СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 9/2000
БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК ФРАНЦИИ
Полковник А. СТРЕЛЕЦКИЙ,кандидат технических наук
Одним из важнейших направлений повышения эффективности применения сухопутных войск (СВ) при ведении полномасштабных боевых действий, а также при решении задач в конфликтах малой и средней интенсивности, по мнению французского военного командования, является наращивание возможностей использования беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Опыт войны на территории бывшей Югославии, как считают французские военные эксперты, подтвердил правильность интенсивно проводимой с первой половины 90-х годов политики развития производства БЛА, предназначенных преимущественно для ведения разведки, наблюдения за полем боя, контроля за результатами огневого поражения противника и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
Впервые французские подразделения сухопутных войск применили БЛА в боевой обстановке во время войны в зоне Персидского залива в 1991 году. Это был предсерийный телеуправляемый миниатюрный беспилотный летательный аппарат MART (Mini-Avion de Reconnaissance Telepilote), разработанный фирмой <Аптек индастриелз>. Он предназначался для ведения воздушной разведки и наблюдения за полем боя в районах развертывания французского контингента из состава многонациональных сил антииракской коалиции. На нем была установлена видеокамера, статические изображения с которой в реальном масштабе времени передавались по каналам радиосвязи на наземный пункт управления.
В дальнейшем БЛА MART был модернизирован: повышены дальность и разрешающая способность бортовой оптоэлектронной аппаратуры, установлены телекамера, станция постановки радиоэлектронных помех (РЭП) и приемник высокоточного определения местонахождения по данным космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR. Система разведки и наблюдения за полем боя на базе этого аппарата была принята на вооружение СВ Франции под названием MART Mk П и в настоящее время продолжает находится в строю.
В полном составе данная система включает: от двух до 12 БЛА, одну или две наземные мобильные пусковые установки и станции управления полетом (на шасси автомобилей типа <Ленд Ровер>), от двух до шести автомобилей (для хранения и перевозки оборудования системы). По своим тактико-техническим характеристикам БЛА (рис.1) системы MART Mk П может осуществлять непрерывное выполнение задач в воздухе в течение 4 ч при скорости полета 100-150 км/ч (максимальная скорость полета 220 км/ч, а высота 3 000 м). Передача данных разведки наземных объектов и контроля за огнем артиллерии на станцию управления полетом обеспечивается на дальностях от 50 км (при полете на высоте 300 м) до 100 км (при полете на высоте 1 000 м).
В первой половине 90-х годов французской фирмой <Сажем> была разработана и успешно прошла полевые испытания система наблюдения за полем боя, радиоэлектронного подавления и физического уничтожения радиоизлучающих объектов противника. Запуск БЛА системы Manila (рис. 2) осуществлялся при помощи твердотопливного ускорителя из пусковой установки контейнерного типа. Аппарат выполнял задание по предварительно заложенной программе, которая могла по радиоканалу корректироваться в процессе полета. Продолжительность полета БЛА достигала 5 ч. Полет осуществлялся на высоте порядка 3 000 м с крейсерской скоростью 280 км/ч. Максимальная взлетная масса БЛА достигала 135 кг, а масса полезной нагрузки - более 35 кг. В комплект полезной нагрузки БЛА входили: система управления полетом; связной приемопередатчик; аппаратура космической радионавигационной системы NAVSTAR; приемник радиотехнической разведки (РТР) и станция РЭП. В полном комплекте система включала в себя 12 БЛА, станцию управления и два автомобиля для перевозки и хранения оборудования. Работу системы обеспечивал расчет в количестве четырех человек. Несмотря на успешные испытания, данная система не была доведена до серийного производства и принята на вооружение. Причиной тому, по заявлениям французских военных экспертов, были проблемы преимущественно финансового характера. Однако, фирма <Сажем>, по заявлениям ее специалистов, все же в значительной мере реализовала наработки по системе Manila путем использования практически всей авионики с этой системы в другой своей разработке - тактической системе разведки и наблюдения за полем боя на базе БЛА Crecerelle (рис.3).
Она поступила в войска в 1995 году и, в соответствии с планами французского военного командования, предназначена для обеспечения разведывательными сведениями дивизионного звена управления при применении подразделений СВ Франции в условиях кризисов малой и средней интенсивности. В настоящее время система на базе ЕЛА Crecerelle состоит на вооружении подразделений французской армии и активно использовалась ими для ведения разведки в период боевых действий на территории Боснии (1995) и Югославии (1999).
В типовой состав системы Crecerelle входят: мобильная станция управления на автомобиле повышенной проходимости АСМАТ; шесть БЛА и две пусковые установки, размещенные на двух 5-т автомобилях VLRA с прицепами. Для переброски системы в районы предназначения используются военно-транспортные самолеты С-130 <Геркулес> или С-160 <Трансалл>.
Станция управления имеет в своем составе посты: воздушной навигации (обеспечивает подготовку к полету и ввод программ полета); контроля выполнения задания (отслеживает траектории полета аппаратов и контролирует выполнение ими поставленных задач); обработки получаемых и отображаемых на видеодисплее в реальном масштабе времени разведывательной информации от трех камер, установленных на БЛА (панорамной телесъемки, съемки в видимом диапазоне волн и инфракрасной съемки).
Операция по вводу полетного задания в БЛА в значительной степени автоматизирована и занимает не более 20 мин. Программа полета вводится в бортовой управляющий процессор БЛА, который обеспечивает коррекцию траектории полета в течение всего периода выполнения задания. С поста контроля, в случае необходимости, по радиоканалу (в диапазоне 400 МГц) на БЛА могут передаваться команды управления (на перенацеливание, отмену задачи и т. п.). Использование на аппарате приемной аппаратуры космической радионавигационной системы NAVSTAR обеспечивает определение его местонахождения с точностью не более 10 м.
В состав типовой полезной нагрузки БЛА Crecerelle входят: инфракрасная камера CYCLOPE 2000 (рабочий диапазон 8 -12 мкм, угол сканирования 120°, скорость сканирования 200 линий/с, масса 5 кг); сканирующая видеокамера (скорость сканирования 600 линий/с, чувствительность не хуже 0,2 люкс, масса 2,5 кг); телекамера (тип датчиков фотоприемника - ПЗС, угол поля зрения 67 х 53°, масса 200 г); устройство измерения параметров полета; два телеметрических приемопередатчика и две передающие антенны. В качестве полезной нагрузки могут использоваться станции РЭП и датчики съема метеорологических параметров. Общая масса нагрузки БЛА не превышает 35 кг.
Опыт использования беспилотных летательных аппаратов системы Crecerelle показал, что они обеспечивают эффективное ведение оптоэлектронной разведки и наблюдение за полем боя в течение трех часов в радиусе 60 - 90 км при высотах полета от 300 до 4 000 м и крейсерской скорости полета 160 км/ч. Как правило, за время патрулирования БЛА осуществляет просмотр территории площадью около 1 000 км2. Передача данных оптоэлектронной разведки с борта БЛА на станцию управления осуществляется в диапазоне 2 ГТц по двум радиолиниям. Возможно, в случае использования воздушного ретранслятора, значительно увеличить радиус задействования БЛА (до 200 км).
По мнению зарубежных военных экспертов, система ведения разведки на базе БЛА Crecerelle, благодаря широкому углу поля зрения и высокой разрешающей способности бортовой аппаратуры оптоэлектронной разведки, обеспечивает всепогодное качественное обнаружение и идентификацию объектов разведки как в дневное, так и ночное время.
На базе БЛА Crecerelle фирма <Сажем> разработала его модифицированный вариант для поставок в армии дружественных государств.
После успешного проведения в 1999 году испытаний БЛА, система наблюдения за полем боя и обнаружения объектов противника на базе этих аппаратов, получившая название Sperwer, была передана для оснащения подразделений армии Нидерландов. Заказы на поставки этой системы поступили также от Швеции и Финляндии.
В типовой состав разведывательного оборудования БЛА Sperwer входят: ИК-станция (рабочие диапазоны 8 - 12 и-3 - 5 мкм), сопряженная с телекамерой с высоким разрешением; радиолокационная станция с синтезированием апертуры; аппаратура съема метеорологических параметров. В качестве полезной нагрузки может использоваться также станция РТР или РЭП. Общая масса нагрузки БЛА не превышает 45 кг.
Стандартный комплект системы Sperwer включает: от четырех до шести БЛА; семь 4-т автомобилей (для размещения пункта управления полетом, производства запуска, перевозки и обслуживания БЛА) и два грузовых автомобиля (для размещения электросиловых установок и ЗИП).
Согласно справочным данным БЛА (рис. 4) системы Sperwer может осуществлять непрерывное выполнение задач в воздухе в течение 8 ч при скорости полета 120 км/ч на высотах от 300 до 5 000 м (максимальная скорость 235 км/ч). Передача данных разведки объектов и контроля за огнем артиллерии на станцию управления полетом осуществляется на дальностях до 150 км.
Уникальной системой для выполнения широкого круга задач (наблюдения за полем боя, ведения воздушной разведки, обнаружения мин, постановки радиоэлектронных помех и других) на тактическую глубину является работанная фирмой <Томсон CSF> система на базе мини-БЛА вертолетного типа F-2000M (рис. 5). В состав системы (общая масса около 780 кг), размещаемой на одном автомобиле, входят станция управления, два БЛА и вспомогательное оборудование.
БЛА имеет массу 32 кг и способен нести полезную нагрузку массой от 8 до 10 кг, выполняя поставленные задачи, как правило, на удалении до 15 км (максимальное удаление 30 км) от станции управления в течение 1-2 часов. Полет БЛД осуществляется на высотах до 3 000 м при скорости 100 км/ч.
В состав полезной нагрузки могут входить панорамная фотокамера с высоким разрешением или ИК-камера (аппаратура РТР или РЭП), а также телеметрический приемопередатчик, приемник КРНС NAVSTAR.
Система поступила на вооружение СВ Франции в 1997 году. Один комплект ее был продан в Индонезию. Заинтересованность в приобретении системы также проявили и другие страны, в частности Болгария и Румыния.
В настоящее время на вооружении французских СВ также состоит система ведения оперативно-тактической разведки на базе БЛА CL-289 (рис. 6). Она предназначена для использования в зоне ответственности армейского корпуса и состоит на вооружении бригады разведки. БЛА являются результатом совместной разработки Франции, Канады и Германии. Для управления БЛА французская фирма <Аэроспасьяль> разработала специализированный наземный комплекс, получивший название Piver. Комплекс обеспечивает: подготовку к запуску БЛА; прием и обработку в реальном масштабе времени разведывательной информации (в виде снимков изображений объектов разведки на фоне местности) от БЛА, а также от вертолетов и разведывательных самолетов.
Конструктивно БЛА CL-289 выполнен по аэродинамической схеме <утка> с крестообразным крылом и цилиндрическим корпусом. Двигательная установка состоит из стартовых твердотопливных ускорителей и маршевого ТРД с тягой 107 кто. В качестве разведывательного оборудования используются аэрофотоаппаратура западногерманской фирмы <Цейс> или ИК-станция SUPER CYCLOPE разработки французской фирмы SAT, обеспечивающая передачу данных на наземный комплекс в реальном масштабе времени.
Управление полетом осуществляется по программе с выходом на конечном участке маршрута на радиомаяк. Пуск аппарата производится с наземной мобильной пусковой установки, посадка - с помощью парашютной системы на надувные амортизаторы.
Тактико-технические характеристики БЛА CL-289
Масса:
взлетная............................ 220 кг
полезной нагрузки .................. 20 кг
Скорость полета на высоте 3 000 м .. 750 км/ч
Практический потолок................ 3 000 м
Радиус действия..................... 200 км
Продолжительность полета............ 35 мин
Геометрические размеры:
длина .............................. 4,68м
диаметр корпуса..................... 0,38 м
размах крыла ....................... 1,32 м
В середине 90-х годов, ориентируясь на перспективные потребности сухопутных войск, французские фирмы <Дассо электроник> и <САС системз>, специализирующиеся в области создания средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и БЛА соответственно, осуществили совместную разработку многофункциональной системы РЭБ на базе БЛА серии FOX.
Беспилотные летательные аппараты этой серии были разработаны фирмой <САС системз> в начале 90-х годов и отличаются высокой эффективностью выполнения боевых и учебных задач. В частности, в период с 1993 по 1994 год предсерийные образцы БЛА наблюдения за полем боя и выдачи целеуказаний FOX ATI успешно использовались в интересах сил ООН в Боснии.
Система РЭБ, получившая обозначение FOX TX, предназначена для решения задач обнаружения, идентификации и определения координат радиолокационных станций (РЛС); постановки помех работе РЛС и системам радиосвязи; поражения РЛС путем самонаведения на них БЛА; радиоперехвата сетей связи тактического звена управления. Стандартный комплект системы FOX ТХ включает: четыре ЕЛА (рис. 7), пусковую установку; пункт управления полетом и обработки разведывательной информации. Работу системы обеспечивает расчет в количестве трех человек.
БЛА выполнен из дюралюминия и композиционных материалов по нормальной аэродинамической схеме с верхнерасположенным крылом и оснащен поршневым двигателем мощностью 22 л. с. с толкающим воздушным винтом. Пункт управления установлен на шасси грузового автомобиля <Рено> TRM 4000, который одновременно является средством буксировки прицепа, предназначенного для перевозки четырех ЕЛА и их запуска.
Запуск ЕЛА системы РЭЕ FOX ТХ производится при помощи пусковой установки катапультного типа (рис.8), управляемой дистанционно с пункта управления, посадка - с использованием парашютной системы.
Тактико-технические характеристики БЛА системы РЭБ FOX ТХ
Радиус действия..................... 150 км
Скорость полета..................... 50- 110 км/ч
Высота полета ....................... 100 - 3 500 м
Продолжительность полета............ 5 ч
Геометрические размеры:
длина .............................. 2,75 м
размах крыла ....................... 3,6 м
Масса:
взлетная максимальная .............. 120 кг
полезной нагрузки .................. до 25 кг
В состав бортового оборудования ЕЛА входят: автоматизированная система управления полетом, обеспечивающая полет аппарата на маршруте с 98 контрольными точками; аппаратура приема и передачи данных; инерциальная навигационная система, корректируемая по данным КРНС NAVSTAR; средства РЭБ в различных вариантах комплектации. В состав средств РЭБ входят приемники радио- и радиотехнической разведки, аппаратура радиопеленгования, анализа и обработки информации, станции постановки радиопомех, приемопередающие антенны. Радиоэлектронное оборудование имеет модульную конструкцию, что обеспечивает быструю его замену в зависимости от поставленной задачи и условий ее выполнения.
При решении задач обнаружения, идентификации и определения координат РЛС в комплект аппаратуры РЭБ включаются станция радиотехнической разведки и радиопеленгатор. Аппаратура обеспечивает ведение разведки в диапазоне от 2 до 20 ГТц, ошибка пеленгования не более 1°. Масса оборудования в этом варианте составляет около 20 кг, потребляемая мощность менее 300 Вт. Прием данных с борта БЛА производится в реальном масштабе времени на наземном пункте управления, расположенном на дальности до 100 км от района ведения разведки.
При осуществлении радиоразведки в комплект оборудования БЛА входят разведывательный приемник, устройства панорамного обзора сигналов и анализа спектра частот, выделения, перехвата и документирования сигналов многоканальных связных радиопередач (в том числе в радиорелейных линиях связи), а также определения азимутального направления на источники радиоизлучения.
При решении задач постановки помех в линиях связи тактического звена управления противника в комплект аппаратуры РЭБ на БЛА входят радиоразведывательный приемник, устройство анализа и обработки сигналов, а также передатчик помех, обеспечивающий подавление каналов связи различных видов передач. Постановка помех может осуществляется в диапазоне 30-1 000 МГц в двух режимах работы: с постановкой помех на одной частоте или с постановкой помех на нескольких частотах. Масса оборудования в этом варианте составляет 10 кг, а потребляемая мощность менее 500 Вт. При выполнении задач постановки помех работе РЛС в комплект полезной нагрузки БЛА включают станцию радиотехнической разведки и передатчик шумовых помех, работающие в диапазоне 2-20 ГТц. Масса оборудования этого варианта оснащения БЛА составляет около 25 кг.
Для поиска и физического поражения РЛС используются: аппаратура обнаружения и идентификации РЛС в диапазоне частот 2-20 МГц, устройство самонаведения БЛА на РЛС и, возможно, боевая часть. Масса полезной нагрузки БЛА в этом случае составляет около 7 кг. К основным оперативно-техническим достоинствам системы РЭБ FOX TX французские специалисты относят повышенную живучесть, высокую мобильность, оперативность развертывания, многофункциональность и всепогодность, а также надежность и простоту обслуживания. Принятие системы на вооружение подразделений СВ Франции возможно в ближайшие годы.
В целом военно-политическое руководство Франции планирует, что принятие на вооружение сухопутных войсках новых систем на основе БЛА, созданных с использованием современных технологий и обладающих высоким уровнем автоматизации, и наращивание их количества обеспечит уже в ближайшие годы качественно новый уровень решения поставленных перед войсками задач.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI