"Зарубежное военное обозрение" 04'2001

СООБЩЕНИЯ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ

ПРОЕКТ ВОЕННОГО БЮДЖЕТА США

Полковник А. Скворцов

Администрация США распространила в начале марта проект бюджета страны на 2002 финансовый год в кратком изложении, который, в частности, предусматривает выделение 310,5 млрд долларов на деятельность министерства обороны. "В рамках новой стратегии национальной безопасности, - говорится в документе, - президент поручил министру обороны проанализировать три аспекта. Во-первых, президент считает, что военные расходы должны рассчитываться с учетом прежде всего стратегии национальной безопасности. В связи с этим глава военного ведомства должен провести анализ роли вооруженных сил страны в XXI веке, их структуры, приоритетных направлений военного бюджета и собственно стратегии национальной безопасности. Администрация окончательно определится в отношении военного бюджета на 2002 год и уровней финансирования только по завершении данной работы. Во-вторых, президент полагает, что США должны пересмотреть подходы к политике сдерживания с учетом современной ситуации в мире. Он предлагает оставить минимальное количество ядерного оружия исходя из нынешних и будущих потребностей национальной безопасности. Проведение указанного анализа позволит также определить объем финансовых средств на создание системы национальной противоракетной обороны (НПРО). В-третьих, администрации необходимо всесторонне изучить уровень и качество жизни военнослужащих".
Увеличение расходов на военные нужды - с 296,3 млрд долларов в 2001 финансовом году до 310,5 млрд в 2002-м - позволит министерству обороны решить насущные проблемы. В частности, предусматривается выделить до полнительно 4 млрд долларов на улучшение жилищных условий военнослужащих, повышение их окладов и программы исследования наиболее перспективных областей инвестирования. Кроме того, в проекте бюджета запланированы расходы в размере 3,9 млрд долларов на улучшение медицинского обеспечения ветеранов ВС страны. Согласно представленному проекту в качестве приоритетных программ будущего военного бюджета администрацией определены следующие: увеличение окладов военнослужащим на 4,6 проц., а также выделение дополнительных средств (1 млрд долларов) на программы, предусматривающие комплектование армии и повышение заинтересованности военнослужащих в продлении контрактов; ассигнование 2,6 млрд долларов на НИОКР (в рамках пятилетней инициативы на эти цели намечается ассигновать в общей сложности 20 млрд) по созданию новых технических средств для борьбы с терроризмом, поддержания режима нераспространения ОМП и продолжения исследований и испытаний в рамках программы создания системы НПРО; выделение дополнительно 400 млн долларов на жилищное строительство для военнослужащих и членов их семей; проведение реформ с целью повышения эффективности оборонных операций; принятие мер по частичной приватизации программ и проектов Пентагона для сокращения государственных затрат на них и повышения их качества за счет конкуренции; коммерциализация в области услуг и приобретения техники, что позволит уменьшить расходы на них и повысить их эффективность; закрытие военных баз, в которых Пентагон в настоящее время не нуждается.

О ПОЛИТИКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ДО 2030 ГОДА

Полковник А. Соловьев

Министерство обороны Великобритании в феврале 2001 года опубликовало документ под названием "Будущий стратегический контекст", в котором дается аналитическая оценка перспектив расширения геополитических интересов Соединенного Королевства и развития системы международной безопасности, определяются основные направления научно-технического прогресса мирового ВПК, партнеры и конкуренты страны в военной области на период до 2030 года. Великобритания подтвердила свою приверженность идее расширения военного и военно-политического сотрудничества европейских стран, взяв на себя задачу "не допустить недопонимания" по этой проблеме между США и своими партнерами в Европе. Отмечается, что блок НАТО должен оставаться "краеугольным камнем коллективной безопасности" при сохранении баланса интересов ведущих государств Западной Европы в плане создания собственных континентальных вооруженных сил и США, которые могут опасаться, что такие действия подорвут боеспособность альянса в целом. При этом подчеркивается, что Североатлантический союз должен выступать как центр разработки мер предупреждения и нейтрализации "любой кризисной ситуации со значительными для Европы последствиями". Что касается других регионов, где возможно развитие конфликтов, то, по мнению составителей документа, Соединенные Штаты могут действовать "там, где сочтут нужным свое вмешательство".
Министерство обороны констатировало, что в данный момент и на ближайшую перспективу какой-либо опасности крупномасштабного военного удара против Великобритании или ее союзников по НАТО практически не существует. Однако это не снимает с повестки вопрос о необходимости всемерной модернизации как национальных сил ядерного сдерживания, так и обычных систем вооружений. В связи с этим подтвержден курс на дальнейшее реформирование вооруженных сил страны на основе создания высокомобильных и готовых к эффективным боевым действиям родов войск.
Ведущими зонами стратегического интереса Соединенного Королевства названы Европа, Северная Африка, Ближний Восток и регион Персидского залива. Поддерживаться британское влияние там будет как через политико-дипломатические меры по предупреждению возникновения конфликтов, так и через активное военное содействие скорейшей нейтрализации взрывоопасных ситуаций. Особое внимание в документе уделяется Восточной Европе в целом и России в частности. "Развитие конструктивных отношений с остальной частью Европы, и в особенности с Россией, имеет наибольший приоритет, поскольку через усиление стабильности на континенте упрочивается наша собственная безопасность".
Эксперты считают, что в ближайшие десятилетия основными центрами военных технологических инноваций станут США, Япония и Великобритания, а также Индия и Китай. Среди наиболее перспективных направлений научных исследований в интересах военно-промышленного комплекса названы следующие разработки: компьютерные, энергогенерирующих систем для беспилотной авиации, генетические (по противодействию биогенетическому терроризму), создание искусственного мозга и оснащение им специальных роботов для разведывательной деятельности, миниатюризация сенсорных приборов последующих поколений для создания новейших и наиболее эффективных систем "роботов-солдат". Ближайшие годы, по утверждению аналитиков, обеспечат военному комплексу передовых стран с высоким научным потенциалом возможность не принять на вооружение системы нетрадиционного ведения боевых операций, но значительно повысить качественные характеристики обычных вооружений.

КАНАДА: СОКРАЩЕНИЕ ВОЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Майор А. Волков

Согласно специальному докладу экспертов оборонного ведомства Канады, министерству национальной обороны из-за недостатка бюджетных ассигнований на содержание и модернизацию военных баз, казарм и устаревшей техники необходимо будет "избавиться почти от трети своей инфраструктуры". При сохранении нынешнего уровня финансирования оборонного ведомства в ближайшие 20 лет придется закрыть ряд военных, военно-морских и авиационных баз. Что касается оставшихся, необходимо разработать схему их совместного использования службами различных видов войск, а также с другими федеральными службами, например полицией. Но при этом "исключительно в ведении министерства национальной обороны должны остаться военные базы особо важного значения".
Министерство национальной обороны является самым крупным владельцем недвижимости - ему принадлежит почти половина всех площадей, находящихся в распоряжении государственных структур. Проблема заключается в том, что 50 проц. зданий и 73 проц. дорог, которые находятся в ведении оборонного ведомства, эксплуатируются уже более 30 лет и требуют капитального ремонта, на что, по оценкам канадских военных экспертов, необходимо около 12 млрд долларов. Эти средства, по их мнению, из федерального бюджета выделены не будут. В докладе приведены данные за 2000 год: на поддержание "в рабочем состоянии" военной инфраструктуры из федерального бюджета выделено 226 млн долларов - на 66 млн меньше, чем было необходимо. Таким образом, считают эксперты министерства, остается единственный выход: сокращать число военных объектов, находящихся на балансе оборонного ведомства. С 1994 года правительство либералов взяло курс на постепенное снижение расходов на оборону и сокращение численности канадских вооруженных сил. За этот период бюджетные ассигнования на нужды министерства национальной обороны были урезаны почти на четверть, численность личного состава уменьшилась с 75 до 60 тыс. человек. В 1999 году расходы на оборону достигли 9,38 млрд долларов, или 1,1 проц. ВВП страны. Без дополнительных бюджетных средств, по оценке канадских военных экспертов, общую численность личного состава вооруженных сил страны придется сократить еще на 10 тыс. человек, что, естественно, скажется на боеспособности армии.
В докладе признается также, что закрытие устаревших и не использующихся более военных баз не будет способствовать решению проблемы. В частности, в нем приводятся данные о том, что закрытие нескольких баз в 1995 году обошлось казне в 500 млн долларов. Связанные с этим расходы включали демонтаж техники, расчистку территорий, передислокацию солдат и офицеров и выплату компенсаций уволенным вольнонаемным служащим. В настоящее время эксперты министерства национальной обороны Канады разрабатывают перспективный (на 20 лет) план рационального использования имеющейся недвижимости.

МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ "АЛЬФА ДЖЕT" ВВС БЕЛЬГИИ

Полковник А. Смолкин

В ВВС Бельгии началась модернизация 29 учебно-боевых самолетов "Альфа Джет". Согласно программе усовершенствования, получившей обозначение РОМ (Plan de Maintenance), предполагается выполнить работы, связанные с продлением до 2015 года срока службы машин этого типа, которые находятся в эксплуатации уже около 20 лет, и переоборудовать их для подготовки летного состава тактических истребителей F-16. В ходе программы PDM, реализация которой началась в 2000 году и закончится в 2003-м, планируется, в частности, заменить инерциальную навигационную систему (ИНС), прицельное оборудование и видеокамеру, расположенную в передней кабине экипажа. Вместо них намечается установить оборудование французской фирмы "Томсон - CSF": ИНС на лазерных кольцевых гироскопах "Тотем" 3000, корректируемую с помощью приемника КРНС NAVSTAR, систему отображения информации с проекцией на лобовое стекло SHUD (Smart Head-up Display) - в передней кабине и многофункциональный дисплей SMD 54 - во второй кабине, бортовую ЭВМ UMPT 30, новые приборные панели, цифровую видеокамеру CCTVS и бортовой видеоплеер AVTR. Программное обеспечение, которое после усовершенствования предполагается использовать в бортовых ЭВМ самолетов "Альфа Джет", аналогично применяемому на тактических истребителях F-16A и В, прошедших модернизацию по программе MLU (Mid-Life Update). Оно будет обеспечивать возможность применения оружия классов "воздух -воздух" и "воздух - земля". В передней кабине усовершенствованных машин планируется установить выключатель бортового имитатора, панели управления радиотехнической системы ближней навигации и навигационных систем VOR и ILS, а также новый пульт системы опознавания "свой - чужой". На ручки управления в обеих кабинах намечается вывести дополнительные переключатели. При этом внешний вид машины существенно не изменится (будут только установлены несколько дополнительных антенн, в том числе две горизонтальные на хвостовом оперении).
Программа модернизации PDM разработана бельгийскими военными специалистами совместно с конструкторами фирмы SABCA, которая в период с 1978 по 1980 год поставила 33 самолета "Альфа Джет" для национальных ВВС. В соответствии с условиями контракта эта фирма отвечает за создание опытного образца усовершенствованной машины. В настоящее время проводятся войсковые испытания модернизированного самолета (бортовой номер AT 06), для чего он был передан в состав 11-й учебной авиационной эскадрильи (1-е учебное авиационное крыло, авиабаза Бовешен). После завершения проверок оставшиеся 28 самолетов "Альфа Джет" предполагается модернизировать на этой же авиабазе силами технического состава ВВС. Здесь же бельгийские военные специалисты проводят работы по совершенствованию 32 учебно-тренировочных самолетов SF.260 из состава 1-го учебного авиакрыла, связанные с усилением конструкции крыла, установкой нового бортового оборудования, а также с продлением срока их эксплуатации до 2010 года.

ОБНОВЛЕНИЕ ПОЛЕВОЙ АРТИЛЛЕРИИ МОРСКОЙ ПЕХОТЫ США

Капитан 1 ранга В. Чвртанов

Командование морской пехоты (МП) США намерено заменить 155-мм буксируемые гаубицы М198, состоящие на вооружении артиллерийских подразделений уже в течение 20 лет, новыми артсистемами облегченного типа ХМ777 (того же калибра) британского производства. В соответствии с контрактом, подписанным в 1997 году, сборку орудий этого типа осуществляет компания "ВАЕ системз" (г. Барроу-ин-Фёрнесс, Англия) с использованием стволов (калибра 155 мм/39), доставляемых с американского государственного арсенала. Первая партия из восьми гаубиц должна была быть поставлена в МП США к февралю 2001 года (головной образец был доставлен в Соединенные Штаты транспортным самолетом С-130 "Геркулес" в июне 2000-го, после пробных стрельб был формально принят на вооружение к концу того же года, затем проходил интенсивные стрельбовые испытания на полигоне Юма). Дальнейшее производство и сборку гаубиц ХМ777 британская фирма намерена, по взаимному соглашению, осуществлять в США. Ожидается, что первое орудие американской сборки сойдет с конвейера в 2002 году. Всего, по предварительным данным, на вооружение морской пехоты должны поступить 426 новых гаубиц (еще 273 заказаны для сухопутных войск США).
Артиллерийская система ХМ777 имеет общую массу около 4,5 т и предназначена для буксировки штатным грузовым 5-т автомобилем (6 х 6) М923, а в перспективе (с 2002 года) - новой, более мобильной машиной типа MTVR (грузоподъемностью 7,1 т), способной перевозить до 136 снарядов калибра 155 мм (вместо 96 на М923). Она может транспортироваться десантными вертолетами CH-53D "Си Стэльен" и СН-53Е "Супер Стэль-ен", а также самолетами MV-22 "Оспрей". Транспортный самолет С-130 "Геркулес" может перевозить две такие гаубицы (вместо одной, более тяжелой - до 8 т, М198). Временные нормативы установки ХМ777 на позиции составляют менее 3 мин, а снятия с позиции - 2 мин (М198 изготавливается к стрельбе в дневное и ночное время за 8 и 16 мин соответственно). Гаубица имеет дальность стрельбы 30 км, максимальную скорострельность 5-8 выстр./мин и оборудована прицелом ночного видения.
В сухопутных войсках Великобритании ХМ777 также рассматривается в качестве перспективной мобильной артиллерийской системы. Согласно сообщениям зарубежной прессы, они планируют закупить до 90 гаубиц этого типа. К программе подключается и итальянская фирма "Алениа" ("ОТО Бреда дивижн"), которая обязуется (по контракту) производить стволы и стать основным поставщиком орудий в вооруженные силы Италии.
В настоящее время компания "ВАЕ система" работает над вариантом гаубицы ХМ777, устанавливаемой на шасси легкого бронетранспортера (8 х 8) производства канадского филиала компании "Дженерал моторе" - "Дизель дивизьо". При этом предусматривается, что орудийный расчет будет полностью защищен броней от поражения не только обычным, но также ядерным, биологическим и химическим оружием. Такие установки, как сообщается в зарубежной печати, придут в будущем на смену буксируемым артиллерийским системам, например, в сводной боевой группе бригадного состава сухопутных войск США.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz