ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 7/2000
ВВС БРАЗИЛИИ: НОВЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ
Полковник А.ГОРЕЛОВ
Руководство Бразилии уделяет большое внимание укреплению национальных военно-воздушных сил, о чем свидетельствуют публикации в зарубежных СМИ о программах их перевооружения. По оценке военных экспертов, расширение боевых возможностей ВВС страны связывается с поступлением на вооружение самолетов ДРЛО EMB-145SA, разведывательных EMB-145RS и легких штурмовиков ALX. Ожидается, что это будет способствовать укреплению ее обороноспособности и проведению полицейских операций на территории, прилегающей к р.Амазонка, в первую очередь против изготовителей и поставщиков наркотиков. Малонаселенный и недостаточно исследованный, этот регион охватывает 5,2 млн км2 почти непроходимых тропических лесов, что составляет свыше 60 проц.территории страны и 35 проц.тропических лесов планеты. Кроме того, бассейн р.Амазонка богат месторождениями минералов, что также требует специальных мер по предотвращению их незаконной разработки и вывоза.
Выявление фактов незаконной деятельности в труднодоступных районах и контроль воздушной обстановки над территорией Бразилии, которая имеет общую границу протяженностью 11 000 км с семью соседними государствами, почти невозможно осуществлять с помощью только государственных структур, традиционно отвечающих за соблюдение порядка в стране. По мнению экспертов, это весьма отрицательно cказывается на развитии экономики Бразилии.
Отмечается, что в последние годы незаконные действия на территории бассейна р. Амазонка многократно увеличились. Природные ресурсы региона бесконтрольно тратятся, а контрабанда здесь выросла до угрожающих размеров.
В связи с этим правительство Бразилии в 1990 году приняло решение о создании нового государственного агентства, получившего наименование "Система защиты бассейна р. Амазонка" - SIPAM (Sistema Protejo da Amazonia). В его состав вошли военные и гражданские служащие, которые обеспечивают координацию действий различных правительственных организаций, отвечающих за охрану окружающей среды, управление и развитие этого региона в соответствии с существующими законами.
С целью обеспечения агентства SIPAM необходимыми для его работы информацией и техническими средствами была создана еще одна организация - "Система наблюдения за бассейном р. Амазонка" - SIVAM (Sistema Vigilancia da Amazonia). Ее намечается оснастить сетью стационарных и передвижных наземных радиолокационных станций, дистанционных устройств контроля, установленных на ИСЗ и самолетах-разведчиках. Данные, собранные этими и другими информационными системами, предполагается передавать в три региональных центра наблюдения, расположенных в городах Манаус, Бельм и Порту-Велью. Полученную таким образом информацию планируется после соответствующей обработки направлять в главный координационный центр.
На начальном этапе функционирования структуры SIVAM основное внимание должно уделяться совершенствованию системы контроля воздушного пространства. Отсутствие сплошного радиолокационного поля над территорией бассейна р. Амазонка не позволяет организовать эффективное управление воздушным движением (УВД) за пределами районов, где размещены основные авиабазы и аэропорты страны, что способствует увеличению числа незаконных полетов. По оценкам представителей ВВС Бразилии, ежесуточно над территорией региона выполняется 2 300 - 2 500 таких полетов, большинство из которых осуществляли местные землевладельцы, не регистрирующие планы кратковременных перелетов своих легкомоторных самолетов. При этом многие из них непосредственно связаны с контрабандистами, занимающимися транспортировкой драгоценных металлов и камней, а также наркотиков. Отмечается, что самолеты, которые перевозили подобные грузы, производили взлет и посадку с замаскированных летных площадок.
В связи с этим для SIVAM требовался не просто самолет ДРЛО и управления (Airborne Early Warning And Control, AEW&C), а такое средство, с помощью которого можно было бы выполнять следующие задачи: составлять фотопланы, вести радио- и радиотехническую - разведку (ELINT и COMINT), осуществлять УВД или координацию действий силами в ходе поисково-спасательных операций. Отказавшись от планов закупки подобных средств за рубежом по экономическим и политическим соображениям, правительство обратилось к национальной фирме EMBRAER с предложением разработать необходимую авиационную технику.
Бразильские специалисты приступили к реализации проекта в 1994 году. В качестве носителя они первоначально выбрали транспортный самолет ЕМВ-120, серийно выпускаемый той же фирмой. Основу устанавливаемого на нем бортового оборудования составили РЛС PS-890 шведской компании "Эрикссон", а также другие устройства, способные обеспечить выполнение поставленных задач. В связи с тем, что в соответствии с предъявленными требованиями новая разработка должна функционировать в качестве как самолета ДPЛО, так и самолета-разведчика, руководство фирмы EMBRAER пришло к выводу о необходимости создать две дополнительные модификации машины ЕМВ-120. Но и в этом случае конструкторы столкнулись с трудностями, связанными с размещением внутри фюзеляжа необходимой аппаратуры и оснащением самолета дополнительными топливными баками (ТПБ) для увеличения продолжительности полета. Выяснилось, что для обеспечения требуемых характеристик ЕМВ-120 нуждался в значительной модернизации, предусматривавшей прежде всего удлинение фюзеляжа, повышение мощности силовой установки и усиление шасси. Хотя на предварительную разработку проекта потребовалось много времени, однако, по расчетам экспертов, затраты на его реализацию были бы существенно ниже, если использовать в качестве носителя транспортный самолет ERJ-145, выпускаемый фирмой EMBRAER. Но и в этом случае были бы необходимы некоторые изменения в системах, однако значительно меньшие, чем предусматривались для ЕМВ-120.
В связи с тем, что ERJ-145 оснащен более мощной силовой установкой, а габариты салона позволили разместить все необходимые системы, переоборудование данной машины как в самолет ДРЛО и управления, так и в самолет-разведчик существенно упростилось. Применив в качестве носителя модель ERJ-145LR, позволявшую добиться наибольшей продолжительности полета, бразильские специалисты создали новые модификации, получившие обозначения EMB-145SA (самолет ДРЛО) и EMB-145RS (разведывательный самолет). После того, как руководство SIVAM согласилось на замену носителя, правительство подписало в марте 1997 года контракт с фирмой EMBRAER на 1,3 млрд.долларов, в соответствии с которым предполагалось изготовить пять самолетов EMB-145SA и три EMB-145RS.
С целью обеспечения размещения антенной системы РЛС фирмы "Эрикссон", масса которой составляет 1 300 кг, была усилена конструкция центральной части фюзеляжа EMB-145SA, в частности, установлены дополнительные силовые элементы и удалены несколько иллюминаторов.
При создании самолета EMB-145RS предполагалось выполнить работы, связанные прежде всего с изменением конструкции передней (для обеспечения возможности установки ИК-станции обзора передней полусферы) и центральной нижней (для РЛС с синтезированием апертуры антенны) частей фюзеляжа базовой модели. Для повышения путевой устойчивости в хвостовой части фюзеляжа обоих самолетов установлены дополнительные аэродинамические поверхности.
Кроме того, двигатели машин обеих модификаций были оснащены более мощными электрическими генераторами и системами распределения постоянного и переменного тока, что позволило обеспечить передачу необходимой энергии дополнительно установленной аппаратуре. Они внесли также существенные изменения в самолетную систему кондиционирования воздуха и заменили вспомогательную силовую установку более мощной. Для увеличения дальности и продолжительности полета самолеты EMB-145SA и EMB-145RS оборудованы дополнительными ТПБ, которые также потребовали изменений в топливной системе. С целью обеспечения экстренной посадки машины обеих модификаций оснащены системами аварийного слива топлива.
Эти и другие изменения, а также установка дополнительной аппаратуры привели к увеличению максимальной взлетной массы самолета до 22 000 кг. В связи с этим были усилены шасси, усовершенствована тормозная система, установлены более прочные пневматики и колеса, заменены двигатели АЕ3007А более мощными - AE3007ALPS.
Как и предполагалось, при проектировании самолета ДРЛО с использованием в качестве носителя машины ЕМВ-120, основу бортового радиотехнического комплекса "Эрия" (Erieye) составила доплеровская РЛС с активной фазированной антенной решеткой, разработанная фирмой "Эрикссон". Обзор пространства по азимуту будет осуществляться в двух секторах (по 120°), перпендикулярных продольной оси самолета, в которых дальность обнаружения низколетящих воздушных целей может достигать 350 км. Самолет EMB-145SA оснащен аппаратурой системы опознавания "свой - чужой", а также оборудованием для ведения радиотехнической разведки и РЭБ. Установленная на нем аппаратура передачи данных обеспечивает возможность получения наземными командными пунктами информации о воздушной обстановке практически в реальном масштабе времени.
Высокий уровень автоматизации радиотехнического комплекса способствовал уменьшению рабочей нагрузки на операторов и сокращению их количества. Поэтому расчет радиотехнического комплекса состоит из трех человек: офицер тактического управления, штурман наведения и оператор РЭБ. В случае необходимости имеются условия для оборудования четвертого рабочего места для еще одного оператора. В отсеке, расположенном в передней части фюзеляжа, может размещаться сменный экипаж из пяти человек.
В отличие от EMB-145SA, предназначенного главным образом для обеспечения контроля воздушного пространства, самолет EMB-145RS намечается использовать для разведки наземных целей. Поэтому основу его бортового оборудования составляет РЛС с синтезированием апертуры антенны американской фирмы "Макдоннелл". Как сообщают зарубежные СМИ, с помощью этой РЛС может производиться картографирование земной поверхности полосой до 100 км, где обеспечивается обнаружение и сопровождение наземных целей, контроль дорожного и речного движения, выявление фактов строительства нелегальных ВПП и других объектов, которые могут использоваться в противоправных целях. Кроме того, машина EMB-145RS оснащена мультиспектралъным сканером и ИК-станцией обзора передней полусферы FLIR, а также аппаратурой радиотехнической разведки и РЭБ (с ее помощью осуществляется перехват, идентификация и определение местоположения средств радиосвязи, применяемых в незаконной деятельности).
Первые образцы EMB-145SA, получившие в ВВС Бразилии обозначение R-99A, в настоящее время проходят летные испытания, после чего на них будут установлены РЛС и другое оборудование, обеспечивающие выполнение ими полетных заданий в качестве самолетов ДРЛО. Согласно имеющимся планам, самолетами EMB-145SA намечается оснастить авиаэскадрилью (сформирована в январе 1999 года) 2/6-й авиационной группы (авиабаза Анаполис). Аналогичные планы реализуются в настоящее время и в отношении самолетов-разведчиков EMB-145RS (R-99B). Предполагается, что поставки машин R-99A и R-99B в ВВС страны завершатся в мае 2002 года.
В зарубежной печати появились также сообщения о разработке базового патрульного самолета, получившего обозначение ЕМВ-145МР. Эта машина по внешнему виду и составу основного бортового оборудования подобна EMB-145RS. Изменения в конструкции и аппаратуре самолета обеспечивают возможность его использования для ведения разведки и сопровождения надводных целей, проведения поисковых и спасательных операций, контроля за загрязнением окружающей среды, постановки помех надводным кораблям и подводным лодкам.
Разработка штурмовика ALX началась в 1988 году, когда руководство ВВС Бразилии и фирма EMBRAER приняли решение об исследовании возможности создания модификаций учебно-тренировочного самолета (УТС) ЕМВ-312 "Тукано". В частности, для участия в конкурсе, объявленном ВВС Великобритании, на его базе был построен "Тукано-T1". При разработке учитывалась возможность его применения как для обучения летного состава, так и для борьбы с вертолетами и легкомоторными самолетами противника. Последнее считалось наиболее важным преимуществом УТС "Тукано-T1", так как с его помощью решался ряд проблем, с которыми сталкивались ПВО Бразилии при использовании истребителей "Мираж-3" и F-5E для уничтожения летящих с небольшой скоростью воздушных целей. После проведения испытаний специалисты фирмы EMBRAER пришли к выводу о необходимости оснащения такой модификации "Тукано" более мощной силовой установкой. Возможность эффективного применения самолетов этого типа для поражения подобных объектов была подтверждена результатами, достигнутыми ВВС Перу в борьбе с контрабандой. В частности, зарубежные СМИ приводят данные, что к концу 90-х годов с помощью машин ЕМВ-312, удалось сбить около 65-70 самолетов, использовавшихся для этих целей.
Следующий вариант самолета такого типа был разработан для участия в конкурсе, проводившемся в рамках программы JPATS министерства обороны США с целью выбора новой машины для первоначальной подготовки летного состава ВВС и авиации ВМС. Первоначально бразильские специалисты представили ЕМВ-312 модификации F, а затем - Н. В ходе НИОКР, направленных на создание образца, который бы соответствовал требованиям программы JPATS, было существенно усовершенствовано бортовое оборудование машины. Стандартный ЕМВ-312 был изменен до концептуального образца нового самолета и получил наименование "Супер Тукано" (свой первый вылет совершил в сентябре 1991 года).
После завершения программы JPATS работы продолжились в соответствии с требованиями ВВС Бразилии и SIVAM, нуждавшихся в самолете, который мог бы применяться в качестве легкого штурмовика и для контроля за обстановкой на труднодоступных участках государственной границы. Кроме того, такими самолетами предполагалось заменить устаревшие - EMB-326GB "Хаванте", применяющиеся для подготовки экипажей к нанесению ударов по наземным целям. Реализация проекта создания легкого штурмовика, получившего наименование ALX и обозначение ЕМВ-314, на базе УТС "Супер Тукано" началась в 1993 году. В августе 1995 года ВВС Бразилии заказали 50 одноместных и 50 двухместных ALX.
В состав силовой установки новой машины конструкторы фирмы EMBRAER включили более мощный двигатель РТ6А-68/1 (1193 кВт) канадского отделения компании "Пратт энд Уитни", оснащенный пятилопастным воздушым винтом. Для его размещения фюзеляж ALX был удлинен. С целью повышения летных характеристик на самолете изменен профиль крыла, увеличены размеры хвостового оперения, в нижней части которого установлены две дополнительные аэродинамические поверхности.
При создании штурмовика ALX бразильские специалисты постарались учесть то, что эта машина будет эксплуатироваться в условиях жаркого и влажного климата, совершать взлет и посадку с аэродромов различного класса, в том числе слабо оборудованных, грунтовых ВПП. Конструкция его планера рассчитана на перегрузку от -3,5 до +7 g. Максимальная взлетная масса штурмовика 3600 кг (пустого - 2420 кг). Результаты испытаний показали, что скорость его полета может достигать 555 км/ч. В случае установки на внешних узлах подвески вооружения и дополнительного оборудования максимальная скорость самолета составляет 453 км/ч. Его практический потолок 10 600 м, перегоночная дальность 1 600 км, тактический радиус действия 750 км - 540 км в зависимости от профиля полета и боевой нагрузки.
Зарубежные эксперты отмечают, что, несмотря на внешнюю схожесть штурмовика ALX и учебно-тренировочного самолета ЕМВ-312, они существенно различаются составом бортового оборудования. В частности, для отображения полетной информации в кабине ALX установлены два многофункциональных индикатора MFD размером 150 х 200 мм. Самолет оснащен двумя ЭВМ израильской фирмы "Элбит", данные с которых могут отображаться как на дисплеях MFD, так и на нашлемных системах отображения информации.
Бортовые ЭВМ, в свою очередь, получают сигналы от датчиков через шину распределения данных стандарта 1553В. ALX оснащен также аппаратурой предупреждения экипажа об аварийной ситуации, приемником КРНС NAVSTAR, барометрическим и радиолокационным высотомерами, системой сбора полетной информации, приемопередатчиком системы опознавания "свой-чужой", аппаратурой предупреждения о радиолокационном облучении, системой предупреждения о пуске ракет, радиокомпасом, работающим в УКВ-диапазоне, двумя УКВ-радиостанциями и другим оборудованием, необходимым для обеспечения его применения в качестве штурмовика. На обоих вариантах этого самолета установлены катапультные кресла BR10LCX фирмы "Мартин Бейкер".
В ВВС Бразилии штурмовик ALX получил обозначения А-29 (одноместный вариант) и AT-29 (двухместный). Самолет оснащен пятью узлами подвески (четыре подкрыльевых и один подфюзеляжный, максимальная боевая нагрузка более 560 кг), на которых могут размещаться УР МАА-1 "Пиранья" класса "воздух-воздух" малой дальности фирмы "Мектрон", различные бомбы, в том числе Mk81 и Mk82. В случае установки контейнера с лазерным дальномером-целеуказателем возможно применение УАБ.
Самолет оснащен также двумя встроенными в плоскость крыла 12-мм пулеметами с боекомплектом по 200 патронов. На подфюзеляжном узле подвески возможна установка контейнера с 20-мм пушкой GIAT NC621 и предусмотрено размещение ИК-станции обзора передней полусферы. На штурмовике, помимо этого, могут устанавливаться контейнеры с ИК-ловушками.
Как отмечают зарубежные СМИ, первые 30-40 А-29 и AT-29 поступят на авиабазу Натал, расположенную на северо-восточном побережье Бразилии, с целью замены учебно-боевых самолетов EMB-326GB (АТ-26) "Хаванте" 2/5-й авиационной группы. Эта авиабаза находится в бассейне р. Амазонка, что, по мнению экспертов, упростит возможность применения данных самолетов для предотвращения незаконной деятельности в труднодоступных районах страны. Кроме того, предусмотрена замена такими машинами учебно-тренировочных самолетов ЕМВ-312 (Т-27) "Тукано" 1/3-й (авиабаза Боа Виста) и 2/3-й авиационных групп (Порту-Велью), которые планируется привлекать для наблюдения за обстановкой вдоль государственной границы.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI