Ракета выполнена по аэродинамической схеме с поворотным крылом и оснащается твердо-топливным двигателем. На ней установлена всеракурсная полуактивная радиолокационная ГСН, имеющая также пассивный режим для наведения на источник помех. Боевая часть осколочно-фугасная, с готовыми поражающими элементами, взрывательное устройство активное радиолокационное.
Основные тактико-технические характеристики управляемой ракеты PL-11
Масса, кг:
стартовая 220
боевой части 30
Максимальная дальность стрельбы, км 22
Минимальная дальность стрельбы, км 0,5
Диапазон высот поражаемых целей, км 0,03-21
Располагаемая перегрузка, единиц 20
Максимальная скорость полета, число М 2,4
Максимальный промах, м 8
Геометрические размеры, м:
длина 3,7
диаметр 0,203
размах крыла 1,02
Особенности боевого применения ракеты PL-11 обусловлены типом системы наведения.
Полуактивная радиолокационная система наведения вынуждает летчика осуществлять <подсветку> цели, что значительно увеличивает время неманевренного полета носителя. Согласно планам руководства ВВС НОАК, ракета будет принята на вооружение к концу 2002 года. Предполагаются экспортные поставки УР.
В ЮАР продолжается начатая в 1998 году полномасштабная разработка УР А-<Дартер> (рис. 5). По мнению западных экспертов, технологии, разработанные при создании этой ракеты, в дальнейшем послужат основой для УР пятого поколения. Ракета предназначена для вооружения тактических истребителей.
При разработке планера УР южноафриканские специалисты решили использовать европейский опыт. За основу была взята бескрылая аэродинамическая схема, но, в отличие от УР ASRAAM, помимо аэродинамического используется газодинамическое управление, а для повышения летных качеств планера на нем применяются аэродинамические гребни. Кроме того, тепловизионная ГСН (сопряжена с на-шлемной системой целеуказания летчика и инерциальной системой управления) работает в двух частотных диапазонах, что значительно повышает эффективность ее функционирования. В остальном все тактические и основные технические характеристики те же, что и у ASRAAM.
Основные тактико-технические данные управляемой ракеты А-<Дартер>
Стартовая масса, кг 89
Максимальная дальность стрельбы, км до 20
Силовая установка однорежимный РДТТ
Тип рулевых приводов электрический
Геометрические размеры, м:
длина 3,0
диаметр 0,166
размах оперения 0,488
Согласно планам командования ВВС, полномасштабная разработка продолжится до 2003 года включительно, а принятие на вооружение намечено после 2004-го.
В Японии фирмой <Мицубиси электрик> и рядом научно-исследовательских организаций министерства обороны с 1998 года ведется полномасштабная разработка УР ХААМ-5 (стоимость проекта 174 млн долларов), которой намечается вооружить истребители национальных ВВС вместо применяемой в настоящее время ААМ-3. По заявлению разработчиков, внешне ракета не будет сильно отличаться от предыдущей модификации (УР ААМ-3 выполнена по аэродинамической схеме <утка>), однако применяемое оборудование будет новым, а по тактическим характеристикам эта УР будет близка к ракетам ASRAAM и MICA IR.
Основные тактико-технические характеристики управляемой ракеты ХААМ-5
Стартовая масса, кг 100
Максимальная дальность стрельбы, км до 20
Средняя скорость полета, число М 4
Геометрические размеры, м:
длина 3,0
диаметр 0,15
На ракете планируется использовать как аэродинамическое, так и газодинамическое управление. В составе силовой установки применяется твердотопливный двигатель. Управление ракетой и наведение ее на цель намечается осуществлять с помощью ИСУ и тепловизион-ной ГСН, сопряженной с НСЦ летчика.
Окончание разработки УР ХААМ-5 запланировано на 2002 год, начало летных испытаний - на 2003-й, серийного производства - на 2004 - 2005-й.
В настоящее время западные разработчики управляемого авиационного вооружения особое внимание уделяют разработке УР с большой (свыше 100 км) дальностью стрельбы. Американская и европейская концепции перспективной УР большой дальности близки в техническом плане, однако отличаются способами их практической реализации. Работы в этой области американские специалисты ведут с учетом опыта, полученного при создании, эк-сплуатации и модернизации ракеты AIM-120 AMRAAM средней дальности. Использование имеющихся базовых технологий, по их мнению, позволит существенно сократить финансовые и временные затраты на новую УР. Европейская концепция предусматривает объединение опыта, технологий, финансовых средств и производственных ресурсов стран, лидирующих в этой области, а также тех, кто заинтересован в этом. Вопрос о разработке ракет с большой дальностью стрельбы стоит очень остро и в ВМС США, имеющих на вооружении авиации устаревшие ракеты AIM-54 <Феникс> (дальность пуска до 150 км), и в ВС западноевропейских государств, не располагающих собственными УР этого типа. Появление же опытного образца подобной американской или европейской УР ожидается не ранее 2008 года.
Основным импульсом к разработке в США и Европе новой ракеты послужили выработанные в 1999 году министерством обороны Великобритании требования к новой УР BVRAAM (Beyond Visual Range Air-to-Air Missile) большой дальности, которую предполагается включить в состав вооружения современных и перспективных истребителей ведущих стран НАТО. Ракета предназначена для поражения воздушных целей, находящихся за пределами визуальной видимости. В соответствии с требованиями она должна быть всеракурсной, иметь стартовую массу 160 -185 кг, максимальную дальность стрельбы около 150 км, характеризоваться высокой средней скоростью полета, повышенной маневренностью и помехозащищенностью системы наведения, обладать возможностью наведения на источник помех.
Разработка ракет на конкурсной основе была поручена двум группам фирм. Первую группу возглавила франко-британская корпорация <Матра - Бритиш аэроспейс>, вторую -американская фирма <Рэйтеон>. Ими были представлены проекты УР, получившие наименования <Метеор> и FMRAAM соответственно. Каждая группа планирует создать ракету, оснащенную комбинированной системой наведения, которая будет состоять из инерциаль-ной системы управления с радиокоррекцией от самолета-носителя или другого летательного аппарата, оборудованного соответствующей аппаратурой, и активной радиолокационной ГСН. В силовой установке намечается использовать прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) с интегральной компоновкой, предусматривающей размещение в корпусе ракеты маршевого двигателя и твердотоп-ливного ускорителя. В настоящее время сделан выбор в пользу дальнейшей разработки УР <Метеор>. Однако, по мнению американской стороны, работы над проектом FMRAAM также будут продолжены в полном объеме.
Полномасштабную разработку УР <Метеор> (рис. 6) корпорация <Матра - Бритиш аэроспейс> ведет с середины 90-х годов. В создании УР принимают участие также Германия, Италия, Швеция и Испания. Фирму <Боинг> планируется привлечь для интеграции новой ракеты с американскими истребителями, входящими в состав ВС стран - участниц проекта.
Планер ракеты, выполненный по нормальной самолетной аэродинамической схеме, имеет большое значение поперечного V-крыла (составляет 45°). Для аэродинамического управления и стабилизации будет использоваться крестообразное хвостовое оперение. На ракете планируется установить ракетно-прямоточ-ный двигатель на твердом топливе с регулируемой по модулю тягой. В настоящее время проводятся стендовые испытания силовой установки ракеты. Боевая часть осколочно-фу-гасная. Для ее подрыва используются лазерный оптический неконтактный и контактный взрыватели.
Разработка активно-пассивной радиолокационной ГСН ведется на базе модернизированной ГСН французской ракеты MICA. Для решения задачи попадания УР в цель или район цели используется метод пропорционального наведения. Особенностью системы управления УР должно стать использование на среднем участке траектории двухсторонней линии связи, обеспечивающей прием уточненных кинематических параметров цели, вычисленных с помощью бортового оборудования самолета-носителя, формирование на их основе текущей математической модели объекта поражения и обратную передачу данных телеметрии бортовых систем ракеты.
Тактико-технические характеристики УР <Метеор> (расчетные)
Максимальная дальность стрельбы, км 150
Масса, кг:
стартовая 165
боевой части около 25
Скорость, число М:
полета 4,5
необходимая для пуска РПД 1,8
Допустимый диапазон перегрузок цели, единицы до 11
Геометрические размеры, м:
длина 3,65
диаметр корпуса 0,18
размах крыла 0,4
размах оперения 0,63
К испытаниям первого опытного образца УР <Метеор> намечено приступить в 2008 году, принятие ракеты на вооружение ожидается к 2010-му. Общая стоимость полномасштабной разработки УР, по разным оценкам, может составить 1,2 - 1,8 млрд долларов. В случае удачного завершения работы над ракетой руководство ВС Великобритании планирует разместить заказ на производство около 1 000 таких УР.
Работы по коренной модернизации УР AIM-120 и созданию на ее основе новой ракеты FMRAAM ведутся фирмой <Рэйтеон> с 1996 года. В качестве базовой выбрана модификация AIM-120C с укороченным крылом и хвостовым оперением (для обеспечения возможности размещения УР во внутренних отсеках перспективных истребителей). Фирмой на период 2000 - 2006 годов запланирована разработка ракеты AIM-120C-8 ERAAM (Extended Range Air-to-Air Missile) с интегрированными возможностями предыдущих модификаций и новым РДТТ, обеспечивающим дальность стрельбы до 80 км.
На основе УР ERAAM (рис. 7) к 2008 году предполагается построить опытный образец ракеты FMRAAM (рис. 8). Планер намечено выполнить по бескрылой аэродинамической схеме и оснастить хвостовым оперением, предназначенным для управления и стабилизации УР в полете. В составе силовой установки будет использоваться ПВРД на жидком топливе, разработать который предложено французской фирме <Аэроспасьяль>, обладающей опытом создания подобного двигателя для ракеты ASMP. По расчетам разработчиков, применение жидкого топлива имеет ряд преимуществ, к числу которых относятся возможность более простой технической реализации автоматического регулирования двигателя в зависимости от параметров полета ракеты и невысокая за-метность продуктов горения в оптическом диапазоне длин волн. Заявленные тактико-технические характеристики УР FMRAAM практически совпадают с ТТХ УР <Метеор>.
По оценкам американских специалистов, УР FMRAAM будет принята на вооружение не ранее 2010 года. Интерес к данной ракете уже проявили страны, закупающие в настоящее время УР AIM-120 различных модификаций.
Европейские и американские разработчики признают, что испытывают некоторые технические трудности в достижении необходимых характеристик ПВРД. Они считают, что это лишь временные проблемы, решить которые в крайнем случае можно будет за счет импорта технологий из стран, где производство таких двигателей уже налажено.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI