СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 5/2001

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЗЕРВНЫХ КОМПОНЕНТОВ СВ США В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

КапитанН. БАЛУКОВ

В строительстве вооруженных сил (ВС) США большое внимание уделяется развитию резервных компонентов (РК), являющихся важнейшей базой мобилизационного развертывания и усиления группировок регулярных войск (сил), доукомплектования их соединений (частей) до штатов военного времени, восполнения потерь в ходе ведения боевых действий, а также значимой силой, обеспечивающей поддержание внутригосударственной стабильности. Заблаговременное создание резервов, способных к отмобилизо-ванию в короткие сроки, соизмеримые с периодом развертывания регулярных ВС, осуществляется в соответствии с принятой концепцией <Единые силы> (утверждена в 1971 году и до сих пор действует). Она предусматривает единое планирование и финансирование комплектования личным составом регулярных и резервных компонентов ВС, оснащение их вооружением и военной техникой (В и ВТ), организацию их совместной оперативной и боевой подготовки, определение единых критериев мобилизационной и боевой готовности.
Американское военно-политическое руководство предъявляет к резервным компонентам СВ США ряд требований, основные из которых рассматриваются ниже.
Учитывая возрастающую угрозу территории, населению и инфраструктуре страны, связанную с рядом негативных факторов, резервные компоненты должны играть значительную роль в обеспечении внутренней обороны. В связи с этим на них возложены следующие основные функции: содействие в предотвращении (ликвидации последствий) нападения, в том числе с использованием ядерного, химического и биологического оружия; защита жизненно важных элементов инфраструктуры от физического и информационного воздействия; участие в совершенствовании системы национальной противоракетной обороны, в случае возникновении такой необходимости.
В ближайшие 15 - 20 лет на первый план выйдет проблема решения задач в чрезвычайных ситуациях и конфликтах. В связи с этим СВ надлежит обеспечить придание дополнительных возможностей резервным компонентам в интересах выполнения данных задач; а также определить роль РК в решении задач небоевого характера (в ходе операций в условиях отсутствия войны).
Несмотря на продолжающиеся дискуссии, до сих пор остается в силе постулат о необходимости ведения и одержания победы ВС США в двух почти одновременно крупных войнах на ТВД. Учитывая сокращение численности вооруженных сил, все больший упор в ведении боевых действий командование ВС придает участию резервных компонентов.
Все рассмотренные моменты в полной мере относятся к сухопутным войскам, как важнейшей составляющей ВС и основе наземных сил. Традиционно РК СВ являются наиболее многочисленными и играют важнейшую роль как во время ведения боевых действий, так и в условиях отсутствия таковых.
Основные направления развития резервных компонентов сухопутных войск США. В настоящее время СВ США готовятся к ведению боевых действий в условиях неопределенного будущего. Эта подготовка осуществляется в соответствии с концептуальными документами КНШ <Единая перс-пектива-2020> и штаба сухопутных войск <Армейская перспектива-2010> (Army Vision-2010), а также с программой строительства СВ <Армия-XXI>. Главным результатом этого процесса, по мнению американского командования, станет достижение всеобъемлющего превосходства ВС (и в том числе резервных компонентов) страны во всех сферах боевого пространства.
РК сухопутных войск - СВ национальной гвардии (НГ) и резерв армии - по мнению военно-политического руководства страны, являются исключительно важным компонентом национальных вооруженных сил. Кроме того, профессиональный опыт резервистов, полученный ими при освоении военно-учетных специальностей, широко используется в гражданских секторах экономики (компьютеризация, связь, авиация и медицина, строительство и инженерное дело, служба по связи с общественностью и другие).
В соответствии с планами строительства сухопутных войск в 2001 году в боевом составе национальной гвардии будет восемь дивизий, 16 отдельных бригад (из них 14 - повышенной готовности), пехотная группа и бронекавале-рийский полк повышенной готовности. Численность резервных компонентов предполагается сократить до 555 тыс. человек. Продолжаются поставки в войска 155-мм самоходных гаубиц М109А6 <Паладин>, ЗРК <Авенджер>, ПЗРК <Стингер> на базе БМП М2 <Брэдли>, ударных вертолетов AH-64D <Апач-Лонгбоу>, а также модернизация танков Ml <Абраме>.
Формирования РК выполняют важную функцию в ходе вооруженных конфликтов по всему миру, поддерживая, а нередко и заменяя регулярные силы. Резерв СВ и войска НГ, по мнению военного руководства, должны быть подготовлены <для использования во всем спектре военных операций и являться полноправной эффективной частью <единых сил>.
Резервные компоненты и в перспективе будут принимать непосредственное участие в миротворческих операциях, а также по укреплению региональной стабильности, действиях в условиях кризисных ситуаций (ликвидация последствий стихийных бедствий), по борьбе с терроризмом и наркобизнесом и других. В первую очередь это относится к формированиям НГ, которые и в дальнейшем будут играть ключевую роль при решении множества задач, стоящих перед СВ США.
Исходя из вышесказанного строительству и реорганизации резервных компонентов командование сухопутных войск уделяет большое внимание. В соответствии с программой строительства СВ США <Армия-21> на период до 2010 - 2015 годов американское военное руководство проводит комплекс мероприятий по совершенствованию структуры и системы подготовки как регулярных войск, так и организованного резерва - соединений и частей НГ и резерва.
Реорганизация резервных компонентов будет осуществляться по следующим основным направлениям:
- оптимизация боевого и численного состава в соответствии с изменившимися задачами и финансовыми возможностями;
- совершенствование их организационно-штатной структуры и методики боевой подготовки;
- оснащение формирований перспективными В и ВТ, уже поступающими в регулярные войска.
В соответствии с имеющимися планами предусматривается выполнение следующего комплекса мероприятий.
- Провести постепенное, поэтапное сокращение при сохранении в кадрах резервистов СВ, наиболее подготовленных, и перспективных специалистов и осуществление мер по социальной защите и реабилитации уволенных в запас военнослужащих. По оценке американских военных специалистов, к 2015 финансовому году в составе всех формирований организованного резерва будет находиться около 524 тыс. человек (в настоящее время - 565 тыс.).
- До 2003 финансового года сформировать и провести всестороннюю подготовку двух так называемых <интегрированных> дивизий, каждая из которых включает три бригады НГ повышенной готовности, и штаба дивизии, состоящего из военнослужащих регулярных сухопутных войск.
- Перевести все боевые формирования резервных компонентов в состав НГ с сохранением в резерве СВ только частей и подразделений боевого и тылового обеспечения.
- К 2010 - 2015 годам иметь в боевом составе НГ десять полностью укомплектованных, оснащенных и обученных на уровне регулярных войск дивизий, из них две <интегрированные>, и десять бригад, в том числе восемь бригад и один бркп повышенной готовности со сроком отмобилизования не более 90 сут. Однако в настоящее время возможности для развертывания восьми бригад повышенной готовности недостаточны, и в установленные сроки смогут отмобилизоваться не более четырех бригад, остальные же четыре - еще через 35 сут.
- В целях совершенствования боевой подготовки РК, и в первую очередь формирований национальной гвардии СВ, организовать обучение и подготовку организованного резерва на основе единых с регулярными войсками учебных планов и методик обучения, норм расхода моторесурсов и материальных средств. Более того, части НГ проходят боевую подготовку и обучение в национальном учебном центре на основе бригадной ротации.
- Ориентировать формирования резервных компонентов на выполнение совместных с регулярными войсками задач в любых операциях боевого или небоевого характера (в так называемых условиях отсутствия войны) на территории США, а также за ее пределами. С этой целью командование сухопутных войск осуществляет программу оказания <оперативной поддержки> (operational support) формированиям НГ регулярных соединений: 49 бртд - 1 кд (бртд), 40 мд - 4 мд, 28 мд - 3 мд, 29 лпд -10 лпд. В соответствии с ней в случае надобности (потери в личном составе или недостаточная укомплектованность регулярных формирований) партнеры из национальной гвардии выделяют дивизии необходимое количество личного состава; при возникновении же кризисной ситуации на территории своего штата, для разрешения которой требуется участие формирований НГ, им может оказываться материально-техническая помощь со стороны соответствующих регулярных соединений. По оценке командования сухопутных войск, реализация всего комплекса мероприятий реорганизации РК в рамках программы <Армия-XXI> позволит в начале этого столетия усовершенствовать их организационно-штатную структуру и приблизить степень их боевой готовности к уровню регулярных войск при сохранении их численного и боевого состава.
Интегрированные дивизии. Одним из ключевых принципов, на котором основывается строительство вооруженных сил США в целом и сухопутных войск в частности, является <политика единых сил> (Total Forces Policy).
Данный принцип основывается на необходимости осуществления единой политики для регулярных сил и организованного резерва в области их строительства и боевого применения. Впервые понятие <политика единых сил> (чаще <Единые силы>) было раскрыто в одноименном меморандуме, утвержденном министром обороны СТА Мэлвином Лэйрдом'в августе 1971 года. В нем подразумевалось, что в ВС должны быть единые (для регулярных сил и резервных компонентов) планы обучения и подготовки личного состава, оснащения В и ВТ, система боевой готовности соединений и частей, а также планы их боевого применения.
В дальнейшем <политика единых сил> стала основным направлением строительства ВС США. Однако наибольшее развитие она получила в то время, когда министерством обороны руководили Шлессинджер (1973 -1975) и Уайнбергер (1981 - 1989).
Вместе с тем в период войны в зоне Персиского залива (1990 - 1991) были вскрыты срьезные недостатки формирований организванного резерва ВС США. Прежде всего эткасалось соединений и частей национальногвардии СВ. Так, например: 155 бртбр (штаМиссисипи), 48 мбр (Джорджия), 256 мб(Луизиана) смогли приступить к выполненизадач в соответствии с оперативным преднаначением только к М270 (при требованияMl20 - Ml50), то есть на этапе обеспеченипослевоенной стабильности.
Командование СВ критически подошлоизучению опыта развертывания формировний РК, вскрыв серьезные недостатки в подгтовке личного состава, В и ВТ, в организацивсестороннего обеспечения, планировании иприменения в условиях крупномасштабногвооруженного конфликта. В результате былпринято решение о создании в составе частеНГ СВ 15 бригад и одного бронекавалерийскго полка повышенной готовности (со срокоотмобилизования и готовности к выполненибоевых задач М90). В соответствии с разрабтанными планами их развертывание, боевослаживание и всесторонняя подготовка должны были проводиться по единым с регулярными сухопутными войсками программам и метдикам обучения, нормам расхода моторесусов, боеприпасов и других материальнысредств, что, по мнению военно-политическоруководства США, позволило бы обеспечитсоблюдение принципа <единых сил>.
В дальнейшем необходимость интеграцирегулярных и резервных компонентов былподтверждена в обзоре комиссии <По ролизадачам ВС США> (Commission on Roles anMissions) в 1995 году. В заключительном доладе этой комиссии был сделан вывод о точто регулярные силы <осуществляют рукводство по установлению стандартов и провдению преобразований и инспекций ВС, а Рдолжны использовать эти положения для с вершенствования своей боевой готовности>.
С этого времени начался процесс создания так называемых <интегрированных> дивизий СВ США, необходимость наличия которых отметило руководство вооруженных сил США и, прежде всего, лично министр обороны У. Перри. Он отдал указания министру армии о начале разработки соответствующего плана, который был опубликован 23 мая 1996 года. На его основе командование учебное и научных исследований по строительству сухопутных войск (TRADOC) организовало в рамках командования СВ на континентальной части США (Forces Command, FORSCOM) специальную группу, предназначенную для организации процесса создания <интегрированных> дивизий. Под ее руководством была разработана вероятная структура, боевой состав вновь создаваемых соединений, определены программы и сроки боевой подготовки, проведены другие организационные мероприятия (например, получено принципиальное согласие руководства штатов, где дислоцируются бригады НГ, которые предполагается включать в состав новых дивизий).
В мае 1997 года был опубликован концептуальный документ, подписанный министром обороны страны У. Коэном, - <Всеобъемлющий обзор состояния и перспектив развития вооруженных сил США>. В нем наряду с другими вопросами строительства и перспектив их развития определяются пути повышения боевых возможностей формирований РК, в том числе за счет их <полной интеграции с регулярными силами>. 4 сентября того же года министр обороны утвердил <Меморандум о дальнейшей интеграции регулярных сил и резервных компонентов ВС США>, определяющий основы использования формирований организованного резерва во всем спектре военных операций.
Началом фактической реализации программы создания новых соединений можно считать 11 октября 1998 года, когда две <интегрированные> дивизии приказом министра армии были включены в перечень боевых сил СВ Соединенных Штатов. С этого времени любые изменения в структуре бригад национальной гвардии, их оперативном предназначении или оснащении В и ВТ могут проводиться только после согласования с назначенными командирами дивизий, в которые будут входить эти формирования, с командованием сухопутных войск на континентальной части США, генерал-адъютантами штатов, бюро НГ и штабом СВ.
По оценке руководства сухопутных войск США, на начальном этапе становления - приблизительно до конца 2001 года, в мирное время бригады дивизий предполагается применять (как и другие соединения и части повышенной готовности НГ) в соответствии с планами руководства штатов, на территории которых они дислоцированы. Создаваемые командования <интегрированных> дивизий параллельно могут выполнять некоторые координирующие функции в области боевой и оперативной подготовки формируемых соединений и осуществлять непосредственное руководство комплектованием подчиненного штаба и штабной роты. В дальнейшем <интегрированные> дивизии будут действовать как единые организационно-штатные единицы боевых наземных сил ВС. Ввод их в строй запланирован на конец 2003 финансового года. С этого времени бригады НГ, назначенные в состав <интегрированных> дивизий, будут находиться в двойном административном подчинении: через руководство дивизий - командованию СВ на континентальной части США и министерству армии, а также губернаторам штатов, на территории которых они дислоцируются.
Основные положительные и отрицательные составляющие оценки резервных компонентов СВ США. К числу основных положительных характеристик можно отнести следующие:
- содержание резервных компонентов обходится дешевле, чем регулярных сил, что связано с менее интенсивным проведением общей боевой подготовки, более низким денежным содержанием резервистов по сравнению с регулярными военнослужащими, частичной оплатой службы властями штатов (для военнослужащих НГ - 10 проц.) и прочее;
- эффективность вышеобозначенных функций и задач резервов имеет военный, политический и экономический смысл;
- в некоторых резервных частях (подразделениях) уже достигнуты определенные успехи в плане обученности, подготовленности и оснащенности.
Успехи в этих областях достигаются благодаря следующим факторам:
- наличию значительной доли уже прошедших военную службу (ветеранов);
- соответствию функций резервистов в военной сфере работе, выполняемой в гражданском секторе;
- постоянному совершенствованию мастерства и боевой выучки;
- поставке в РК СВ современных В и ВТ, а также необходимого оборудования;
- выполнению всего спектра потенциальных задач во время проведения боевой подготовки и другим.
Благодаря этому удается, по мнению военно-политического руководства страны, обеспечить высокое морально-психологическое состояние, слаженность подразделений и незначительный <отсев> резервистов. Тем не менее, по оценке самих американских специалистов, некоторые резервные части (подразделения) не достигли ожидаемых успехов. Важным в данной ситуации является то, что недостатки отслеживаются национальным военным руководством, а командование на местах принимает меры по их устранению.
К числу основных недостатков, существующих в настоящее время в системе резервных компонентов СВ США, можно отнести следующие:
- определенные сомнения относительно готовности резервных компонентов в целом выполнять задачи в условиях неопределенности будущих кризисов. Так, имеются проблемы, касающиеся мобилизации. Свидетельства тому - неудачи в данной сфере во время войны во Вьетнаме, панамского конфликта, операции <Буря в пустыне> и других подобных акциях;
- практический опыт применения формирований резервных компонентов в конфликтах последнего времени показал, что требования, предъявляемые военно-политическим руководством в плане сроков развертывания и перебросок, а также ряда других, менее значимых параметров боевой эффективности, зачастую не выполняются;
- очень слабым остается взаимодействие между резервными и регулярными компонентами, что объясняется, в частности, несоответствием оснащенности и вооружения формирований этих двух составляющих СВ в целом;
- основной проблемой социально-экономического характера считается недовольство работодателей периодическими отрывами своего работающего персонала (на сборы, учения, другие мероприятия).
Кроме того, значительным тормозом планомерного и поступательного развития резервного компонента являются разночтения в оценке их будущего облика. Как известно, на протяжении всего периода после окончания <холодной войны> по мере смены руководства ВС и СВ менялись и подходы к рассматриваемому вопросу.
Однако соответствующие должностные лица принимают к сведению данные недостатки и в обозримой перспективе командование СВ планирует принять все необходимые меры по их устранению.
В целом же предназначение резервных компонентов практически не изменилось - они позволяют довести численность регулярных формирований до штатной численности до начала военных действий и восполнять потери в личном составе и военной технике в ходе их ведения. Что же касается формирований национальной гвардии, то, по замыслам военного руководства США, предполагается использовать их непосредственно в боевых действиях наравне с регулярными. А весь комплекс мероприятий, проводимых в резервных компонентах сухопутных войск, свидетельствует о стремлении подготовить боеспособный контингент сил для наращивания группировок в угрожаемый период и с началом военных действий.>

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz