СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 7/2001

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ВООРУЖЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Полковник А.Симонов

Современная обстановка в Европе характеризуется стремлением НАТО создать условия для закрепления главенствующего положения альянса в системе европейской безопасности на длительную перспективу и максимально использовать благоприятные условия для повышения его роли за счет углубления интеграционных процессов как в рамках региона в целом, так и на субрегиональном уровне.
Интеграция западноевропейских стран в сфере обороны осуществляется по следующим основным направлениям:
- разработка и внедрение концептуальных документов, определяющих принципы, методы, формы и способы решения задач коллективной обороны и безопасности;
- осуществление единых подходов к построению военных организационно-административных структур в условиях динамично развивающейся современной обстановки;
- развитие стандартизации и унификации в военно-технической области и сфере оперативнбго взаимодействия.
К наиболее значимым концептуальным документам, инициативам и программам в области коллективной обороны и безопасности относятся: стратегическая концепция НАТО; концепция многонациональных оперативных сил (МНОС); инициатива оборонных возможностей (ИОВ), европейская политика в области безопастности и обороны (ЕПБО).
Разработка единых подходов к реформированию и построению военных организационных структур в динамично развивающейся обстановке является важнейшим условием создания эффективной системы коллективной безопасности. Она проводится по двум направлениям: реформирование структуры органов управления ОВС НАТО с учетом реализации концепции МНОС; создание динамичных гибких воинских формирований, способных в короткие сроки развертываться для выполнения конкретных боевых и других задач.

Схемы:
Многонациональные вооруженные формирования в Европе
Перспективная схема коллективной безопасности в Европе

Необходимость формирования многофункциональной, более гибкой структуры органов управления ОВС НАТО была обусловлена рядом объективных причин. Во-первых, созданная в период <холодной войны> система управления ОВС, которая предназначалась в первую очередь для отражения <массированной агрессии> со стороны стран Варшавского Договора, стала слишком громоздкой, что не позволяет альянсу эффективно реагировать на динамичные изменения обстановки. Во-вторых, помимо основной задачи - обеспечение коллективной обороны стран НАТО, появился ряд других - проведение миротворческих операций, в том числе и в рамках концепции МНОС, противодействие терроризму, распространению оружия массового поражения (ОМП) и т. д.
Вопросы стандартизации в различных областях (военно-технической, оперативной, орга-1 низационной и т. п.) на протяжении всего периода существования НАТО имели большое значение. На современном этапе западные союзники отводят им центральное место. Основными факторами, определяющими актуальность и важность стандартизации в военном строительстве, являются: утверждение принципа коллегиальности в процессе принятия решения по важным вопросам и учет мнений всех членов союза, возросшая динамика и оперативность изменения военно-политической ситуации в мире, требующие принятия конкретных решений в реальном масштабе времени, увеличение количества стран-участниц системы коллективной безопасности в Европе, полномасштабное внедрение принципа многонациональноеT в оборонном строительстве и необходимость осуществления единых подходов к оперативным процедурам во всей иерархической структуре; возросшая степень ответственности за необоснованные и чрезмерные людские потери, в том числе среди гражданского населения, во время проведения различных операций; изменения в формах и способах ведения боевых действий за счет широкого внедрения высокоточного оружия, АСУ войсками и боевой техникой.
Претворение в жизнь планов НАТО по стандартизации и унификации в военно-технической области и в сфере оперативного взаимодействия является условием выполнения всех остальных программ и инициатив, действующих в рамках строительства системы коллективной безопасности в Европе.
В основу военного строительства в НАТО и Западноевропейском союзе (ЗЕС) заложен принцип многонациональноеT, который предполагает создание многонациональных формирований, что отвечает требованиям коалиционного единства и демонстрирует готовность защищать коллективные интересы с использованием военной силы, как в зоне ответственности альянса, так и за ее пределами. По такому принципу в настоящее время созданы формирования сил реагирования ОВС НАТО, а также соединения и объединения союза, призванные стать <европейской опорой> блока и основой создаваемой системы безопасности в Европе.
Существующие в настоящее время многонациональные формирования сухопутных войск НАТО, ЗЕС и других международных организаций (коалиций стран) созданы на базе трех основных моделей: рамочная, многонациональная с углубленной интеграцией и многонациональная с одним государством во главе.
Многонациональное вооруженное формирование (МНВФ) рамочного типа, как правило, организуется по принципу подчинения и имеет следующие отличительные особенности: основу боевого состава объединения представляют собой соединения и части вооруженных сил государства-основателя, другие страны выделяют боевые компоненты в состав формирования в соответствии с соглашением, штаб формирования является многонациональным, но при этом должность командира и большую часть руководящих постов в нем занимают представители ВС государства-основателя, а остальные должности в штабе распределяются между военнослужащими стран-участниц в соответствии с достигнутыми договоренностями.
Эта модель положена в основу формирования объединенного армейского корпуса сил быстрого развертывания (OAK СБР) НАТО. Великобритания является государством-основателем.
Многонациональные формирования с углубленной интеграцией создаются по принципу согласования. Практика показывает, что существуют и смешанные формы, когда многонациональное объединение в командном звене построено по принципу подчинения, а приданные ему соединения и части - по принципу согласования.
Такая модель имеет следующие особенности: в создании формирования принимают участие два или более государств на равноправной основе, штаб корпуса является многонациональным, количество должностей, занимаемых представителями одного государства, пропорционально выделяемым боевым соединениям и подразделениям, предусмотрена регулярная ротация руководящих кадров, а полномочия командира определяются соответствующим соглашением между странами-участницами, соединения и части выделяются от ВС стран-участниц и находятся под руководством своих командиров.
По такой модели созданы: германо-датско-польский OAK, германо-голландский OAK; <Еврокорпус> OAK ЗЕС, многонациональная аэромобильная дивизия <Центр>, входящая в сухопутный компонент СБР НАТО, оперативное соединение <Еврофор> и другие формирования многонациональных сил.
Модель многонационального формирования с одним государством во главе имеет следующие отличительные особенности: созданные на основе органов управления национального формирования штаб и его инфраструктура принадлежат государству-основателю, другие страны-участницы выделяют соединения (части) под командованием своих офицеров в оперативное подчинение штаба формирования, вопросы управления и всестороннего обеспечения, а также правила применения переданных в оперативное подчинение штаба соединений и частей находятся в компетенции государства-основателя.
По данной модели с началом перевода войск с мирного на военное положение планируется развертывать германо-американский и американо-германский объединенные армейские корпуса.
Все западные многонациональные вооруженные формирования по принадлежности можно разделить на несколько групп: созданные на договорной основе в рамках субрегиональных военно-политических организаций, принадлежащие НАТО, находящиеся под юрисдикцией ЕС/ЗЕС, а также миротворческие формирования в рамках ООН или ОБСЕ. Существуют формирования, которые могут применяться по оперативным планам как НАТО, так и ЕС/ЗЕС. Классификация многонациональных формирований европейских стран приведена на рис. 1.
Начиная с 1991 года в НАТО проводится работа, направленная на адаптацию альянса к новым условиям безопасности, пересмотр принципов деятельности и организацию коллективной обороны, согласование планов, реформирование командных структур и т. д., но уже с учетом фактора многонациональноеT. Так, были согласованы основные принципы участия МНВФ НАТО в операциях, проводимых под эгидой ООН по поддержанию мира, и дана их классификация. К данным миротворческим операциям относятся следующие: по установлению мира, поддержанию мира, оказанию гуманитарной помощи, эвакуации. Впоследствии, на состоявшемся в июне 1992 года в г. Петерсберг (Германия) Совете ЗЕС, было определено, что решение гуманитарных и спасательных задач, задач по поддержанию мира и урегулированию кризисов возлагается на многонациональные вооруженные формирования Западноевропейского союза. При этом особое внимание было уделено организации взаимодействия между странами альянса на этапах подготовки и проведения различного рода миротворческих операций. Основополагающим принципом такого взаимодействия является определение, что <планирование и решение задач миротворческих операций должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить коллективное участие в этом процессе всех союзников> (рис. 3 и 4).
В 1996 году на встрече министров обороны и иностранных дел стран НАТО в Берлине было решено, что формирования многонациональных оперативных сил, участвующие в операциях, проводимых под эгидой ЗЕС, по мере необходимости будут усиливаться силами и средствами альянса.
В создаваемой европейской системе коллективной безопасности основное внимание уделяется многонациональным вооруженным формированиям регионального уровня. Для вовлечения всех европейских стран в этот процесс натовские стратеги разработали различные программы и концепции: <Партнерство ради мира> (ПРМ), <многонациональных оперативных сил>, <европейской политики в области безопасности и обороны>, <управления кризисами> и другие. В практическом отношении создаются МНВФ почти по всему периметру Европы. При этом НАТО является как бы фундаментом создаваемой системы, несмотря на то что в настоящее время ЕС становится центром притяжения для европейских стран в решении оборонных вопросов. На рис. 2 представлен вариант будущей системы коллективной безопасности в Европе.
Особое место в процессе подготовки многонациональных вооруженных формирований НАТО и ЗЕС к будущим операциям, выходящим за рамки ст. 5 договора о коллективной обороне альянса, отводится созданию объединенных штабов и организации управления. По мнению натовских специалистов, важность этого аспекта обусловливается тем, что миротворческие операции планируется проводить практически в любой точке планеты, а это предполагает отрыв сил и средств от привычной европейской инфраструктуры. Кроме того, неопределенности, связанные с будущим международным статусом, боевым и численным составом группировок, задачами операции, условиями ее проведения, характером противодействия многонациональных сил и т. д., вынуждают военное руководство вести серьезную предварительную работу по подготовке к специфическим <миротворческим> операциям. Особое внимание при этом уделяется созданию в рамках многонациональных вооруженных формирований оперативных штабов по образцу натовских на договорной основе, что будет способствовать надежному взаимодействию между системой управления НАТО и МНВФ при решении общих задач.
Анализ процесса образования различных многонациональных вооруженных формирований в Европе показывает, что он базируется прежде всего на высоком уровне доверия между странами. Участники военных союзов исходят в первую очередь из совместной оценки степени существующих угроз, что в конечном итоге и определяет предназначение того или иного военного объединения. Вместе с тем создаваемая система европейской безопасности при лидирующей роли НАТО и США есть не что иное, как установление нового мирового порядка. Прикрываясь миротворчеством, натовские стратеги втягивают в орбиту военных приготовлений все новые страны Европы. При этом происходит перераспределение функций и задач между НАТО и ЗЕС (ЕС). Североатлантический союз готов, как и 10 -15 и более лет назад выполнять задачи коллективной обороны с применением объединенных вооруженных сил. ЗЕС и остальным военным союзникам отводится роль миротворцев (в различной интерпретации этого слова - установление мира, поддержание мира, принуждение к миру и т. д.), но под контролем, а при необходимости и с помощью Североатлантического альянса. Если же сопротивление <миротворчеству> будет превышать какой-то допустимый предел, тогда в дело включится военная машина НАТО, и прежде всего США. Подобный вариант развития событий наблюдается на территории бывшей СФРЮ. С военной точки зрения МНВФ в настоящее время не обладают высокой боевой эффективностью. Причинами этого являются имеющиеся различия в подходах к военному строительству, уровнях состояния вооруженных сил в разных странах, исторические, морально-этические и другие факторы. Вместе с тем планомерная интеграция военных структур НАТО, ЕС, а также не входящих в эти организации европейских государств по различным направлениям (стандартизация, унификация, интернационализация, совершенствование организации и т. д.) с использованием достижений в области новейших технологий и с учетом возможного единения их в области политической может привести в ближайшие пять - десять лет к существенному повышению потенциальных боевых возможностей МНВФ.
В целом усиливающаяся в последние годы тенденция строительства многонациональных вооруженных сил в Европе во многом предопределяет формирование новой европейской системы коллективной безопасности. Создание подобной системы, в которой даже нейтральные государства втягиваются в военно-политические союзы, хотя их суверенитету и территориальной целостности никто не угрожает, неизбежно приведет к возникновению ситуации, в которой Россия окажется перед лицом скоординированной мощи большинства европейских стран, обеспечивающих реализацию приоритетных интересов НАТО и ЕС.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz