ОБЩИЕ ВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ - ЗВО - 10/2001

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ США О МЕЖДУНАРОДНОМ ТЕРРОРИЗМЕ

Полковник С.ШАГОВ,
капитан А.СОКОЛОВ

Государственный департамент США мая 2001 года представил президен-/ и конгрессу страны очередной, третий по счету доклад, посвященный международному терроризму (по американскому закону о борьбе с терроризмом от 1996 года этот перечень должен обновляться раз в два года). В документе под названием <Международный терроризм в 2000 году> изложены взгляды американской администрации на проблему борьбы с международным терроризмом, проанализированы угрозы терроризма в различных регионах мира, названы государства, поддерживающие международную террористическую деятельность, а также приведены перечень международных террористических организаций и статистические данные по совершенным в прошлом году терактам.
По заявлению исполняющего обязанности координатора госдепартамента США по вопросам борьбы с терроризмом Э. Халла, события 2000 года показали, что терроризм представляет серьезную угрозу всему мировому сообществу. Согласно представленным статистическим данным в 2000 году в мире было совершено 423 террористических акта, что на 8 проц. больше, чем в 1999-м. Возросло также число жертв терактов: 405 человек убито и 791 ранен (в 1999 году 233 и 706 человек соответственно). Непосредственно против Соединенных Штатов в 2000 году было совершено 200 террористических актов, что на 31 превышает данный показатель за 1999 год.
Согласно оценкам американских экспертов, наиболее проблемными регионами, представляющими угрозу для национальных интересов США, являются Южная Азия (Афганистан) и Ближний Восток (Палестинская автономия, Иран, Ирак, Сирия). При этом подтверждается тезис о том, что центр международного терроризма переместился с Ближнего Востока в Южную Азию, где исламские экстремисты со всего мира продолжают использовать территорию Афганистана для подготовки террористов, планирования и осуществления террористических актов в различных странах. Одновременно с этим выражена серьезная обеспокоенность в отношении Пакистана, который, хотя и не включен в список государств, поддерживающих терроризм, предоставляет значительную военную помощь движению <Талибан> в Афганистане, а также оказывает различного рода поддержку террористическим организациям, действующим на территории Афганистана, Узбекистана и индийского штата Джамму и Кашмир.
В докладе подчеркивается, что отсутствие прогресса в процессе мирных переговоров между руководством Израиля и Палестинской автономии привело к резкой активизации деятельности исламских экстремистских группировок на Ближнем Востоке. США считают, что основную ответственность за эскалацию конфликта в регионе несут палестинские террористические группировки <Исламский джихад> и <Исламское движение сопротивления - ХАМАС>, а также поддерживаемая Ираном ливанская террористическая организация <Хезболлах>. Определенную обеспокоенность в государственном департаменте США вызывает ситуация, складывающаяся в латиноамериканском регионе, где отмечается значительное увеличение числа совершенных террористических актов. По мнению американских политологов, основной причиной этого является активизация деятельности двух наиболее крупных группировок в Колумбии: <Революционные вооруженные силы Колумбии> и <Национально-освободительная армия Колумбии>.
В числе стран, поддерживающих терроризм, как и в предыдущих докладах, названы Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Куба, КНДР и Судан. При этом Иран характеризуется как наиболее активное государство, осуществлявшее поддержку международного терроризма в 2000 году.
В то же время, по мнению авторов доклада, в истекшем году возможности всех государств координировать свои усилия в антитеррористической деятельности значительно возросли. В качестве одного из действенных средств борьбы с терроризмом отмечается международное сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций. В частности, положительно отмечается такой факт, как присоединение США в январе 2000 года к международной конвенции ООН по предотвращению финансирования терроризма, которую на данный момент подписали 35 государств.
Однако американские эксперты считают, что наиболее эффективными продолжают оставаться двусторонние и многосторонние отношения в области обмена разведывательной информацией, сотрудничество и координация деятельности правоохранительных органов и подготовка специалистов по борьбе с терроризмом совместно с такими странами, как Россия, Индия, Великобритания, Израиль и Канада. Вместе с тем отмечается значительный прогресс в двусторонних отношениях по линии сотрудничества в борьбе с терроризмом между Соединенными Штатами и КНДР, а также между США и Суданом. Тем не менее в американском госдепартаменте пока не ставится вопрос об исключении КНДР и Судана из списка стран - спонсоров международного терроризма. Решение данного вопроса зависит от того, насколько полно эти страны выполнят взятые на себя обязательства в соответствии с достигнутыми с США договоренностями, а также будут ли они готовы к расширению сотрудничества в данной области. Характерна при этом позиция руководства внешнеполитического ведомства США, по мнению которого, определение стран, использующих теракты как средство политического давления, в качестве государств - спонсоров международного терроризма и включение их в соответствующий список (что означает введение по отношению к ним установленных законодательством санкций) является механизмом изоляции этих стран от мирового сообщества.
Положительную оценку получили усилия России и ряда стран СНГ по созданию регионального центра по борьбе с терроризмом в г. Бишкек. В целом Российской Федерации в опубликованном документе уделено значительно меньше внимания, чем в предыдущем докладе. Так, госдепартамент ограничился лишь констатацией факта, что в России продолжаются оперативно-розыскные и следственные мероприятия по поиску и привлечению к суду тех, кто причастен к взрывам жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске в 1999 году.
В отдельном разделе доклада приводится список международных террористических организаций. В предыдущем списке (декабрь 1999 года) из разряда террористических были исключены три организации: камбоджийская <Красные кхмеры>, которая прекратила активную деятельность, чилийский <Патриотический фронт им. М. Родригеса> и палестинский <Демократический фронт освобождения Палестины>, которые в 1997 - 1999 годах не были уличены в террористической деятельности. Вместе с тем на последнюю продолжают распространяться положения исполнительного указа президента США от 1995 года, который воспрещает финансовые связи с группировками, угрожающими сорвать ближневосточный мирный процесс, и блокирует их активы в американских банках. Аналогичные меры предприняты в отношении движения <Талибан>: хотя оно не было официально включено в список террористических группировок, Вашингтон не признает талибов в качестве законной власти в Афганистане и в отношении данной организации было решено оформить отдельный исполнительный указ президента США, аналогичный тем, которые вводят санкции против режимов, поддерживающих терроризм.
Таким образом, количество террористических организаций по сравнению с предыдущим документом увеличилось с 28 до 29 за счет включения в этот список в сентябре 2000 года организации <Исламское движение Узбекистана>, деятельность которой поддерживается со стороны других исламских экстремистских группировок, действующих в Центральной и Южной Азии.
В докладе американского внешнеполитического ведомства отмечается, что основу усилий Белого дома по борьбе с международным терроризмом составляет дипломатическая деятельность. Она по-прежнему будет проводиться на основе таких принципов, как недопущение уступок террористам, поимка и привлечение террористов к суду, международная изоляция и оказание давления на страны - спонсоры терроризма, расширение возможностей дружественных и союзных государств по противодействию терроризму за счет предоставления им различной помощи.
Немаловажное значение Белый дом также придает пресечению финансирования деятельности террористических организаций и блокированию возможностей использовать средства, которые уже имеются в их распоряжении. Так, в соответствии с американским законодательством придание той или иной группировке статуса международной террористической организации делает незаконным предоставление ей финансовых средств и оказание другой материальной поддержки. При этом финансовые учреждения США должны блокировать банковские счета международных террористических организаций и их членов и информировать об этом министерство финансов.
Подготовленный государственным департаментом США доклад свидетельствует, что борьба с международным терроризмом остается одним из приоритетных направлений деятельности новой американской администрации по обеспечению национальных интересов страны. При этом обращает на себя внимание тот факт, что из более чем 500 террористических организаций, деятельность которых отмечена во многих регионах мира, американские специалисты обращают внимание прежде всего на те, которые представляют угрозу национальным интересам США и/или позволяют администрации достигать собственные стратегические цели. Такая избирательность приводит к тому, что, например, в сентябре 2001 года в список Государственного департамента была включена еще одна террористическая организация - <Объединенных сил самообороны Колумбии> (малочисленная ультраправая группировка, противостоящая левым группировкам, в том числе путем похищения политических деятелей и убийства людей, не разделяющих ее лозунги), однако в отношении чеченских бандформирований этого сделано не было. Более того, американские эксперты вообще избегают термина <террористы> применительно к чеченским боевикам, а также к таким одиозным группировкам, как <Армия освобождения Косово> или <Ирландская республиканская армия>.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz