ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 9/2000
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ А-400М
Подполковник Р. ЩЕРБИНИН
Основным перспективным военнотранспортным самолетом (ВТС), предназначенным для замены устаревших С. 160 и С-130 первых модификаций, в европейских странах - членах НАТО рассматривается новый широкофюзеляжный самолет А-400М (рис. 1), разрабатываемый по программе FLA (Future Large Aircraft). В состав участников программы входят фирмы: <Аэроспасьяль> (Франция), <Бритиш аэроспейс> (Великобритания), <Алениа> (Италия), CASA (Испания) и DASA (ФРГ). В качестве ассоциативных членов в программе принимают участие компании Бельгии, Португалии и Турции.
По замыслу разработчиков, самолет А400М (рис. 2) будет обеспечивать переброску войск и грузов, их десантирование парашютным или посадочным способом в любых метеоусловиях и ночью с использованием неподготовленных ВПП, в том числе грунтовых и иметь относительно низкую стоимость жизненного цикла. Кроме того, этот ВТС должен выполнять полеты на высокой дозвуковой скорости на малых высотах в составе группы, иметь бронированные кабину экипажа и жизненно важные системы, а также четыре подкрыльевых пилона для установки на них подвесных агрегатов заправки или контейнеров системы РЭБ. По оценке его создателей, срок службы новой машины составит не менее 30 лет, а диапазон эксплуатационных температур +_ 50°С. Комплексы и системы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) планируется объединить мультиплексной шиной распределения данных стандарта 1553 В.
Новый самолет будет представлять собой широкофюзеляжный моноплан с высокорасположенным крылом, Т-образным хвостовым оперением и грузовой рампой в задней части фюзеляжа. В конструкции предполагается широко использовать композиционные материалы, а также узлы и агрегаты модульного типа.
Расчетные тактико-технические характеристики ВТС А-400М приведены ниже.
Экипаж, человек.................... 2-3
Масса, т:
пустого ........................... 84
максимальная топлива............... 49
максимальная полезной нагрузки .... 32
максимальная взлетная.............. 110
Крейсерская скорость полета, число М= 0,72
Максимальная дальность полета с максимальной
полезной нагрузкой, км ........... 4300
Геометрические размеры, м:
размах крыла ...................... 41,4
длина фюзеляжа..................... 42
высота............................. 14,5
Геометрические размеры грузового отсека, м:
длина (включая длину рампы 5,4м).. 26
ширина ............................ 4
высота............................. 3,85
В состав силовой установки машины намечается включить четыре турбовинтовых двигателя мощностью не менее 13 000 л. с. каждый. В качестве основного варианта рассматривается перспективный двигатель Ml 38 совместной разработки фирм SNECMA (Франция), MTU (ФРГ), <Фиат авиа> (Италия) и ITP (Испания), выполненный на базе газогенератора двухконтурного турбореактивного двигателя М88, которым оснащен тактический истребитель <Рафаль>. В начале 2000 года данные компании приняли решение о создании нового предприятия - TIP (Turboprop International), основной задачей которого будет разработка и производство двигателей Ml 38 для самолета А-400М. Считается, что это позволит достигнуть заданные ТТХ самолета.
Предполагаемый состав БРЭО самолета будет включать современные радиолокационную станцию, высокоточную навигационную систему, перспективные средства отображения информации в кабине, в том числе цветные многофункциональные индикаторы и аппаратуру отображения информации на лобовом стекле, а также систему встроенного контроля, что, по мнению разработчиков, может существенно снизить нагрузку на экипаж и сократить его до двух человек.
Объем грузового отсека будет около 340 м3, что почти в 2 раза больше, чем у существующих самолетов аналогичного назначения. Это позволит размещать все основные образцы вооружения без предварительной разборки, включая вертолеты АН-64, <Тигр>, А. 129, <Пума> HNH-90, артиллерийские орудия, в том числе 203-мм гаубицы Ml 10A, реактивные системы залпового огня и бронетранспортеры. При этом он должен быть оснащен грузовой рампой, на которой возможна установка грузов и техники массой не менее 6 т.
По расчетам разработчиков, перспективный самолет будет обладать высокой боевой эффективностью и улучшенными эксплуатационными характеристиками по сравнению с существующими ВТС тактического назначения. Благодаря своим взлетно-посадочным характеристикам и усовершенствованной конструкции шасси он будет способен выполнять взлет (посадку) с неподготовленных грунтовых площадок длиной до 900 м, а также совершать маневры с малым радиусом разворота.
На базе А-400М планируется создать вариант транспортно-заправочного самолета с двумя или тремя точками заправки. Считается что, имея на борту 45 т отдаваемого топлива он сможет обеспечить патрулирование в течение 3 ч на уаэлении около 93 0 км от аэродрома базирования.
Общая стоимость программы разработки ВТС А-400М около 6 млрд долларов. По оценкам зарубежных экспертов, ВВС западноевропейских стран необходимо более 250 новых машин (ФРГ - 75, Франция- 62, Великобритания-до 50, Италия-32, Турция-20, Бельгия-12 и Португалия- 9) при стоимости 60 - 70 млн долларов.
В связи с сокращением оборонного бюджета Франция и ФРГ на период с 1997 по 2002 год, отказались от государственного финансирования программы. Вместе с тем они не возражают против создания самолета за счет средств фирм-разработчиков, которые в дальнейшем будут им возмещены. Для выбора оптимальных решений по приобретению для своих ВВС новых машин, специалисты западноевропейского союза провели анализ состояния разработки перспективных ВТС в США, России и на Украине с целью определения возможности и целесообразности их закупки.
В обобщенном докладе отмечалось, что перспективные ВТС С-17А (США), Ан-70 (Россия, Украина) и его экспортный вариант - Ан-7Х значительно превосходят самолет А-400М по ряду тактико-технических показателей, в частности по критерию <полезная нагрузка/дальность полета>, и полностью отвечают европейским стандартам было также отмечено, что разработка ВТС Ан-70 опережает проект А-400М не менее чем на десять лет. В то же время их закупка для ВВС западноевропейских стран признана нежелательной и обоснована необходимость проведения дальнейших работ по данной программе. Основными доводами в пользу этого являются сравнительно высокая стоимость американских машин, а также необходимость сохранения и дальнейшего развития потенциала европейской аэрокосмической промышленности и выхода на международный рынок с самолетами собственной разработки.
В этих целях основные фирмы - участницы программы на базе компании <Аэроспасьяль> создали промышленное объединение <Эрбас милитэри>, включающее около 30 проц. ее производственных мощностей. Основной его задачей является проведение работ по обеспечению подготовки производства и постройки опытного образца самолета. Финансирование этой фазы (около 500 млн долларов) осуществляют непосредственно фирмы - участницы создания нового ВТС. Объединение высказало готовность финансировать французскую часть программы (1,3 млрд долларов) при получении твердых гарантий заказа французскими ВВС с последующей оплатой не менее 52 машин. Специалисты фирмы считают, что первый полет нового самолета может состояться в 2004 году, а поставки ВТС в строевые части начнутся в 2006-м.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI