ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 10/2000

ЕДИНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕННЫМИ ВВС И ПВО НАТО В ЕВРОПЕ

Полковник А. АЛЕКСЕЕВ,
подполковник В. ВЛАДИМИРСКИЙ

В июле 1999 года руководство НАТО заключило контракт с представителями ряда западных фирм стоимостью приблизительно 500 млн долларов на разработку основной части оборудования единой системы управления объединенными ВВС и ПВО НАТО в Европе, получившей наименование ACCS (Air Command and Control System). По замыслу военных специалистов Североатлантического союза она постепенно заменит действующую в настоящее время автоматизированную систему управления ПВО НАТО в Европе NADGE (NATO Defence Ground Environment). Согласно имеющимся планам, ACCS начнет функционировать в 2005 году. Новая система предназначена для ведения разведки воздушных целей, а также для обеспечения управления силами и средствами ВВС и ПВО во всей зоне ответственности стратегического командования объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО в Европе. Некоторые ее элементы предполагается разворачивать в стационарном и мобильном вариантах, что обеспечит формирование единой структуры боевого управления силами авиации и средствами ПВО альянса не только над территорией европейских стран - от северного побережья Норвегии до восточной Турции, но и в любом районе земного шара, где, по мнению руководства НАТО, потребуется вооруженное вмешательство.
В последнее время в западных СМИ появились публикации, в которых рассматривается ряд проблем, возникающих в ходе реализации программы создания ACCS, а также раскрывается концепция этой системы и факторы, повлиявшие на ее эволюцию.
Начало работ по программе создания новой системы управления объединенными ВВС и ПВО НАТО в Европе зарубежные эксперты относят к 1980 году, когда совет Североатлантического союза принял решение содействовать проведению НИОКР и финансированию проекта перспективной единой системы управления объединенными ВВС и ПВО НАТО в Европе ACCS. Ею предполагалось заменить как систему NADGE, так и другие системы управления ВВС и ПВО, с которыми она была связана с помощью устаревшей аппаратуры передачи и приема данных, имеющих низкую пропускную способность.
Систему ACCS также планировалось создать для обеспечения защиты целостности воздушного пространства европейских стран альянса и использовать для своевременного обнаружения летательных аппаратов (ЛА) вероятного противника, то есть аппаратов стран бывшего Варшавского Договора, за исключением баллистических ракет, которые могли бы представлять угрозу интересам альянса, и боевого воздействия на них.
Группа экспертов по системе ACCS, представлявших все страны НАТО, была создана в 1981 году. Перед ней выдвигались две принципиально важные задачи: разработать в соответствии с документами, определяющими требования к военным проектам (MOR -Military Operational Requirements), план финансирования этой программы, подобрать специалистов для определения основных направлений развития системы на первые пять лет, начиная с 1984 года. Такой срок оказался нереален по времени в связи с трудностями, с которыми столкнулась группа при выполнения положений документов MOR, а также при обработке и согласовании большого числа требований к параметрам и тактико-техническим характеристикам (ТТХ) системы, предлагавшихся для реализации отдельными странами НАТО. Генеральный план создания системы ACCS (объем семь томов, около 20 000 страниц) был окончательно разработан только в 1989 году. В соответствии с ним на проектирование и развертывание единой системы управления объединенными ВВС и ПВО НАТО в Европе требовалось более 18 лет и приблизительно 28 млрд долларов, из которых 21 млрд долларов должны были финансировать страны - участницы проекта. Неудивительно, что руководители этих государств после ряда консультаций о целесообразности реализации столь дорогостоящего мероприятия отклонили его.
Эксперты стран НАТО пересмотрели проект в сторону снижения его стоимости в связи с изменениями геостратегической обстановки на Европейском континенте, связанными с ликвидацией Варшавского Договора и дезинтеграцией Советского Союза. Такую работу провела группа временного управления, в которую вошла часть инспекторов по ACCS. Затем в 1990 году этот коллектив был преобразован в агентство НАТО по управлению программой создания единой системы управления объединенными ВВС и ПВО НАТО в Европе, получившее наименование NACMA (NATO ACCS Management Agency). Его деятельностью руководит совет директоров, которому непосредственно подчинены два комитета специалистов поддержки (впоследствии они были объединены в один). Структура данной системы (в зарубежной печати получила наименование NACMO - NATO ACCS Managment Organisation) и органов управления, отвечающих за реализацию программы создания новой системы, приведена на рис. 1. Руководство НАТО уделяет большое внимание работе этого агентства не только из-за сложности разрабатываемой системы, но и того значения, которое ей придается в повышении боевых возможностей вооруженных сил альянса. Рисунок 1
В результате пересмотра программы появилось несколько вариантов системы ACCS, отличающихся стоимостью и количеством решаемых ею задач в сравнении с генеральным планом, разработанным в 1989 году. Совет НАТО 15 июля 1992 года принял решение о том, что наиболее приемлемым с точки зрения критерия стоимость/эффективность является тот из них, который оценивался специалистами NACMA в 8 млрд долларов. В специальном сообщении отмечалось также, что верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе одобрил объем финансирования объединенного проекта на первые восемь лет - 1,6 млрд долларов. Учитывая размеры планируемых ассигнований, а также требование совета НАТО о начале функционирования системы ACCS с 1998 года, NACMA приступило к процессу реализации согласованного плана.
Сначала специалисты агентства занимались переоформлением всех финансовых документов, определяющих ход работ по созданию системы, в соответствии с утвержденными к этому времени новыми требованиями альянса к такого рода документации и составили перечень ТТХ, которыми должна обладать ACCS на первом этапе ее развертывания. Затем эти документы были переданы для утверждения совету директоров NACMA и вынесены на обсуждение финансовых и оперативных структур штаб-квартиры блока. И только завершив согласования на всех уровнях, руководство агентства представило их совету НАТО, который одобрил все предложения 11 апреля 1994 года. После этого агентство начало подготовку к процедуре выдачи приглашений к подаче заявок для участия в проекте IFB (Invitation For Bid), которые были разосланы различным промышленным предприятиям. Данному периоду реализации программы придавалось большое значение со стороны руководства Североатлантического союза, так как необходимо было добиться согласования позиций стран - участниц проекта по наиболее трудным вопросам, в частности относительно распределения выгодных заказов среди национальных фирм. Этот процесс затянулся до декабря 1996 года.
Победителем по результатам проведенного конкурса руководство агентства NACMA признало консорциум ACSI (Air Command System International), штаб-квартира которого находится во Франции. Он был создан специально для разработки системы ACCS, а возглавили его американская фирма <Рэйтеон> и французская <Томсон - CSF>. В мае 1998 года требования к единой системе управления объединенными ВВС и ПВО НАТО в Европе были переданы на экспертизу специалистам этого консорциума, которые после ее проведения выдвинули ряд предложений по корректировке проекта. Их рассмотрение продлилось до августа 1998 года. В результате выяснилось, что стоимость проекта значительно превышает те объемы финансирования, которые были определены в 1994 году. Как отмечается, это связано с необходимостью развертывания дополнительного оборудования в некоторых районах Европы и решения технически более сложных задач, чем предполагалось ранее, а также дополнительными расходами, связанными с выполнением международных законов по соблюдению прав интеллектуальной собственности (IPR - Intellectual Property Rights).
В апреле 1999 года агентство NACMA представило финансовым структурам НАТО доклад о новой стоимости проекта, с учетом дополнительных расходов на создаваемое оборудование и обеспечение прав интеллектуальной собственности. Предлагаемые затраты были признаны <достаточными и приемлемыми>, основные положения доклада одобрены, а 20 июля 1999 года была утверждена новая стоимость проекта.
Эволюция концепции. В связи с увеличением периода подготовки к реализации проекта неоднократно уточнялась концепция создания единой системы управления объединенными ВВС и ПВО НАТО в Европе, что связано в первую очередь с эволюцией взглядов руководства НАТО на характер предполагаемых боевых действий, а также применения в них боевых самолетов и сил наземной ПВО.
К концу 70-х годов натовские эксперты провели ряд исследований эффективности систем противовоздушной обороны и управления боевыми действиями авиации, которые в то время традиционно находились в подчинении национальных командований ВВС стран альянса. Подготовка каждым государством к воздушным операциям своими силами, а также их обеспечение и проведение были признаны неэффективными с точки зрения расхода материальных ресурсов, острый недостаток которых обычно испытывают все подразделения, участвующие в реальных боевых действиях. Вместе с тем ТТХ появившихся к тому времени на вооружении стран НАТО новых многоцелевых самолетов позволяли пересмотреть порядок применения авиации в условиях вооруженного конфликта. Кроме того, постоянно увеличивающаяся интенсивность движения в воздушном пространстве над Европой потребовала более тесного взаимодействия систем ПВО государств блока.
Приняв во внимание оценки экспертов, руководство альянса пришло к выводу о необходимости пересмотра концепции оперативного применения сил и средств как ПВО, так и ВВС в целом. Затем военные ведомства стран-участниц приступили к планированию и подготовке к проведению совместных воздушных операций при условии тесной координации действий командиров авиационных, сухопутных и военно-морских формирований. В частности, совет НАТО принял решение о разработке системы управления силами и средствами ПВО нового поколения вместо существующей NADGE. По замыслу стратегов альянса такая единая система управления объединенными ВВС и ПВО должна обеспечить на тактическом уровне планирование, постановку, а также выполнение всех задач ПВО, воздушных наступательных операций и авиационной поддержки. Предусматривалось, что на первом этапе развертывания она должна стать тем средством, с помощью которого мог бы реализоваться основной принцип НАТО, предполагающий коллективное ведение боевых действий. После появления в Европе оперативно-тактических и тактических баллистических ракет, сначала была разработана, концепция расширенной системы ПВО, а затем расширенной объединенной системы ПВО E1AD (Extended Integrated Air Defence), что повлекло за собой пересмотр проекта ACCS.
Руководство НАТО остановило свой выбор на создании мобильного варианта данной системы. Это позволяло избежать строительства комплекса дорогостоящих капитальных сооружений, а также обеспечивало возможность быстрого формирования поля боевого управления авиацией и средствами ПВО за пределами границ стран альянса. На ход реализации этой программы повлияли выводы, сделанные экспертами блока на основе анализа результатов применения вооруженных сил Североатлантического союза в ходе международных конфликтов в 90-х годах. В частности, во время войны в зоне Персидского залива (1991 год) была отработана концепция проведения воздушной операции объединенными силами в соответствии с едиными задачами, когда авиационные подразделения, невзирая на государственную принадлежность, передавались под руководство единого командования, которое действовало в соответствии с общим замыслом. А по результатам боевых действий вооруженных сил НАТО на Балканском п-ове против Союзной Республики Югославии руководство альянса приняло концепцию поддержки миротворческих операций (PSO - Peace Support Operation), проводимых за пределами территорий стран блока.
На основании полученных данных западные эксперты пришли к выводу, что для успешного проведения таких операций необходимо оперативное развертывание средств, обеспечивающих создание поля боевого управления авиацией и средствами ПВО. Поэтому в последние годы командование вооруженных сил стран Североатлантического союза стало уделять особое внимание повышению мобильности разрабатываемой системы. Таким образом, программа ACCS постоянно корректируется, что, по мнению руководителей NACMA, сведет к минимуму затраты на реализацию этого проекта и позволит своевременно учитывать дополнительные требования к нему, возникающие по мере принятия новых концепций применения вооруженных сил НАТО.
Разработка и принципы действия системы ACCS. Сущность функционирования данной системы состоит в автоматизации управления общими средствами обеспечения боевых действий, с помощью которых будет реализовываться применение имеющихся в распоряжении сил и средств, управление ходом воздушной операции и полетами самолетов, ведение воздушной разведки, а также контроль за резервами и управление ими. По расчетам западных специалистов, ACCS охватит структуру системы управления ведением боевых действий до тактического уровня и ниже (рис. 2). Ее основу составят центры управления воздушными операциями - ЦУВО (Combined Air Operation Centre - CAOC), которые будут находиться в непосредственном оперативном подчинении командующего ОВВС НАТО в регионе. Рисунок 2
В соответствии с директивами стратегического командования ОВС НАТО в Европе, центр управления воздушными операциями будет отвечать за их планирование, отработку и доведение приказов на их проведение (АТО - Air Task Order) и определять порядок взаимодействия в воздушном пространстве имеющихся в распоряжении сил и средств. На ЦУВО будет также возложена задача по передаче докладов о складывающейся обстановке командованию ОВС НАТО в регионе по прямой линии связи, что приведет к использованию ACCS в качестве подсистемы воздушного компонента информационно-управляющей системы командования ОВС НАТО в Европе (АСЕ Air CCIS). Приказы, отработанные в центре управления воздушными операциями, будут передаваться нижестоящим структурам, вплоть до оперативных центров управления подразделениями ЗУР - ОЦ ЗУР (Surface to Air Missile Operations Centre - SAMOC), оперативных центров авиационных частей (крыльев) - ОЦ акр (Wing Operations Centre - WOC) и оперативных центров управления авиационными подразделениями (эскадрильями) - ОЦ аэ (Squadron Operation Centre - SQOS).
В интересах воссоздания наиболее полной картины о воздушной обстановке, а также управления своими самолетами, выполняющими поставленные задачи в зоне ответственности каждого ЦУВО будет развернута сеть постов обработки информации - ПОИ (Sensor Fusion Post - SFP, рис. 3). Информация на ПОИ будет поступать от стационарных и мобильных наземных комплексов (пассивных и активных). Первично обработанные данные в формализованном виде от четырех - восьми ПОИ, поступившие от находящихся на патрулировании комплексов системы AWACS-NATO и национальных AWACS, а также данные от систем обработки информации, получаемой от космических летательных аппаратов, БЛА и средств обнаружения воздушных целей ВМС, будут передаваться в центры обобщения и передачи информации - ЦОПИ (Recognised Air Picture (RAP) Production Centre - RPC). Рисунок 3
В ЦОПИ данные от систем обнаружения воздушных целей НАТО будут сравниваться с информацией, получаемой от гражданских систем контроля воздушного пространства (КВП) и управления воздушным движением (УВД), подвергаться в автоматическом режиме анализу и уточнению и далее в цифровом виде передаваться в центр управления воздушными операциями.
Помимо этого, обобщенная информация о воздушной обстановке будет передаваться в подчиненные ЦУВО оперативные центры: управления авиацией - ЦУА (Air Control Centre - АСС), управления подразделениями ЗУР, авиационных крыльев, а также центры координации воздушных операций - ЦКВО (Air Operations Coordination Centre - АОСС) в объеме, необходимом им для решения поставленных задач в зоне их ответственности.
Зарубежные эксперты отмечают, что средства автоматизированного планирования боевых действий в настоящее время уже установлены на всех оперативных центрах. Однако они являются лишь прототипом тех, которые намечается использовать в будущем в системе ACCS. Данные средства, получившие обозначение ICC (Initial CAOC Capability), позволяют упростить и ускорить процессы постановки задач, а также их доведение до подчиненных формирований. Они разработаны под руководством штаба верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе (SHAPE) специалистами управления С3, расположенного в г. Гаага. Как отмечается в зарубежных СМИ, что своевременное оснащение ICC соответствующих частей и подразделений позволило завершить первый этап развертывания системы ACCS к 1998 году, как и планировал совет НАТО. Военные специалисты альянса предполагают постепенно внедрять уже работающие прототипы отдельных устройств, что, по их расчетам, должно ускорить процесс реализации программы создания единой системы управления объединенными ВВС и ПВО НАТО в Европе.
Согласно проекту ACCS предполагается создать полностью объединенную систему, которая будет иметь модульную структуру, высокую мобильность и обеспечивать возможность подключения новых элементов благодаря открытой архитектуре. Как указывают зарубежные специалисты, непременным условием функционирования этой системы является обеспечение интенсивного обмена информацией как между ее элементами (намечается использовать стандарт широкого общего информационного обмена системы ACCS или AWCIES - ACCS-Wide Common Information Exchange, который корпорация ACSI будет разрабатывать, по всей вероятности, на базе стандартов линии передачи данных <Линк-16>), так и элементов самой системы с внешними устройствами (на рис. 4 представлен вариант ее развертывания). В качестве примера, свидетельствующего о сложности решения технических проблем, зарубежные СМИ приводят данные о необходимости обеспечения обмена информацией системы ACCS только с наземными РЛС свыше 40 различных типов. Связь между ее составными частями предполагается осуществлять при совместном использовании инфраструктур военных ведомств стран НАТО. Рисунок 4
Строительство системы ACCS. Как отмечается в зарубежных СМИ, в соответствии с заключенным контрактом, в странах НАТО в настоящее время ведется разработка основного оборудования, обеспечивающего начальный уровень работоспособности системы ACCS. Западные специалисты предполагают обеспечить возможность постоянного ее совершенствования и, в случае необходимости, наращивания структуры. Согласно имеющимся планам оборудование системы будет состоять: из уже разработанной (для других целей) аппаратуры, но пока не нашедшей применения; используемой в настоящее время и тон, которую требуется создать. Фаза разработки будет завершена после объединения отдельных устройств и окончания испытаний, которые намечается проводить в центре испытаний и оценки систем - ЦИОС (STVF - System Test and Validation Facility) в г. Глонс (Бельгия). Программное обеспечение различной конфигурации будет установлено в комплектах оборудования центров управления системы ACCS, развернутых в городах Глонс, Лион (Мон-Верден, Франция), Юдем (Германия) и ПоджоРенатико (Италия) для подтверждения возможности работы этой системы. Приобретение вспомогательного оборудования планируется отложить на как можно более поздний срок, чтобы в максимальной степени использовать те преимущества, которые будут достигнуты в области развития технологий. Успешное завершение мероприятий по подтверждению работоспособности ACCS будет означать завершение первого этапа ввода в строй единой системы управления объединенными ВВС и ПВО НАТО в Европе, которое запланировано на третий квартал 2005 года, или через пять лет и девять месяцев после того, как контракт вступил в силу (8 ноября 1999 года). Тем не менее, намечается провести отработку программного обеспечения в 13 пунктах дислокации элементов развертываемой системы, включая центры CAOC и ARS, а также средства контроля воздушного пространства и связи.
Как отмечается в западных СМИ, после завершения этой фазы программы Североатлантический союз будет иметь систему ACCS, обладающую минимально допустимыми ТТХ как при размещении ее элементов на постоянной основе на территории стран - участниц проекта, так и при их оперативном развертывании. В настоящее время ведутся исследования по отработке программного обеспечения. Как полагают разработчики системы, тщательные проверки создаваемых программ дадут возможность исправить большинство допущенных в них ошибок, что позволит минимально сократить период между началом развертывания первого элемента системы и завершением пуско-наладочных работ на последнем этапе.
Окончательную проверку работоспособности ACCS должна осуществлять группа непосредственных пользователей OUG (Operational Users Group), находящаяся в подчинении у штаба верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе. В состав OUG войдут представители всех стран НАТО. Предполагается, что эти специалисты проведут экспертизу по вопросам, связанным с управлением воздушным движением и контролем воздушного пространства. Первый курс подготовки группы OUG уже разрабатывается. Основные его цели - ознакомление специалистов с оперативными требованиями, предъявляемыми к системе ACCS, и с инструкцией по ее эксплуатации, а также с тактико-техническими характеристиками системы в соответствии с текущими возможностями оперативного применения, разъяснение им сути применяемых технологий.
Контракт руководства НАТО, подписанный с корпорацией ACSI, предполагает реализацию только первого этапа программы, целью которого является разработка системы, обладающей большими возможностями по управлению и контролю воздушного пространства. Предполагается, что эти возможности будут повышаться в случае возникновения дополнительных требований у руководства альянса к данной системе. В частности, уже объявлено, что ACCS составит основу структуры управления и контроля системы ПРО на ТВД Североатлантического союза в Европе. Кроме того, на эту систему возложены дополнительные задачи: планирование операций по ведению видовой воздушной разведки наземных целей и обработке информации, поступающей от самолетов-разведчиков. По замыслу конструкторов системы, открытая архитектура ACCS обеспечит выполнение и любых других предъявляемых к ней требований.
В зарубежных СМИ идет дискуссия по вопросу, связанному с определением даты завершения работ по программе ACCS. Как отмечается, мнения экспертов по этому вопросу разделились. Одни полагают, что программа будет завершена лишь тогда, когда все существующие и возможные требования будут реализованы в системе в соответствии с финансовыми ограничениями, согласованными странами блока. По их мнению, возможно, это произойдет в течение ближайших десяти лет. Другие считают, что точный срок определить трудно, так как в процессе эксплуатации развернутая система будет постоянно совершенствоваться до тех пор, пока ее не заменят новой, точно так же, как это произойдет с системой NADGE.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz