СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 8/2000
КАССЕТНЫЕ БОЕПРИПАСЫ С САМОПРИЦЕЛИВАОЩИМИСЯ БОЕВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ
Полковник В.СТРОЕВ
Последние два десятилетия военные специалисты рассматривают как время становления так называемой <интеллектуальной> артиллерии (кассетные боеприпасы с самоприцеливающимися боевыми элементами - СПБЭ). В этот период оценивались возможности современных технологий с точки зрения потребностей сухопутных войск (СВ), финансировавших наиболее перспективные НИОКР. По мнению западных экспертов, успех сопутствовал трем основным программам создания боеприпасов нового поколения. Они прошли предварительную проверку в ходе полигонных испытаний и удачно вписываются в концепции боевого применения СВ в XXI веке.
В ходе дискуссий относительно перспектив развития <интеллектуальной> полевой артиллерии (ПА) обычно подчеркивается, что ПА есть и, по всей видимости, всегда будет тем видом оружия, которое используется для подавления целей, имеющих, как правило, недостаточную инженерную защиту и размещенных в заданной зоне обстрела.
<Интеллектуальность> боеприпаса предусматривает прежде всего надежное поражение боевых бронированных машин (ББМ). Хотя для решения этой проблемы могли бы использоваться различные технологии, внимание было сконцентрировано на двух ключевых направлениях: создание самонаводящихся боеприпасов с полуактивным лазерным наведением (реализованное впоследствии в боеприпасах типа <Копперхед>) и разработка самоприцеливающихся (как правило, кассетных) боеприпасов.
При этом оба направления существенно отличаются в тактическом плане: в выборе подлежащей поражению цели. Так, боеприпас типа <Копперхед> предполагает предварительный выбор индивидуальной (одиночной) цели с последующим лазерным целеуказанием, в то время как SADARM применяется по принципу <выстрелил - забыл>, то есть его самоприцеливающийся боевой элемент (СПБЭ) реализует процессы автономного обнаружения, захвата и наведения боеприпаса на цель.
Подобные боеприпасы предназначены для поражения бронированных целей в заданной зоне, независимо от того, являются ли они стационарными или подвижными. Выбор цели является прерогативой такого <интеллектуального> СПБЭ и основан на простом принципе: первая же цель, захваченная вмонтированной в СПБЭ головкой самонаведения, будет им немедленно атакована. С одной стороны, могут быть разработаны такие алгоритмы наведения, которые позволяют избежать поражения ложных целей (макеты танков, цели-<ловушки>, корпуса судов, уже не пригодных для плавания, <кладбища> автомашин и прочее), а также повторной атаки уже пораженной цели. С другой - современные технологии пока не дают возможности выделить в колонне ББМ командирские машины или самоходные ЗРК, подлежащие уничтожению в первую очередь. В этом отношении самоприцеливающиеся боеприпасы уступают самонаводящимся, с лазерной подсветкой выбранной цели. Тем не менее, как свидетельствуют материалы зарубежной прессы, армии ведущих стран мира уже сделали ясный выбор в пользу разработки самоприцеливающихся боеприпасов. Более того, американский самонаводящийся боеприпас типа <Копперхед> не был принят на вооружение ни одного, кроме США, государства НАТО - случай довольно редкий в условиях тотальной <американизации> натовских стандартов. В самих Соединенных Штатах уже разработанные планы поставки в войска боеприпасов этого типа были значительно скорректированы в сторону уменьшения. Руководство стран Североатлантического союза и даже ряда нейтральных государств в гораздо большей степени привлекли самоприцеливающиеся боеприпасы кассетного типа, сигнал на подрыв которых исходит от специализированного бортового датчика. Это SADARM (производство США), SMArt (ФРГ) и BONUS (Франция - Швеция) Подобную ориентацию западные обозреватели объясняют следующими причинами. Во-первых, самонаводящиеся боеприпасы типа <Копперхед> с полуактивной лазерной системой наведения заметно подвержены воздействию метеоусловий (например, их эффективность зависит от высоты нижней кромки облаков, а также от задымленности поля боя), что не раз проявлялось в ходе воздушных бомбардировок территории СРЮ силами Североатлантического союза . Во-вторых, и это самое главное, самонаводящиеся боеприпасы сами нуждаются во внешнем источнике информации, роль которого выполняет передовой ариллерийский наблюдатель-наводчик в комплексе со станцией облучения (подсветки) цели. К тому же если на борту атакуемой ББМ имеются приборы - индикаторы облучения, шансы уцелеть для такого <наблюдателя> становятся весьма малы.
С другой стороны, принципы полуактивного лазерного самонаведения позволяют поразить не только отдельную ББМ, но и любую точечную цель, если она была указана с помощью специальной лазерной подсветки (последняя может осуществляться из бункера или иного фортификационного сооружения). В качестве объекта огневого воздействия могут выступать КП, НП, ПУ, мост, отдельно стоящие здания в районе городской застройки и отдельные элементы инфраструктуры. В то же время самоприцеливающиеся (<сенсор-взрываемые>) боеприпасы являются, строго говоря, негибким оружием, оптимизировнным исключительно для поражения весьма специфических целей (бронированных машин), и практически неэффективны для иного боевого применения.
Хотя <большинство армий мира исповедуют>, как отмечается в западной прессе, , следует все же признать, что самоприцеливающиеся боеприпасы (по крайней мере, в их нынешнем техническом исполнении) занимают весьма специфическую <нишу> среди артиллерийских боеприпасов с коррекцией на нисходящем участке траектории. То, что эта <ниша> привлекала пристальное внимание руководства НАТО в период всей <холодной войны>, не вызывает никаких сомнений. Одна программа НИОКР по совершенствованию противотанкового оружия сменяла другую. Теперь положение в мире изменилось - <кошмар танкового вторжения на поля Европы> (искусственно подогреваемый большинством западных СМИ) миновал. Однако миротворческие операции ООН по <принуждению к миру> показали настоятельную потребность в <хирургически точном> огневом поражении целей.
Как свидетельствует опыт вооруженного конфликта в Боснии и Герцеговине в 1995 году, миротворцы, в роли которых выступали войска НАТО, наносили точечные удары по КП (в основном сербским), мостам, складам с В и ВТ и даже отдельным сооружениям. Как утверждала западная пресса, все это делалось с целью минимизировать так называемый <побочный ущерб> для жизни и имущества гражданского населения. На сегодняшний день, считают зарубежные эксперты, с подобными задачами могут справиться только самолеты или вертолеты ВВС, на борту которых находится высокоточное оружие класса <воздух - поверхность>. Вместе с тем они признают, что того же эффекта можно достичь (причем с гораздо более приемлемым соотношением по критерию <стоимость/эффективность>) даже кратковременным залпом артиллерийских орудий, оснащенных кассетными боеприпасами с СПБЭ. В подобных ситуациях необходимо наличие человека - оператора, который при этом не подвергается чрезмерному риску.
<Интеллектуальный> боеприпас (ИБ) представляет собой 155-мм артиллерийский снаряд, стабилизируемый на траектории за счет вращения вокруг продольной оси. Внутри снаряда находятся два датчика-взрывателя, а также самоприцеливающиеся боевые элементы (суббоеприпасы), каждый из которых формирует бронебойную боеголовку, поражающую выбранную цель сверху. Снаряд выстреливается в направлении района, где разведкой отмечено сосредоточение ББМ (на стоянке или на марше). После срабатывания на заданной высоте вышибного заряда из корпуса ИБ выстреливается тормозной парашют или наполняемый газом баллон, который замедляет и стабилизирует скорость снижения, устраняя первоначальное вращение вокруг продольной оси. Благодаря специальной форме парашюта снаряд переводится в режим авторотации и плавного снижения (у ИБ типа BONUS для этой цели используются два малых выдвижных <крыла>). Аэродинамика парашюта (малых <крыльев>) обусловливает угловую стабилизацию (с углом наклона 30-35° по отношению к вертикали) снаряда. На заданной высоте (до 150 м) датчик-высотомер переводит бортовую электронную аппаратуру в поисковый режим. В процессе снижения датчик (или комбинация датчиков) СПБЭ сканирует зону, в которой находится цель, по сходящейся спирали. Как отмечает журнал <Милитэри текнолоджи>, она напоминает след звуковоспроизводящей иглы на граммофонной пластинке. Когда бортовой датчик детектирует и идентифицирует цель, из суббоеприпаса выстреливается боеголовка, действующая по принципу <уцарное ядро>, и наносит удар в крышу выбранной цели.
Зарубежные эксперты выделяют два наиболее важных момента в процессе самоприцеливания ИБ: работа бортовых датчиков (включая сопровождающие алгоритмы) и ширина зоны, подлежащей сканированию. Система бортовых датчиков должна быть способна не только обнаруживать замаскированные цели в условиях противодействия противника на всех типах местности (суша, водная поверхность), в различных климатических зонах, но и <уметь> отличать подлежащий поражению тяжелый танк от сходных с ним военных объектов (легкобронированные машины, металлические корпуса списанных кораблей, ложные цели, объекты-<ловушки>).
Эта проблема решается обычно с помощью комплексирования датчиков, работа которых основана на различных физических принципах. Например, СПБЭ снаряда SMArt-155 имеет три датчика индикации цели (миниатюрный радиолокатор, работающий на принципах как пассивной, так и активной локации, а также инфракрасный (ИК) детектор. Датчики функционируют одновременно, и на выходе измерительной системы формируется обобщенный образ цели. Для надежности сигналы, снимаемые с датчиков, обрабатываются с помощью двух специальных алгоритмов сканирования, что позволяет СПБЭ не реагировать на ложные цели. В зарубежной печати об этих алгоритмах говорится, что именно на базе сигналов ИК-датчика синтезируется основное (тепловое) изображение цели. Радиолокационные активный и пассивный датчики миллиметрового диапазона образуют альтернативный канал самоприцеливания, чувствительный к металлической обшивке ББМ, а также к железобетонным перекрытиям инженерных сооружений.
По аналогичной схеме (включающей ту же комбинацию микроволновых и ИК-датчиков) работает германский СПБЭ SMArt-155. Шведский СПБЭ BONUS рассчитан на использование лишь одной ИК-головки самоприцеливания (многополосной, реагирующей на электромагнитное излучение в нескольких частотных диапазонах).
Зона поражения СПБЭ этих трех типов примерно одинакова и составляет несколько десятков тысяч квадратных метров (для BONUS - 30 000 м2). Она является сложной функцией таких переменных, как стартовая высота поиска СПБЭ, а также угол отклонения его продольной оси от вертикали. Последний параметр определяется углом, под которым СПБЭ <висит> под авторотирующим парашютом. С учетом ряда противоречащих друг другу требований рассчитывается зона потенциального поражения одним СПБЭ. Например, принимаются во внимание значения оптимальной и максимальной практической дальности срабатывания боевой части (БЧ). На основании законов баллистики можно в первом приближении считать, что эффективная дальность взрывообразно формируемого боевого заряда заключена в своеобразной <вилке>: между 10 - 20 м (ниже этого порога не хватит времени для формирования <ударного ядра> боевого заряда) и максимальной дальностью около 150 м (за которой боевой заряд со своей далекой от совершенства баллистической конфигурацией, см. цветную вклейку, быстро потеряет скорость и устойчивость). Благодаря наличию такой <вилки>, а также тому обстоятельству, что СПБЭ не может маневрировать, чтобы достичь лучшей позиции для атаки цели, не имеет смысла увеличивать высоту поиска и (или) угол наклона самоприцеливающейся головки элемента за пределы эффективной дальности боевого заряда.
Еще один пример компромиссного решения, найденного в ходе НИОКР, - выбор оптимальной угловой скорости вращения суббоеприпаса при снижении. С одной стороны, она должна быть достаточно высока, чтобы позволить системе бортовых датчиков своевременно детектировать быстро перемещающиеся цели, которые могут выйти из зоны обзора СПБЭ, а с другой - не слишком большой, чтобы обеспечить сход с оси визирования цели на заключительном этапе атаки высокоманевренных ББМ.
Таким образом, весь процесс поражения боевых машин противника с помощью ИБ должен происходить по следующей схеме: обнаружение цели - ее идентификация - анализ ее характеристик по заранее введенному алгоритму - перевод боеголовки в предпусковой режим - инициирование ВВ - формирование <ударного ядра> (<прерывателя> брони) - механический контакт с целью.
ИБ SADARM (Sense And Destroy ARMour) американской фирмы <Аэроджет электросистемз> предназначен для снаряжения боевых частей кассетных снарядов РСЗО MLRS и 155-мм ХМ898 SADARM. На этапе завершения полномасштабной разработки в 1990 году он был выбран в качестве основного, так как может использоваться в кассетных БЧ различных носителей без существенных доработок. Основное назначение SADARM - поражение групповых бронированных целей. Боевой элемент снаряда оснащен БЧ типа <ударное ядро> и комбинированным датчиком цели, включающим пассивный ИК- и радиолокационный (миллиметрового диапазона волн) каналы, причем последний используется и как высотомер.
В середине 90-х годов осуществлялись испытания систем разведения (отстреливания) боевых элементов из снарядов, а также их доработка по полученным результатам. Кроме того, проводились боевые стрельбы снарядами, снаряженными боевыми элементами. Начало развертывания производства СПБЭ SADARM ожидалось в 1993 году, а серийный выпуск - в 1994-м. Однако в связи с неудачными стрельбовыми испытаниями (весной 1993 года) решение о развертывании производства так и не было принято.
По мнению американских специалистов, боевой элемент SADARM является одним из наиболее перспективных ИБ. Рассматривается возможность его применения в оперативно-тактической ракете ATACMS, управляемой авиационной бомбе GBU-15 с кассетной БЧ, управляемой авиационной ракете АОМ-130 и перспективных управляемых авиационных кассетах. Первоначально SADARM разрабатывался в рамках соответствующей программы и предназначался для снаряжения 203,2-мм кассетных артиллерийских снарядов ХМ836. Продолжить НИОКР предполагалось после завершения этой программы.
В 1995 году американская фирма <Аэроджет азуза> (штат Калифорния) приступила к мелкосерийному производству СПБЭ с целью постепенной его доводки в период с 1996 по 1998 год. Общая сумма контракта превысила 200 млн долларов. В ходе испытаний (по графику было запланировано проведение шести этапов), проходивших с мая по ноябрь 1997 года. Оценивалась эффективность серийных СПБЭ по разным целям в различных климатических и географических условиях. Они проводились на полигонах близ г.Юма (штат Аризона) в условиях пустыни и Форт-Грили (Аляска) летом и зимой. Как отмечалось, СПБЭ SADARM всякий раз намного перекрывал нормативы по точности поражения бронированных целей, содержащиеся в сводном перечне нормативных документов сухопутных войск США (US Army's Operational Requirements Document).
С 28 июля по 18 августа 1998 года на полигоне в штате Аляска проходил заключительный этап испытаний, предусматривавший проведение стрельб из 155-мм орудий М198 восьмиорудийной гаубичной батареи 18-го воздушно-десантного корпуса. Было произведено 96 успешных выстрелов по реальным целям, <защищенным с помощью самых современных методов противодействия> (каких именно, не сообщалось). Стрельбы проводились на дальностях до 19 км (максимальная дальность гаубицы М198). По результатам испытаний предполагалось принять решение о переходе в декабре 1998 года от мелкосерийного производства СПБЭ нового поколения для ПА к полномасштабному. Это позволило бы уже осенью 1999 года направить их в войска. Как ожидается, потребность СВ США в новых боеприпасах составляет не менее 50 000 единиц.
Кроме того, еще в феврале 1997 года фирма <Аэроджет> получила от федерального правительства США 43,8 млн долларов по контракту, предусматривающему проведение НИОКР по совершенствованию ИБ SADARM. Улучшенный его вариант должен обладать более высокими ТТХ и иметь более низкую стоимость. Ожидается, что серийное производство этих СПБЭ начнется в 2002 финансовом году, а поставка в артиллерийские части СВ - в 2003-м. По оценке зарубежных экспертов, новые боевые элементы будут характеризоваться прежде всего большей статистической вероятностью попадания (а значит, большей надежностью детектирования цели и вывода ее из строя). Считается, что этого можно добиться путем внесения всего двух относительно простых изменений в методику боевого применения и конструкцию СПБЭ. Во-первых, необходимо, чтобы он начинал активный поиск цели на большей высоте (около 165 м). Во-вторых, угол зависания СПБЭ относительно оси авторотирующего парашюта должен быть увеличен (до 38°), что позволит обозревать большую по площади зону. Реализацией программы НИОКР по созданию СПБЭ SADARM занимаются фирмы <Аэроджет> (главный подрядчик) и <Алльянт техсистемз> (контрагент).
155-мм кассетный снаряд BONUS с одноименным СПБЭ разрабатывается фирмой <Бофорс> (Швеция) по контракту с управлением материально-технического снабжения вооруженных сил.
Боевой элемент BONUS в отличие от других оснащен только двухдиапазонным ИК-датчиком, что ограничивает возможности его применения в сложных метеоусловиях. В снаряде используется донный газогенератор, что обеспечивает заданную дальность стрельбы (до 28 км) при уменьшенной массе метательного заряда, которая позволяет снизить перегрузки, действующие на электронный узел элемента.
Испытания BONUS показали его достаточно высокую эффективность: залпом из 36 таких снарядов в течение 15 с было поражено шесть танков из 18, расположенных на площади 600 х 600 м.
Этап концептуальной разработки снаряда продолжался с 1982 до 1986 года, а полномасштабная разработка и подготовка к производству были запланированы на 1988 - 1994-й. В 1991 году шведский парламент одобрил объемы финансирования на завершение НИОКР по созданию BONUS. Компания <Бофорс> заключила с французскими фирмами <Интертехник> и GIAT контракты на доработку и производство ИК-датчиков и подготовку к выпуску снарядов.
Производство первой серийной партии снарядов (20 000 штук) для армии Швеции планировалось начать в 1994 году. Поскольку по срокам эта разработка несколько опережает те, что ведутся в других европейских странах, фирма надеется на поступление дополнительных заказов. По заявлению представителей министерства обороны Швеции, в случае принятия снаряда BONUS на вооружение могут быть аннулированы программы разработки артиллерийских снарядов: кассетного <Арт-Стрикс> и управляемого BOSS.
О перспективности снаряда BONUS свидетельствует также тот факт, что начались интенсивные переговоры о совместной доработке, развертывании производства и закупке Францией до 30 тыс.выстрелов BONUS. В соответствии с обсуждаемым соглашением доля Франции оценивается в 354 млн.долларов.
В июле 1998 года шведское управление оборонными ресурсами (FMV) и французское главное управление вооружений (DGA) одобрили на продолжение производства СПБЭ BONUS. Эи боеприпасы, являясь результатом совместных НИОКР компаний <Цельсиус> (отделение фирмы <Бофорс>) и GIAT, стали производиться по оборонной программе в конце 1993 года. С точки зрения американской комиссии по ценным бумагам и биржам, получение разрешения на серийное производство СПБЭ стимулировало немалый (на 100 млн.долларов) контракт, который был с обеими компаниями.
Заказ на серийную поставку ИБ был юридически оформлен на заседании совета директоров франко-шведского консорциума, что, по мнению зарубежных экспертов, позволяет надеяться на соблюдение графика выполнения работ и других основных параметров программы как FMV, так и DGA. В частности, выполнение заказа (по крайней мере, значительной его части) намечалось завершить в 1999 году. В конце года фирмы <Бофорс> и GIAT провели интенсивные консультации с потенциальными заказчиками СПБЭ BONUS, которые проявили повышенный интерес к артиллерийским боеприпасам нового поколения.
155-мм кассетный снаряд SMArt-155 (Suchzunder-Munition fur die Artillerie-155) и одноименный СПБЭ, находившиеся на завершающем этапе полномасштабной разработки в середине 90-х годов, создаются в Германии с 1988 года консорциумом GIWS (в него входят фирмы <Диль>. <Рейнметалл>, <Телефункен>, ). Завершить полномасштабную разработку снаряда SMArt-155 намечалось в 1994 году, а стрельбовые испытания - в 1995-м. Начало поставок в армию были запланировано на 1996 год. Бундесвер определил и программу производства этих снарядов (до 2003 года), согласно которой потребность в них сухопутных сил составляет 88 тыс. боевых и 18 тыс. учебных. Общая стоимость работ по программе составит 2,5 млрд марок.
Германскую программу создания кассетного боеприпаса с СПБЭ для ПА, как и американскую SADARM, намечалось завершить в конце 1999 года, когда, согласно графику, первые боеприпасы должны были поступить в строевые артиллерийские части бундесвера. Немецкий вариант превосходит американский аналог, являясь, в частности, уникальным в своем классе, который раньше других заслужил право быть запущенным в серийное производство.
Программу SMArt-155 в настоящее время реализует консорциум GIWS (дочернее предприятие фирм <Диль> и <Рейнметалл>), выступающий в качестве головного подрядчика. Необходимые НИОКР и подготовка производственных мощностей к переходу на серийный выпуск были завершены в середине 1996 года. Во второй половине того же года <значительное количество> этих боеприпасов было передано в распоряжение германского федерального управления по оборонным технологиям и закупкам вооружений (BWB). Результаты полигонных испытаний на максимальную дальность специальная комиссия бундесвера признала удачными и рекомендовала принять этот боевой элемент на вооружение сухопутных сил.
К концу 1998 года было опробовано около 1 500 новых боеприпасов (в том числе 100 полностью снаряженных СПБЭ и 800 боеголовок). Кроме того, многократно проводились компьютерное моделирование и полигонные испытания отдельных подсистем и блоков СПБЭ. Особое внимание обращалось на надежность функционирования бортовых высокочувствительных датчиков в процессе поиска замаскированных целей и активного противодействия противника (на местности, имеющей различный рельеф, и в любых климатических зонах).
В декабре 1997 года BWB заключило с консорциумом GIWS контракт на производство 9 000 снарядов типа SMArt-155. Таким образом, к концу 2002 года должна быть удовлетворена заявка сухопутных сил бундесвера на поставку в войска всех новых СПБЭ. Благодаря контракту консорциум GIWS смог своевременно заключить соглашения с поставщиками сырья, смежниками по поставкам комплектующих деталей и прочих компонентов, находящихся в серийном производстве, и к концу сентября 1998 года наладил работу главных поточных линий. Этому в немалой степени содействовали совместные усилия фирм <Диль>, <Рейнметалл>, DASA, ALM, RMP и ряда других субподрядчиков. Первая опытная партия новых боеприпасов была выпущена в начале 1999 года, а решение о переходе к полномасштабному производству было принято в августе того же года. Как утверждают зарубежные эксперты, бундесвер станет одной из первых армий в мире, получившей СПБЭ еще до начала 3 тысячелетия. Ожидается, что новый боеприпас SMArt-155 поступит в первую очередь в артиллерийские подразделения, имеющие на вооружении самоходные гаубицы PzH-2000 со стволом длиной 52 калибра, позволяющим вести стрельбу на дальность до 28 км.
Как свидетельствуют сообщения западной прессы, снарядом с самоприцеливающимися боевыми элементами типа SMArt заинтересовалось руководство ВВС Соединенных Штатов. Уже в июле 1997 года центром по МТО управления аэронавигационных систем (авиабаза Эглин) были внесены специальные пункты в контракт по технологической проработке и запуску в серию этих СПБЭ.
В частности, предусматривалась закупка 500 боеприпасов. Фирма <Моторола>, выигравшая тендер, получив техническое задание от лабаратории Райта, входящей в отдел авиационных вооружений, решила внести некоторые изменения в конструкцию СПБЭ, направленные на повышение его надежности и упрощение технологии производства. Наряду с этим в западных средствах массовой информации сообщалось, что в ходе операции НАТО <Решительная сила> против Югославии ВВС США применяла СПБЭ типа SMArt с целью вывода из строя бронированных машин армии СРЮ.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI