СООБЩЕНИЯ, СОБЫТИЯ, ФАКТЫ - ЗВО - 5/2000
Полковник А. Свиридов
Пентагон объявил, что следующее, третье по счету, испытание по программе создания национальной противоракетной обороны (ПРО) переносится на два месяца - будет проведено 26 июня 2000 года. В связи с этим принятие президентом США решения о развертывании системы национальной ПРО может быть отложено до октября. Перенос очередного испытания, по мнению военных, обусловлен необходимостью исправить неполадки, которые привели к провалу последних испытаний в январе.
Для положительного решения Б.Клинтона о развертывании новой системы ПРО необходимо, чтобы два испытания из трех запланированных закончились успешно. Пока же удалось провести только одно такое испытание (в октябре 1999 года). Неудачу в ходе второго в январе 2000 года американские эксперты связывают с утечкой жидкого азота, охлаждающего инфракрасные датчики в системе самонаведения ракеты на цель. Видимо, по этой причине Пентагон решил взять дополнительное время, чтобы избежать еще одного срыва, который может существенным образом повлиять на сроки реализации программы.
Администрация объявила, что ее цель - развернуть на Аляске к 2005 году систему национальной ПРО из 100 ракет-перехватчиков для защиты от ограниченного ракетного удара. Считается, что затраты на реализацию этой программы составят 18-19 млрд долларов. Одновременно администрация предлагает России согласиться на внесение изменений в Договор по ПРО от 1972 года, запрещающий создание такой системы. В случае отказа России внести эти изменения, США намерены выйти из Договора в соответствии с установленной процедурой, направив уведомление о этом за шесть месяцев.
Подполковник А. Александров
Согласно докладу Нью-Йорского института всемирной политики, в период <холодной войны> - с 1950 года по 1989-й - США направили в африканские страны южнее Сахары вооружение и военную технику (В и ВТ) на сумму не менее 1,5 млрд долларов. В частности, во время правления Мобуту они поставили Демократической Республике Конго (ДРК, тогда Заиру), В и ВТ на 300 млн долларов и 100 млн было истрачено на обучение личного состава ее вооруженных сил.
В рамках американской программы <Международное военное образование и обучение> (IMET) в 1998 году странам этого континента было выделено 7,9 млн долларов, в 1999-м - 8,1 млн, в 2000-м - 8,5 млн (для сравнения: южноазиатским соответственно 5,7 млн, 5,6 млн и 5,8 млн). Так, в 2000 году Уганда получит 400 тыс. долларов, Руанда - 325 тыс., Зимбабве - 300 тыс., Намибия - 175 тыс., ДРК - 75 тыс.
Об активном участии США в оснащении армий африканских стран свидетельствуют также данные <Регистра вооружений ООН за 1999 год>. С 1996 года Пентагон бесплатно поставляет им значительное количество устаревшего оружия. Однако этим государствам приходится тратить миллионы долларов на поддержание приобретенных В и ВТ в исправном состоянии. Два военно-транспортных самолета С-130 <Геркулес> были переданы Эфиопии, два - Зимбабве и десять многоцелевых вертолетов - Гане. Крупную партию оружия, в том числе три самолета С-130, получила Ботсвана.
Капитан 2 ранга В. Лебедев
По мнению специалистов кафедры ЮНЕСКО по правам человека при Барселонском университете, Испания не выполняет так называемый Кодекс поведения Европейского союза (ЕС), установившего критерии поставки вооружений и военной техники различным странам. По данным, полученным в ходе их исследования, 55 проц. всего испанского экспорта В и ВТ идет в государства, не отвечающие требованиям данного кодекса, то есть оружие, боеприпасы и военная техника, а также оборудование и снаряжение двойного назначения поступают в страны и регионы, в которых нарушаются права человека, или идут военные действия, либо существует опасность дестабилизации внутриполитической обстановки и угроза странам Европейского союза.
По официальным данным, в первой половине 1999 года общая стоимость поставок превысила 37 млрд песет (230 млн долларов). Основная часть экспортного вооружения идет в страны ЕС и НАТО (США, Германия, Франция, Португалия). Однако среди импортеров есть 17 государств, которые не выполняют требования Европейского союза (в первую очередь - Афганистан, Израиль, Колумбия, Турция, Саудовская Аравия, Эритрея), а также 15 стран, поставки в которые нежелательны.
Кроме того, ряд неправительственных организаций, таких, как <Международная амнистия>, <Гринпис>, обращают особое внимание на то, что среди импортеров много африканских стран. Так, по сообщению Национальной ассоциации в защиту мира и прав человека, со ссылкой на данные испанской таможни, за последние восемь лет Испания поставила в этот регион легкое стрелковое вооружение и боеприпасы к нему на общую сумму 4 млрд песет. В документе указывается, что Испания экспортировала значительное количество В и ВТ в страны, которые находятся в состоянии вооруженного конфликта либо со сложной внутриполитической обстановкой. В частности, упоминаются Ангола, Джибути, Судан, Сьерра-Леоне и ряд других. Так, в Джибути было продано В и ВТ на сумму 296 млн песет (около 2 млн долларов), а главным покупателем в последние годы стала Гана (1 649 млн песет). Далее следуют Ангола (440 млн), АРЕ (324 млн), Ботсвана (309 млн), Джибути (296 млн), ЮАР (264 млн), Марокко (175 млн), Гвинея (136 млн) и Свазиленд (102 млн). В число импортеров входят также Алжир, Буркина-Фасо, Габон, Гамбия, Замбия, Камерун, Кения, Нигерия, Того, Тунис, Уганда и Эфиопия. Однако их закупки незначительны и, в целом, не превышают 100 млн песет.
Полковник А. Алексеев
Руководство ВВС США приняло решение об оснащении 18 тактических истребителей F-15C (предназначены для завоевания превосходства в воздухе), дислоцированных на авиабазе Элмендорф (штат Аляска), усовершенствованными бортовыми РЛС, разработанными фирмой "Рэйтеон". Как отмечают западные эксперты, при создании станции, снабженной активной фаэированной антенной решеткой и получившей обозначение AN/APG-63(V)2, использовались новые технологии, которые будут применяться в РЛС перспективных боевых самолетов, в частности F-22A и JSF.
Сообщается, что специалисты корпорации "Боинг" совместно с представителями фирмы <Рэйтеон> намерены завершить намеченные работы к концу 2000 года.
Помимо повышенной точности определения координат целей по сравнению с установленной в настоящее время на борту самолетов этого типа станцией AN/APG-63(V)1, новая РЛС, по мнению американских экспертов, способна обеспечить использование всех возможностей и преимуществ УР AIM-120 AMRAAM класса <воздух - воздух>.
Руководство американского военного ведомства полагает, что оснащение машин F-15C станциями РЛС AN/APG-63(V)2 позволит ВВС США иметь в своем боевом составе отвечающий всем современным требованиям тактический истребитель, а также подготовиться к принятию на вооружение нового поколения самолетов этого класса. По мнению западных экспертов, использование этой станцией несколько упростит техническую эксплуатацию боевых самолетов, так как при ее установке оказываются ненужными несколько гидравлических и электрических систем, которые необходимы для обеспечения функционирования антенных систем РЛС с механическим сканированием луча, установленных в настоящее время на тактических истребителях.
Комплекс работ, связанных с установкой РЛС AN/APG-63(V)2, включает, кроме того, оснащение самолетов усовершенствованной аппаратурой опознавания <свой - чужой> британской фирмы , а также системой кондиционирования воздуха, созданной компанией <Эллайд сигналз>.
Полковник В. Шумилин
Комиссия под руководством заместителя министра обороны Польши Р. Шереметьева завершила разработку концепции развития территориальной обороны (ТО) страны. Согласно документу руководство войсками ТО будет осуществляться в соответствии с военно-административным делением, при этом функции центрального органа управления возлагаются на генеральный штаб. В каждом из 16 воеводств намечается создать районные комендатуры ТО.
Основу территориальных войск составят батальоны моторизованной пехоты, а бригады ТО в мирное время планируется использовать в качестве центров подготовки резервов. При развертывании бригады ТО до штатов военного времени ее численность увеличится с 500 до 3 500 человек, а на вооружении будет находиться 12 57-мм зенитных пушек С-60, 30 82-мм минометов, 12 ПЗРК, противотанковые средства, а также около 500 единиц транспортных средств.
Оперативное применение войск ТО предполагает их привлечение к решению следующих задач: проведение поисково-спасательных операций, поддержание общественного порядка, усиление охраны и обороны государственной границы и важных объектов, инженерное оборудование ТВД и т. д. Формально войска ТО Польши не подчиняются руководству НАТО, однако они могут выполнять определенные функции в интересах войск альянса. Так, предусматривается использовать их для охраны и обороны маршрутов движения и колонных путей при перегруппировке войск, прочесывания местности, организации взаимодействия с местными органами власти, а также привлекать к участию в противодиверсионных и противодесантных операциях.
Зарубежные военные эксперты отмечают, что содержание сил территориальной обороны обходится значительно дешевле, чем регулярных войск (в США - в 6 раз, Дании и ФРГ - в 10).
HTTP://ATTEND.TO/COMMI