываемых на военную службу с 14 тыс. до 56 тыс. человек. Более того, в последнее время специалисты генерального штаба отмечают трудности с замещением офицерских должностей, поскольку в военных учебных заведениях практически отсутствует конкуре. Ситуацию пока не удается исправить ни увеличением денежного довольствия, ни дополнительными льготами, ни массированной агитационной кампанией. Среди поступающих в военную академию лишь 40 проц. - кадровые военные, окончившие ранее военные училища и имеющие опыт службы на командных и штабных должностях, а остальные - выпускники средних школ. Таким образом, за последние годы армия <потеряла гораздо больше профессионалов. чем приобрела>.
Попытки правительства исправить положение пока не увенчались успехом. С 1 января 2001 года было незначительно увеличено денежное содержание военнослужащих (впервые за несколько лет), с 1 октября того же года - еще раз, уже на 15 проц. Однако за разделяющие эти две индексации 10 месяцев инфляция составила 100 проц., и по со стоянию на декабрь 2001 года денежное довольствие начальника генерального штаба едва достигало 400 долларов, а офицеров среднего звена -от 100 до 150 долларов в месяц.
Не менее, а, возможно, и более значимой проблемой для военнослужащих является жилищная - 82 проц. офицеров и контрактников не имеют своего жилья. Генерал Павкович отметил, что до 1990 года профессиональные военнослужащие обеспечивались жильем уже после 2-3 лет службы в войсках, в нынешних же условиях финансирования очередь, по расчетам, подойдет лишь через 48 лет. Ситуация усугубилась с распадом СФРЮ, а также выводом югославской армии из Косово в июне 1999-го. За последние годы очередь на жилье увеличилась на 35 289 человек, а строительство жилья для военных практически заморожено с лета 2000 года.
Другим важнейшим направлением военной реформы является переоснащение войск, причем приоритет отдается войскам ПВО. По словам начальника 1 -го департамента генерального штаба генерал-майора Драгана Стоджиликовича, планируется провести полную ревизию имеющихся на вооружении типов В и ВТ, наиболее современные из которых пройдут модернизацию и будут оставлены на вооружении, а остальные частично законсервированы, а большей части реализованы на внешнем рынке. Полученные средства будут направлены на закупки новых типов В и ВТ, причем преимущественно национального производства (в настоящее время югославская военная промышленность удовлетворяет потребности ВС в боевой технике и вооружении на 75 проц.).
Так, в ближайшие годы намечено принять на вооружение пехотных частей 26 новых образцов вооружения, в том числе 5,56-мм штурмовую винтовку, подствольный 40-мм гранатомет, 6,62-мм ротный пулемет, 12,7-мм винтовку и пулемет, новые РПГ и др. Артиллерийские части получат новые автоматизированные системы управления огнем и усовершенствованные боеприпасы. Планируется провести модернизацию парка устаревших танков Т-55 путем установки на них нового, более мощного двигателя, новой системы управления огнем, замены орудия на другое, более крупного калибра. Будут модернизированы также танки М-84 (югославский аналог Т-72), на которые намечено установить более мощный двигатель, усилить навесную броню, оборудовать новыми минными тралами и прицелами.
Основным препятствием на пути военной реформы, как заявил генерал Павкович, является нехватка средств (например, средства военного бюджета 2001 года позволили армии закупить лишь 38 проц. ГСМ от минимальной потребности). Преодолеть его намечено главным образом за счет присоединения страны к программе <Партнерство ради мира> и, в более отдаленной перспективе, вступления в НАТО. Таким образом, надежду на кардинальное улучшение положения в армии югославские военачальники связывают с принятием серьезных политических решений, и министерство обороны уже направило в правительство свои предложения,
HTTP://ATTEND.TO/COMMI