СООБЩЕНИЯ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ - ЗВО - 8/2000
Майор А.Кузнецов
СМИ Венгрии опубликовали выдержки из документа, подготовленного НАТО, в котором дается негативная оценка состояния вооруженных сил (ВС) страны. В частности, в нем делается вывод, что большая часть вооружения и военной техники венгерской армии устарела и пришла в негодность, замедлились темпы военной реформы, чувствуется хроническая нехватка средств на переоснащение ВС в соответствии со стандартами блока.
Натовские эксперты считают, что Венгрия пока не смогла сформировать подразделения на случай ведения боевых действий с применением химического и бактериологического оружия. Не оправдались также ожидания относительно уровня подготовки санитарных подразделений венгерской армии. В документе особо отмечается, что, несмотря на предпринятые усилия, венгерские военнослужащие по-прежнему испытывают значительные трудности с изучением иностранных языков.
Авторы документа критически оценивают состояние боевой авиации. Отмечается, что затягиваются сроки модернизации находящихся на вооружении ВВС Венгрии истребителей-бомбардировщиков МиГ-29, которые могут взлетать только со своей территории. Делается вывод, что <низкий уровень подготовки> ВС страны будет преодолен, скорее всего, к 2004 году, после чего венгерская армия должна стать <полноценным> членом блока.
Капитан 1 ранга В.Федоров
Две крупнейшие судостроительные компании США - <Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг> (Newport News Shipbuilding - NNS) и <Эвондэйл индастриз> (Avondale Industries - Al) - слились в одну, которая отныне будет называться <Ньюпорт-Ньюс Эвондэйл индастриз> (NNAI). Стоимость сделки составила 470 млн долларов, а суммарный доход новой корпорации по итогам 1999 года оценивается в 2,6 млрд.
После объединения все судостроительные предприятия обеих компаний как на Восточном и Западном побережье США, так и на юге страны (в Мексиканском заливе) остаются действующими (с общей численностью занятых в производстве 24 тыс. человек). Опыт и производственные мощности фирмы Al по проектированию и строительству боевых надводных кораблей для ВМС и коммерческих судов гармонично дополняют эксклюзивные возможности NNS в конструировании атомных авианосцев и подводных лодок, а также ее ремонтный потенциал. В результате NNAI становится, по мнению ее ведущих специалистов, крупнейшим судостроительным концерном США, обеспечивающим качественное и экономичное, особенно с точки зрения продажной стоимости, проектирование, строительство и обслуживание кораблей американского флота, включая береговую охрану (БОХР), практически любых классов.
Портфель уже профинансированных контрактов NNAI составляет в настоящее время в стоимостном выражении около 6 млрд долларов, а вместе со сделками, подлежащими оплате и пролонгированию в перспективе, - почти 8 млрд. В нем представлен весьма широкий набор, в основном, долгосрочных судостроительных программ ВМС. При этом доля NNS соответствует капиталу в 4,7 млрд долларов (2,7 млрд предназначены на строительство авианосцев CVN-76 <Рональд Рейган> - до 2002 года и CVN-77 - до 2008-го, а также на ремонт с перезарядкой реактора АВМА <Нимитц>, еще 2 млрд - на проектирование и постройку четырех ПЛА типа <Вирджиния>), а доля Al превышает 3 млрд долларов, из них 2 млрд направляются на проектирование и строительство первых двух из 12 ДВКД типа <Сан-Антонио>, а остальной капитал - на завершение постройки серии транспортов класса <ро-ро> для командования морских перевозок, трех нефтеналивных судов для компании и ледокола WAGB <Хили> для БОХР США.
Полковник А.Васильев
Создан специалистами биологического и химического командования сухопутных войск страны новый спальный мешок. Эта разработка создана по системе <мешок в мешке>. Она состоит из четырех компонентов: выполненного из водонепроницаемого материала покрытия, легкого внешнего мешка, промежуточного мешка и внутреннего <пакета> из плотного, мягкого теплоиэолятора. В зависимости от решаемых задач, условий окружающей среды, погоды, температуры воздуха военнослужащие могут брать с собой лишь некоторые части системы. При весе всего 4 кг мешок гарантирует защиту от холода даже при температуре - 45°С.
Полковник А.Алексеев
Румынская фирма <Аэростар> и немецкая <Даймлер - Крайслер аэроспейс> в инициативном порядке разработали комплекс мероприятий по модернизации парка тактических истребителей МиГ-29 ВВС Румынии. Как отмечается в западных СМИ, целью данной модернизации наряду с повышением боевых возможностей самолетов этого типа является обеспечение соответствия стандартам НАТО. Демонстрационный образец усовершенствованного самолета, получившего наименование МиГ-29 <Снайпер>, совершил свой первый полет 5 мая 2000 года с аэродрома румынского предприятия. Он длился 42 мин, машиной управлял немецкий летчик-испытатель. Самолет для проведения работ по усовершенствованию его оборудования был предоставлен военно-воздушными силами Румынии, в боевом составе которых насчитывается 18 таких машин.
В ходе модернизации истребителя основные усилия румынские и немецкие специалисты сосредоточили на обеспечении возможности его оснащения двигателями различных типов, более совершенным бортовым оборудованием, а также на повышении показателей его маневренности. Были проведены мероприятия, связанные с продлением срока службы планера. Кроме того, на самолете установлена аппаратура израильской фирмы <Элбит>, ранее разработанная для румынских истребителей МиГ-21, получивших наименование <Лансер>. В частности, на румынских МиГ-29 предполагается заменить приемопередатчик системы опознавания, ЭВМ системы автоматического управления полетом, приемник предупреждения о радиолокационном облучении, аппаратуру радиосвязи и навигационную систему, а также установить в кабине экипажа многофункциональные дисплеи.
Как сообщается в зарубежных СМИ, руководители румынской и немецкой фирм рассчитывают получить заказ на модернизацию всего парка истребителей МиГ-29 ВВС Румынии, а также других государств.
Капитан 1 ранга В.Федоров
В настоящее время из 155 тыс. офицеров и матросов в составе американских ВМС 11 400 человек - это женщины-военнослужащие. Они служат на 155 кораблях, в том числе 106, непосредственно предназначенных для боевых действий. По сообщениям еженедельника <Тайм>, недавно командование ВМС впервые направило на боевую службу в воды Персидского залива корабль (фрегат УРО <Джаретт>), командиром которого является женщина - Кэтлин Макграт. <Маменькин корабль> - так его прозвали в американском флоте.
Ввиду массового поступления женщин в военно-морские силы возникают специфические проблемы, связанные с обеспечением их обитания в условиях боевого корабля. Первая попытка решения этих проблем на флоте была предпринята при строительстве десантного вертолетного корабля-дока (ДВКД) <Сан-Антонио> (LPD-17), в конструкцию жилых помещений которого внесены изменения, учитывающие в определенной степени потребности членов экипажа женского пола.
ДВКД, стоимостью около 800 млн долларов, предназначен для транспортировки 700 морских пехотинцев, десантных вертолетов и морских десантно-высадочных средств. Предполагается, что женщины будут составлять до 40 проц. его почти полутысячного экипажа. Вместо вместительных кубриков, характерных для большинства боевых кораблей, на ДВКД для размещения женской части команды предусмотрено несколько отсеков, каждый из которых рассчитан на 24 спальных места. С учетом того, что у женщин высота роста в среднем на 8 см ниже, чем у мужчин, многие приборы управления, датчики, вентили, полки и т. п. располагаются на более доступной для них высоте. Значительные изменения претерпел корабельный санузел (гальюн). Женские туалетные комнаты оборудованы вентиляционными системами повышенной мощности (с учетом использования прекрасным полом значительно более пахучих парфюмерных средств), а также дополнительными зеркалами. С целью создания удобств модернизирована корабельная парикмахерская. В прачечной наряду со стиральными машинами так называемого <промышленного типа> устанавливаются агрегаты с более щадящим циклом работы.
Но все это в перспективе, а пока женщинам, избравшим своей профессией службу на флоте, приходится мириться с аскетическими условиями обитания на боевых кораблях.
Майор А.Ломакин
Представители командования канадских вооруженных сил в ходе специальных слушаний в палате общин - нижней палате парламента Канады - отметили, что более 28 проц. авиационных бомб с лазерным наведением, которые сброшенны пилотами национальных ВВС на территорию Югославии в ходе военной акции НАТО в 1999 году, не достигли цели, попав в объекты гражданского назначения, что, возможно, привело к гибели мирных жителей.
Они подчеркнули, что <промахи> были допущены, несмотря на то, что руководство НАТО <предпринимало все меры предосторожности> и в ряде случаев отказывалось бомбить <сомнительные> с его точки зрения цели.
Согласно представленным данным, 100 из 360 высокоточных авиабомб не попали по военным целям. <Я вполне допускаю, что это могло нанести побочный ущерб и повлечь за собой жертвы среди мирных жителей>, - признал полковник Дуайт Дэвис, командовавший канадским контингентом в составе О ВС НАТО в ходе конфликта на Балканах. <Я даже убежден, что именно так и произошло, когда мы <накрыли> несколько гражданских объектов, по которым вовсе не собирались наносить удары>, - сказал он, добавив при этом, что <вероятность <побочного ущерба> оказалась выше, чем можно было допустить>. По словам Дэвиса, в некоторых случаях речь идет не только о <промахах>, но и об ошибках пилотов в определении целей. В ходе югославского конфликта канадские пилоты на 18 самолетах CF-18A <Хорнет> национальных ВВС совершили до 10 проц. всех боевых вылетов, осуществленных авиацией сил НАТО.
Полковник А.Розов
Правительство Великобритании сообщило о планах закупки для национальных ВВС управляемых ракет (УР) BVRAAM (Beyond-Visual-Range Air-to-Air Missile) <Метеор> класса <воздух - воздух> , предназначенных для многоцелевых тактических истребителей EF-2000 <Тайфун>, а также партии военно-транспортных самолетов С-17 компании <Боинг> и А400М европейского консорциума <Эрбас>. Общая стоимость этого контракта составляет 7,7 млрд долларов.
Эта компромиссная сделка, которой предшествовали долгие дебаты, предусматривает сохранение существующих отношений между США и Европой по вопросам обороны, безопасности и промышленного производства. Тем не менее, принятое решение вызвало критику со стороны источников, близких к проигравшей фирме <Рэйтеон>. По словам ее официальных представителей, оно идет вразрез с той политикой, которой придерживается министерство обороны Великобритании при закупке УР - соблюдение минимального риска разработки, выбор наилучшей технологии и приемлемой стоимости.
Программа создания управляемых ракет средней дальности <Метеор> осуществляется англо-французским консорциумом <Матра - Бритиш аэроспейс дайнэмикс>, к которому в ближайшее время готовы присоединиться другие европейские производители вооружений. Ожидается, что Германия, Испания, Италия, Франция и Швеция в рамках осуществления Европейской оборонной инициативы последуют примеру Великобритании при закупке ракет для своих ВВС.
Отмечается, что вариант AIM-120 AMRAAM (Advanced Medium-Range Alr-to-Air Missile) с увеличенной дальностью действия разработки фирмы <Рэйтеон>, который имеет обозначение ERAAM plus (Extended-Range Air-to-Air Missile), при значительно меньшей стоимости и риске разработки, чем ракета <Метеор>, удовлетворяет всем условиям закупки по программе BVRAAM.
Несмотря на решение британского руководства отклонить предложение американского правительства о совместной американо-английской разработке всех перспективных вариантов AMRAAM, представители компании <Рэйтеон> выразили удовлетворение в связи с тем, что выиграли параллельно осуществлявшуюся сделку стоимостью около 200 млн фунтов стерлингов, предусматривающую закупку партии УР AIM-120B и С, которыми планируется начать оснащение тактических истребителей EF-2000 <Тайфун> ВВС Великобритании с 2002 года.
Руководство фирмы <Рэйтеон> подтвердило свое намерение продолжить работы по созданию новых вариантов УР AMRAAM, в том числе и улучшенного, фактически идентичного ERAAM plus, который будет предложен другим европейским странам.
Компания <Эрбас> выразила удовлетворение в связи с тем, что Великобритания становится первой страной, решившей приобрести военно-транспортный самолет А400М (планируемый срок 2007 год). Ряд стран, в том числе Бельгия, Франция, Италия, Испания и Турция, заявили о своей готовности поддержать эту программу.
Великобритания также намерена приобрести в лизинг на семь лет (с 2001 по 2007) четыре военно-транспортных самолета С-17. Стоимость контракта оценивается в 210 млн долларов. Таким образом, ВВС этой страны будут располагать возможностями для осуществления стратегических перебросок до поступления на вооружение А400М.
Капитан А.Зубов
Министерство обороны Канады выделило 995,8 млн долларов США на приобретение военно-транспортных самолетов (ВТС), предназначенных для переброски грузов стратегического назначения. В настоящее время руководство ВВС прорабатывает различные варианты решения этого вопроса. В качестве возможных вариантов рассматриваются самолеты А400М фирмы <Эрбас>, Ан-7Х российско-украинского консорциума СТС и С-17 фирмы <Боинг>. При этом учитывается возможность взаимодействия в перспективе с ВВС США.
Имея в своем распоряжении только четыре транспортных самолета А310 компании <Эрбас> и один типа VIP, Канада вынуждена пользоваться услугами коммерческих перевозчиков, а для обеспечения стратегических перевозок арендовать военно-транспортные самолеты Ан-124 <Руслан>. На коммерческом рынке имеется ограниченное число самолетов, позволяющих перевозить негабаритные грузы, поэтому в случае возникновения кризисных ситуаций Канада должна заблаговременно заключать контракты с авиакомпаниями <Эйр фойл> или <Хэвилифт> (которые берут в лизинг Ан-124), что связано с большими расходами.
На одной из пресс-конференций министр обороны Канады Артур Эгглтон высказался в поддержку концепции многонационального подхода к обеспечению стратегических военно-транспортных перевозок и заявил, что попытается реализовать проект сотрудничества с НАТО. В ближайшее время результаты исследований с определением возможных вариантов самолетов и их стоимости, приемлемых для Канады, будут представлены руководству страны для принятия решения.
ВВС Канады нуждаются также в самолете-заправщике. С тех пор, как в 1997 году с вооружения были сняты два заправщика Боинг 707, они вынуждены использовать КСС-130Н фирмы <Локхид - Мартин>, а при переброске стратегических военных грузов обращаться к руководству объединенных сил НАТО. Идеальным путем решения этой проблемы будет приобретение самолетов, которые могут быть использованы для решения обеих задач. В качестве вариантов рассматриваются KDC-10, а также А310 после проведения работ по их модернизации.
При изучении вариантов ВТС стратегического назначения не учитывается парк из 30 самолетов С-130 различных модификаций (из них 19 С-130Е, срок службы которых заканчивается в 2010 году), в связи с чем руководство ВВС должно принять решение относительно их модернизации или замены на C-130J.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI