ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 5/2000
РАЗРАБОТКА В США РАКЕТЫ АIМ-9Х КЛАССА "ВОЗДУХ-ВОЗДУХ" МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ
Лейтенант К. ЕГОРОВ
В США с 1996 года фирма <Рэйтеон> ведет полномасштабную разработку управляемой ракеты (УР) АIМ-9Х малой дальности класса <воздух-воздух>, предназначенной для поражения воздушных целей в условиях ближнего маневренного воздушного боя. Ею планируется заменить состоящие на вооружении самолетов тактической авиации США УР AIM-9M <Сайдвиндер> данного класса.
Необходимость разработки такой ракеты обусловлена новыми требованиям, и, предъявляемыми к этому виду оружия, основными из которых являются обеспечение возможности пуска УР по цели, находящейся на больших (до 90°) угловых отклонениях от курса самолета-носителя, и поражения крылатых ракет; повышенная избирательность и помехозащищенность системы наведения. Кроме того, активизация работ по созданию этой ракеты объясняется недостаточной боевой эффективностью тактических истребителей США в ближнем воздушном бою.
Данный вывод сделали иностранные специалисты, проанализировав результаты воздушных боев американских самолетов F-16, оснащенных УР <Сайдвиндер>, с истребителями МиГ-29 ВВС ФРГ, вооруженными ракетами Р-73, сопрягаемыми с нашлемной системой целеуказания. Как правило, они завершались условной победой МиГ-29, несмотря на то что, как отмечают специалисты, их пилотам приходилось тратить больше времени на подготовку ракет к пуску и следить за величиной перегрузки самолетов (на F-16 эти операции осуществляются автоматически). По мнению американских экспертов, основное достоинство авиационных ракетных комплексов перехвата российской разработки заключается в высокой маневренности ракет, их способности наводиться на цель при угловом отклонении от курса самолета-носителя до 60° и использовании нашлемной системы целеуказания.
Ракета AIM-9X построена по нормальной аэродинамической схеме с осевой симметрией, имеет крестообразное крыло и управляющие аэродинамические поверхности, выполненные из титана. Управление нормальной перегрузкой УР осуществляется с помощью аэро- и газодинамических рулей. По оценкам специалистов, ее аэродинамические характеристики на 60 проц. лучше, чем у AIM-9M.
На AIM-9X устанавливается тепловизионная ГСН с матрицей ИК детекторов, расположенной в фокальной плоскости оптической системы. Работа контура наведения УР осуществляется в соответствии с пропорциональным законом управления. В AIM-9X используются с некоторой адаптацией агрегаты и узлы предыдущей модификации: осколочно-фугасная боевая часть, активный лазерный неконтактный взрыватель, твердотопливный ракетный двигатель, оборудованный системой управления вектором тяги с газодинамическими рулями. Основные тактико-технические характеристики управляемой ракеты АГМ-9Х приведены ниже.
Стартовая масса 85 кг Масса боевой части 9,4 кг Геометрические размеры, м: длина 2,9 диаметр 0,127 размах крыла 0,350 Размах рулей 0,445 Максимальная дальность стрельбы до 20 км
При боевом применении пуск УР может осуществляться после <захвата> ГСН сигнала от цели или по целеуказанию бортовой РЛС самолета-носителя либо нашлемной системы целеуказания.
В настоящее время проводятся летные испытания опытных образцов ракеты, результаты которых американские специалисты оценивают положительно. Поступление УР AIM-9X на вооружение ожидается в 2003 - 2004 годах. Основными носителями будут самолеты тактической авиации. Первоначально ВВС и ВМС США планируют закупить По 5 000 ракет AIM-9X стоимостью 170 тыс. долларов каждая.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI