ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 11/2000

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ МАЛАЙЗИИ

Полковник А. АЛЕКСЕЕВ

Благодаря важному военно-стратегическому положению, а также достаточно высокому уровню оснащенности вооруженных сил (ВС), Малайзия играет заметную роль в Азиатско-тихоокеанском регионе. Хотя эта страна входит в военный блок АНЗЮК (Австралия, Великобритания, Малайзия, Новая Зеландия и Сингапур) и в вопросах отражения внешней агрессии ее руководство традиционно ориентируется на сотрудничество с США, Великобританией и другими государствами Британского содружества наций, основу национальной военной доктрины составляют концепции <всеобщей обороны> и <опоры на собственные силы>. На развитие и структуру малайзийского военного ведомства оказывали влияние необходимость борьбы с повстанческим движением внутри страны, обострение военно-политической обстановки в Юго-Восточной Азии в результате войны в Индокитае и наличие в регионе неурегулированных территориальных конфликтов.
Являясь одним из трех видов вооруженных сил Малайзии, ВВС отличаются наиболее высоким уровнем технической оснащенности, боеготовности и профессиональной подготовкой личного состава. Они были созданы для ведения эффективной борьбы с политическими противниками существующего в стране режима и необходимостью обеспечения ее территориальной целостности в связи с обретением в конце 50-х годов независимости (ранее была колонией Великобритании). Размеры страны, трудности наземных коммуникаций, связанные с наличием тропических джунглей и преобладанием горного рельефа местности, большие морские пространства, разделяющие восточную и западную части малайзийской территории, а также регулярно происходившие (с начала 60-х до конца 80-х годов) нападения повстанцев в прилегающих с Таиландом районах являлись теми факторами, которые повлияли на развитие и формирование структуры военно-воздушных сил Малайзии.
Имевшие на момент создания (2 июня 1958 года) в своем составе 14 военнослужащих и один самолет, они за годы своего существования ликвидировали отставание по уровню боеспособности от ВВС других государств юго-восточной Азии (насчитывают в настоящее время около 13 тыс. человек, примерно 200 самолетов) и являются наиболее динамично развивающимися в данном регионе. В соответствии с положениями по боевому применению им определены в качестве первоочередных следующие задачи: прикрытие основных административных и промышленных центров, а также военных объектов от ударов с воздуха, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, патрулирование прилегающих акваторий морей и проливных зон, ведение воздушной разведки, транспортные перевозки личного состава и техники. Кроме того, на них возложены функции по оказанию содействия властям в борьбе с противниками существующего режима внутри страны, ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в реализации государственных программ социально-экономического развития.
Организационная структура. В настоящее время функционирование ВВС Малайзии обеспечивает объединенная и взаимосвязанная структура управления, предусматривающая их всестороннее развитие и наращивание боевых возможностей. Она базируется на концепциях центрального планирования и управления, а также децентрализованного выполнения поставленных задач. Структура управления дает возможность всем частям и подразделениям малайзийских ВВС действовать в соответствии с единым замыслом в качестве автономных и независимых боевых единиц, в составе которых имеются все необходимые элементы тылового обеспечения повседневной деятельности. Штаб ВВС Малайзии находится в центре этой организационной структуры и является составной частью объединенного штаба вооруженных сил страны, расположенного в столице г. Куала-Лумпур.
Штаб ВВС организационно состоит из двух основных управлений: планирования и развития, оперативное. Первое отвечает за перспективное планирование развития этого вида ВС, определение направлений военно-научных исследований, а также за создание программ совершенствования отдельных элементов национальных военно-воздушных сил. Второе занимается разработкой доктрин, вариантов мобилизационного развертывания, планов действий в случае непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, активизация повстанческого движения и т. д.), проведение учений, а также контроль за повседневной боевой подготовкой подчиненных частей и подразделений. Общее руководство этим видом вооруженных сил возложено на командующего, заместитель которого одновременно является начальником штаба ВВС.
С 1996 года в основу деятельности военно-воздушных сил Малайзии положена доктрина, получившая наименование <Назад к основам> (Back To Basics). Она была разработана с целью повышения качества выполнения личным составом своих функциональных обязанностей при жестком соблюдении требований руководящих документов и наставлений. По мнению руководства этого военного ведомства, реализация доктрины позволит обеспечить возможность постоянного развития национальных ВВС и приведение их в соответствие со всеми предъявляемыми к ним требованиями.
В состав военно-воздушных сил Малайзии входят четыре авиационные дивизии (ад), командиры которых несут ответственность за подготовку и боеготовность подчиненных частей и подразделений. На руководство 1 ад возложено решение задач ПВО страны и завоевания превосходства в воздухе, 2 ад осуществляет воздушно-транспортные перевозки ВВС, 3 ад - тыловое обеспечение подразделений ВВС, включая функционирование наземного оборудования и распределение расходных материалов, На 4 ад возложена функция развертывания передовых командных пунктов, предназначенных для руководства проведением специальных операций подразделениями ВВС, Ее командование несет также ответственность за ведение воздушной разведки в провинциях Сабах и Саравак.

БОЕВОЙ СОСТАВ ВВС МАЛАЙЗИИ
Назначение подразделений Количество Номер (место дислокации) Количество и тип вооружения
Авиационные части
Истребительные ПВО 2 17 и 19 иаэ ПВО (авиабаза Куантан) 12 иаэ ПВО (Буттерворт) 16 МиГ-29Н и 2 МиГ-29УН (оснащаются УР Р-27 и Р-73Е класса <воздух - воздух>) 7 F-5E,4 F-5F,2 RF-5EH, 11 MB-339A
Тактические истребительные 4 18тиаэ(Буттерворт)6 тиаэ(Куантан)9 тиаэ(Куантан) 8 Е/А-180 (УР АIМ-7М и АIМ-9B класса <воздух - воздух>, ПКР AGM-84A)8 <Хок> МК208 и Mk1089 <Хок> Мк208 и Мк108
Транспортные 5 1 таз (Лабуан)2 таэ(Субанг)8 таэ(Субанг)14 таэ(Субанг)20 таэ (Субанг) 6 DHC-4 <Карибу> (заменяются на 5 CN-235-220), 2 F28-1000, 2 <Фалкон -900>, 1 CL-600, 1 CN-235-220, DHC-4 <Карибу>, 7 С-130Н и Н-30, З С-130Н-30, КС-130В
Базовые патрульные 2 4 паэ(Субанг)16 паэ(Субанг) 12 Цессна402, 2 С-130МР, 4 В-200Т <Супер Кинг>
Вертолетные 5 3 ваэ (Буттерворт)5 ваэ (Лабуан)7 ваз (Кучинг)10 ваэ(Сунгей Беси)11 ваэ (Булерворт) 6 S-61A-4 <Нури>, 28 А.316В <Алуэтт-3>, 8 S-61A-4, 6 SA.316B, S-61A-4, S-61A-4, SA.316B, AS-61N1 и А.09С, S-61A-4
Учебные 2 15учаэ (Буттерворт)1 учакр (Алор-Сетар) Mk 208, <Хок> Mk108, 36 РС-7А, 20 MD3-16 <Аэротига>
Зенитные ракетные средства 2 321 зрдн (Бантинг, Селангор) 322 зрдн (Букит Ибам, Паханг) 2V-8HORADS2V.8HORADS
Радиолокационные средства 6 (Букит Кубонг, Лабуан, Бантинг, Селангор, Паханг, Бинтулу, Саравак, Буттерворт, Пинанг и Сенаи, Джохор) Радиолокационные станции: S-743 <Мартелло>, 3-D, RAT-31SL 3-D

Аэродромная сеть. На территории страны имеется около 115 аэродромов, из них 32 - с искусственной ВПП, 83 грунтовых; в том числе 80 с длиной ВПП около 900 м. Для базирования подразделения военно-воздушных сил Малайзии используют десять авиабаз. При необходимости самолеты национальных ВВС могут выполнять полетные задания, применяя в качестве оперативных аэродромов наиболее крупные аэропорты страны, где созданы необходимые запасы материальных средств и есть оборудование для их полноценной эксплуатации. В Малайзии имеются восемь аэродромов с взлетно-посадочной полосой длиной 2 400 - 3 700 м.
Расположение основных авиабаз ВВС Малайзии
Подготовка личного состава. По оценке зарубежных экспертов, летный состав малайзийских ВВС имеет достаточно высокий уровень подготовки, При разработке методики обучения широко используется опыт военных ведомств как ведущих западных стран, в первую очередь США и Великобритании, так и государств - членов блока АНЗЮК. Подготовка летного состава ведется в летной школе. Она была открыта на авиабазе Сунгей Беси в декабре 1958 года, в апреле 1964-го передислоцирована на авиабазу Алор-Сетар. Первоначальное обучение курсантов навыкам пилотирования осуществляется на самолетах РС-7А. Затем их подготовка продолжается на учебно-боевых самолетах <Хок> Mk 108. По окончании школы курсантам присваивается первичное офицерское звание и квалификация летчика. Дальнейшее совершенствование их летной подготовки проходит в боевых частях национальных ВВС, а также в учебных центрах Австралии, США и Великобритании.
Подготовка личного состава ВВС наземных специальностей осуществляется в основном в школе технической подготовки, открытой в г. Куала-Лумпур в августе 1963 года, и частично в учебных заведениях сухопутных войск.
Боевая подготовка частей и подразделений ВВС организуется в соответствии с национальными планами и в рамках блока АНЗЮК. Она направлена на повышение боеспособности и боеготовности всех формирований национальных военно-воздушных сил. Учитывая возможные варианты ведения боевых действий, они в мирное время решают учебно-боевые задачи в условиях, максимально приближенных к реальным. Для этого на территории страны оборудованы специальные полигоны и учебные центры.
Подразделения истребителейштурмовиков F/A-18D, а также штурмовиков <Хок> Mk208 отрабатывают способы нанесения ударов по различным наземным и морским объектам с использованием как обычных авиационных бомб, так и управляемого оружия, Большое внимание уделяется обучению приемам преодоления системы ПВО противника.
Эскадрильи истребителей МиГ-29, F-5E и F являются основными активными средствами ПВО. Они готовятся к прикрытию административных и экономических центров, а также военных объектов путем перехвата самолетов противника на максимальных дальностях до рубежа применения ими оружия класса <воздух-земля>.
Подготовка в военно-транспортной авиации направлена на отработку задач по переброске личного состава, оружия, военной техники и средств МТО, выброске воздушных десантов. При этом предусматриваются действия в интересах как собственных вооруженных сил, так и союзников.
Развитие ВВС. В конце 80-х годов руководство Малайзии приняло крупномасштабную программу переоснащения национальных вооруженных сил, в которой большое внимание уделялось ВВС. В частности, планировалось поэтапное обновление самолетного парка и наземных средств ПВО за счет закупок за рубежом более современных образцов вооружений и военной техники и замены оборудования, выработавшего свой ресурс. Предполагалось также формирование новых подразделений боевой и вспомогательной авиации, совершенствование системы наземного обеспечения и обслуживания полетов. Так, в 1994 году у России были закуплены 18 истребителей МиГ-29, а в 1997-м у США - восемь истребителей-штурмовиков F/A-18D. Намечалось также приобрести еще одну партию из 18 российских самолетов МиГ-29. Кроме того, военное ведомство Малайзии изучало возможность закупки у Соединенных Штатов 10-12 самолетов F/A-18Е и F, а также ударных вертолетов АН-64 <Апач>. В 1997 году фирма <Денел> (ЮАР) приступила к выполнению контракта на поставку в Малайзию 12 вертолетов <Руиволк>. Всего в течение ближайших 10-15 лет планировалось приобрести до 300 вертолетов для армейской авиации.
Не исключалась также перспектива закупки тактических истребителей, разрабатываемых в настоящее время ведущими западными фирмами по программе JSF. Помимо того, руководство малайзийских ВВС проявляло интерес и к российским истребителям Су-27 и вертолетам Ми-35, Ми-17. Однако экономический кризис, разразившийся в июле 1997 года в странах Азиатско-тихоокеанского региона, помешал реализации этих и ряда других планов приобретения или модернизации военной техники. От большинства из них военное командование Малайзии вынуждено было отказаться, а часть из них отложить на неопределенный срок.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz