Для разработки двигателя EJ200 был создан консорциум <Евроджет>. В его состав вошли двигателестроительные фирмы стран - участниц проекта: <Роллс-Ройс> (Великобритания), MTU (ФРГ), <Фиат> (Италия) и <Сенер> (Испания). Между ними распределены работы по созданию различных модулей. Так, итальянские специалисты отвечают за конструкцию турбины низкого давления (ТНД), опор валов двигателя, коробки агрегатов и систему смазки, испанские - за разработку сверхзвукового реактивного сопла, форсажной камеры и канала второго контура, немецкие - за создание вентилятора и КВД, а также за оснащение двигателя электронно-цифровой системой автоматического управления типа FADEC (Full Authority Digital Engine Control). Английские специалисты разрабатывают турбину высокого давления, и, кроме того, участвуют в создании ТНД, вентилятора и реактивного сопла.
Основные характеристики ТРДДФ EJ200
Тяга на режиме:
максимальном нефорсированном, кН 60
максимальном форсированном, кН 90
Удельный расход топлива на режиме:
максимальном нефорсированном, кг/Нч 0,076 - 0,083
максимальном форсированном, кг/Нч 0,169 - 0,176
Суммарная степень повышения давления 26
Степень двухконтурности 0,4
Расход воздуха, кг/с 77
Mаксимальная температура газа перед турбиной, К 1900
Диаметр воздухозаборника, м 0,74
Длина, м 4
Масса, кг 1038
Основными особенностями конструкции двигателя являются широкое применение систем регулирования оптимальных параметров рабочего процесса, литые (вместе с лопатками) диски рабочих колес вентилятора и первой ступени КВД, монокристаллические лопатки и диски турбин, созданные с использованием методов порошковой металлургии. ТРДДФ EJ200 оснащен объединенной системой диагностики, позволяющей проводить обслуживание <по состоянию> и существенно снижающей эксплуатационные расходы. При этом ресурс двигателя рассчитан на 6 000 ч. Специалисты отмечают чрезвычайно низкую степень технического риска разработки двигателя EJ200 вследствие применения опробированных технологий и конструкционных материалов.
Высоконапорный вентилятор разрабатываемого двигателя (степень повышения давления свыше четырех единиц) обеспечивает более низкий расход топлива на форсированных режимах. Применение широкохордных лопаток в конструкции компрессора низкого давления повышает не только его эффективность, но и устойчивость работы двигателя на различных режимах при внешних возмущениях и попаданиях посторонних предметов. Для повышения запаса устойчивости по помпажу лопатки входных направляющих аппаратов первой ступени компрессора высокого давления выполнены поворотными.
Требуемая тяговооруженность самолета достигается благодаря высокой температуре в основной кольцевой камере сгорания. Поэтому при разработке элементов горячего тракта двигателя были использованы технологии высокоэффективного охлаждения, а также новые жаропрочные и жаростойкие материалы, в том числе и композиционные. Кроме того, большое количество струйных топливных форсунок обеспечивает повышение эффективности процесса горения и равномерное поле температур на входе в газовую турбину.
Относительно небольшие габариты и малая масса двигателя EJ200, по мнению западных экспертов, позволит применять его на других перспективных или модернизируемых самолетах. Конструкция ТРДДФ имеет 15-процентный запас по тяге, который может быть реализован при минимальном объеме доработок. Ведутся работы по усовершенствованию различных модулей, а также по созданию его нефорсированного варианта. Кроме того, для повышения летно-технических (прежде всего маневренных и взлетно-посадочных) характеристик истребителя предполагается оснастить двигатель перспективной системой отклонения вектора тяги. Ее разработка осуществляется по совместной программе VECTOR (США, ФРГ и Швеция) с использованием экспериментального американского самолета Х-31 для летных испытаний конструкции данной системы.
Достигнутые параметры газогенератора EJ200 позволяют рассматривать его в качестве базового элемента будущих авиационных двигателей с высокими характеристиками. По оценкам западных специалистов, разработанный газогенератор может стать основой перспективных ТРД, ТВД, а также морских газотурбинных установок.
По мнению западных разработчиков, высокая надежность и ремонтопригодность нового двигателя в сочетании с низкой стоимостью обеспечивает достаточно хорошие эксплуатационные показатели самолета. Так, считается, что стоимость жизненного цикла EJ200 будет на 45 проц. меньше, чем у двигателя предыдущего поколения. Кроме того, затраты на техническое обслуживание двигателя EJ200 составят менее 50 проц. общих затрат по программе, что значительно повысит его конкурентоспособность.
До начала серийного производства двигателя был проведен большой объем работ, связанных с его испытаниями. В ходе стендовых испытаний суммарная наработка экспериментальных образцов двигателя составила 6 500 ч (в том числе более 2 500 ч на высотных стендах), а общая наработка, включая летные испытания - 14 000 ч. Первый испытательный полет истребителя EF2000 <Тайфун>, оборудованного ТРДДФ EJ200, состоялся летом 1995 года.
Начать поставки первых серийных двигателей для самолетов EF2000 <Тайфун> предполагается в 2000 году. Всего для ВВС стран - участниц этой программы планируется закупить 1 500 ТРДДФ EJ200. Кроме того, предусматриваются экспортные поставки.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI