СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 11/2000
БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК КИТАЯ
Полковник А. АГАНОВ
Военное руководство Китая в последние годы уделяет большое внимание совершенствованию существующего парка бронетанковой техники. В этих целях проводится поэтапная модернизация основных боевых танков (ОБТ) типа "69", "79", "80", "85", бронетранспортеров (БТР) YW531, YW534, "77", WZ523 (6 х 6), WZ551 (6 х 6) и боевых машин пехоты (БМП) WZ501, YW309, а также налаживается производство новых образцов, таких, как ОБТ типа "90-II", БТР типа "90" и других.
Основными направлениями модернизации ОБТ являются повышение их огневой мощи, защищенности и подвижности. Так, для ОБТ типов "59" и "69" для замены штатной 100-мм пушки национальная фирма <Норинко> создала обладающую повышенной огневой мощью гладкоствольную 120-мм пушку, по своим характеристикам аналогичную 120-мм германской танковой пушке Rh L44 компании "Рейнметалл". Выпущено несколько опытных образцов со 120-мм пушкой, но дальнейшие работы приостановлены в связи с финансовыми проблемами.
На ОБТ типов "79", "80-II" и "85-II" (около 800 машин) установлена 105-мм нарезная пушка, аналогичная танковой L7 британской разработки, а на машинах типов "80-IIM" и "85-IIM" (около 200 машин) - 125-мм гладкоствольная пушка с механизмом заряжания, аналогичная пушке 2А26 российской разработки. В Китае налажено также производство 125-, 120- и 105-мм снарядов с бронебойно-подкалиберной и кумулятивной боевыми частями.
Приборное и электронное оборудование машин типов "80-II", "85-II", "85-IIA" включает: перископический прицел наводчика, лазерный дальномер, прицел-прибор наблюдения командира, стабилизатор вооружения, баллистический вычислитель и другие элементы, объединенные в систему управления огнем (СУО). Управление вооружением осуществляется как наводчиком, так и командиром.
Броневая защита в лобовой части корпуса многослойная, предусмотрена также установка навесной и встроенной динамической защиты. Башня изготовлена из монолитной броневой стали, возможно оснащение ее дополнительно броневой защитой. По бортам корпуса установлены стальные противокумулятивные экраны. Для постановки дымовой завесы имеются дымовые гранатометы. На машинах есть: система противоатомной защиты (ПАЗ) и быстродействующее противопожарное оборудование (ППО).
Машины оснащены танковым 12-цилиндровым дизелем VR36 (типа В-2) жидкостного охлаждения (на машинах типов "80" и "85" мощность двигателя увеличена благодаря его форсированию) и трансмиссией с пятиступенчатой механической коробкой передач. Ходовая часть имеет торсионные узлы подвески. На передних и задних узлах установлены гидравлические амортизаторы. Гусеничные ленты снабжены резинометаллическими шарнирами (РМШ).
Фирмой "Норинко" разработан также новый ОБТ типа "90-II". В основу конструкции машины (экипаж три человека, масса около 48 т) положены конструктивно-компоновочные решения, реализованные в танках третьего поколения, созданных ведущими зарубежными странами.
Его основным вооружением является 125-мм гладкоствольная пушка (аналогичная 2А26 российской разработки). Дальность действительной стрельбы: с места - 2 000 м, с ходу - 1 300 м, бронепробиваемость: гомогенная холоднокатаная броневая сталь толщиной 350 - 400 мм (на 2 000 м под углом 60°). Боекомплект включает 39 снарядов раздельногильзового заряжания, размещенных в автомате заряжания (22) и корпусе машины. Техническая скорострельность пушки 10 - 12 выстр./мин. На машине установлены спаренный 7,62-мм (боекомплект 3 000 патронов) и зенитный 12,7-мм (500 патронов) пулеметы. Основными элементами СУО являются: бортовая ЭВМ; перископический прицел наводчика с тепловизионной камерой и лазерным дальномером и со стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания; перископический комбинированный прицел-прибор наблюдения командира с отводом тепловизионного канала от прицела наводчика; дисплей командира; электронный баллистический вычислитель; стабилизатор вооружения. Управление вооружением осуществляется как от наводчика, так и от командира.
Сварные корпус и башня в лобовой части имеют многослойную броневую защиту. Башня с развитой кормовой нишей изготовлена из монолитной брони. Борта корпуса защищены стальными семисекционными противокумулятивными экранами. На машине установлены датчики предупреждения о лазерном облучении. Постановку дымовой завесы обеспечивают два блока четырехствольных гранатометов. Для зашиты экипажа от оружия массового поражения предназначены система ПАЗ, а для предотвращения пожара - быстродействующее ППО.
Объединенный силовой блок включает V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель CV 12-1200 ТСА жидкостного охлаждения с турбонаддувом (мощность 1 200 л.с.) производства Великобритании и французскую гидромеханическую трансмиссию ESM500, обеспечивающую движение на одной из четырех передачах переднего хода и двух - заднего. Ходовая часть с торсионной подвеской имеет по шесть опорных и три поддерживающих катка по обеим сторонам корпуса. Гусеничные ленты снабжены РМШ, обрсзиненной беговой дорожкой и резиновыми накладками. Машина способна преодолевать следующие препятствия: вертикальную стенку высотой 0,85 м, ров шириной 2,7 м, водную преграду с ОПВТ глубиной 5 м; максимальный угол подъема 30°, крена 15°.
Компоновка ОБТ типа "90-II" классическая. Механик-водитель размещается в передней части корпуса посередине, остальные члены экипажа - в башне (командир - справа, наводчик - слева). К серийному производству новой машины предполагается приступить после 2000 года.
Разработка БТР и БМП в Китае осуществляется в основном путем копирования аналогичных машин, созданных ведущими зарубежными странами.
Одним из первых был принят на вооружение гусеничный БТР типа "63", проектированный с использованием узлов и агрегатов российского БТР-50П. Он оснащен дизелем 6150 L (типа В2) мощностью 260 л. с. и ходовой частью с четырьмя опорными катками по обеим сторонам бортов. После установки германского дизеля BF8L 413F воздушного охлаждения мощностью 320 л.с., производимого по лицензии в Китае, БТР получил обозначение YW531. Всего выпущено около 1 000 машин.
Результатом совместной китайско-британской разработки стало создание гусеничного БТР YW531 Н (изготовлено около 900 машин). Модернизированный вариант получил наименование YW534. Он отличается массой и габаритными размерами (выпущено около 230 машин). На базе этого варианта установлена башня с вооружением, аналогичным имеющимся на БМП-1 российской разработки. Такая машина получила наименование БМП YW309 (тип "85").
В начале 90-х годов фирма "Норинко" в результате усовершенствования конструкции гусеничного БТР YW534 разработала БТР типа "90". Удлиненный корпус машины обеспечивает защиту экипажа и десанта от огня стрелкового оружия. Место механика-водителя расположено в передней части корпуса, где имеется люк с перископическими приборами наблюдения. Место командира (сзади механика-водителя) оборудовано собственным люком с приборами наблюдения. Десантное отделение, с дверью в правом борту, находится в задней части корпуса. На крыше десантного отделения есть четыре люка, из которых два малых открываются вперед и два больших - назад. С каждой стороны десантного отделения имеются три бойницы с перископическими приборами наблюдения.
В силовом отделении, расположенном справа от отделения управления, установлены дизельный двигатель BF8L413F (BF8L513C) воздушного охлаждения мощностью 320 л.с. (360 л.с.) и гидромеханическая трансмиссия. Подвеска торсионная, по каждому борту расположены пять обрезиненных катков, три поддерживающих ролика, ведущее (впереди) и направляющее (сзади) колеса. Первый, второй и пятый опорные катки имеют гидравлические амортизаторы. Верхняя часть подвески прикрыта стальными экранами. Движение БТР на воде обеспечивается за счет перемотки гусениц. В качестве вооружения используется защищенный броневыми листами 12,7-мм пулемет, предусмотрена также установка башни с более мощным вооружением: 23-, 25- или 30-мм пушкой.
Серийное производство машины предполагается осуществлять до 2005 года. Общий объем заказа составляет около 800 БТР типа "90".
В конце 70-х годов создан гусеничный БТР типа "77" с задним расположением силового отделения. Основным его отличием от БТР-50П российской разработки является дефорсированный танковый двигатель мощностью 400 л. с. (выпущено около 800 машин).
В конце 80-х годов для замены устаревшего колесного БТР WZ523 на вооружение был принят БТР WZ551, оснащенный 12,7-мм пулеметом. Разработан вариант машины с 25-мм автоматической пушкой и спаренным 7,62-мм пулеметом. Корпус машины сварной, в передней его части находится отделение управления, в средней - десантное, в задней - силовое отделение, в котором размешается дизельный двигатель.
В Китае на базе БМП-1 российской разработки выпущены аналогичные по устройству и тактико-техническим характеристикам БМП WZ501B с 73-мм гладкоствольной пушкой и ПТУР "Ред Эрроу" (аналог советского ПТУР "Малютка", производится в Китае). Всего выпущено 2 100 таких машин и до 350 БМП WZ501A с американской 25-мм пушкой М242 (около 350 машин). На базе этого образца созданы следующие варианты: WZ503 с 12,7-мм пулеметом (около 480 машин), ПТРК WZ504 "Ред Эрроу" с четырьмя ПУ и боекомплектом из 12 ракет (до 180), санитарная WZ505, а также командно-штабная WZ506 (около 90).
Планами китайского военного руководства предусматривается создание перспективной БМП, аналогичной российской БМП-3, для чего в Китае ведется подготовка к лицензионному производству башни с вооружением БМП-3.
см.так же статью БРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА КИТАЯ за 1993 год.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI