ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 4/2000

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ ФИНЛЯНДИИ

Полковник А.ЛЕБЕДЕВ

Военно-воздушные силы Финляндии - самостоятельный вид ВС (по финской терминологии - оборонительные силы, или силы обороны), официальным днем их создания считается 6 марта 1918 года. В этот день шведский граф Эрик фон Розен подарил стране первый аэроплан <Тулин D>, у которого на плоскостях был нанесен его личный герб - голубая свастика, впоследствии ставшая опознавательным знаком на летательных аппаратах национальных военно-воздушных сил.
Главными задачами национальных ВВС в мирное время являются:
обеспечение ПВО страны, управление воздушным движением (УВД), а также ведение воздушной разведки в интересах других видов вооруженных сил. Для их решения необходимо провести комплекс мероприятий: контроль (наблюдение) за воздушной обстановкой над Финляндией и прилегающих к ней территориях;
определение государственной принадлежности воздушных судов; содержание в боеготовом состоянии истребителей-перехватчиков; подготовка летного состава, а также специалистов центров контроля и УВД, технического персонала, обслуживающего авиационную технику, инфраструктуру авиабаз (инженерно-аэродромное обеспечение, радиотехническое обеспечение полетов, метеорологическое обслуживание и т. д.) и РЛС; поддержание технического оборудования в исправном состоянии, МТО военно-воздушных сил.
Органы управления, организационная структура ВВС (см. схему). Общее руководство военно-воздушными силами возложено на командующего ВВС, непосредственно подчиняющегося главнокомандующему вооруженными силами страны. Он отвечает за готовность систем управления, воздушного оповещения и наблюдения, боевую готовность авиационных частей и подразделений. Руководство авиационными командованиями (АК) и подразделениями осуществляется через штаб ВВС, в котором разрабатываются планы строительства, оперативного использования и боевой подготовки АК и подразделений, а также обеспечивается их взаимодействие с другими видами ВС.
Командующему ВВС через штаб (включает управление кадров, два отдела и пять служб) непосредственно подчинены: авиационные командования (<Лаппи>, <Сатакунга> и <Карьяла>), эскадрилья авиационной поддержки, академия ВВС, техническая школа ВВС, школа подготовки специалистов систем С3 (Command, Control and Communication) центральный склад ВВС, подразделения радиотехнического обеспечения.
В боевом составе имеются три истребительные авиационные эскадрильи противовоздушной обороны (по четыре звена), эскадрилья авиационной поддержки и учебная авиационная эскадрилья (академия ВВС). Численность личного состава около 3 000 человек (в военное время-12 000). Авиационный парк включает самолеты следующих типов: F-18C/D (рис. 1), J-35 <Дракен> (рис. 2, планируется снять с вооружения в августе 2000 года), L-70 <Винка> (рис. 3), <Хок> Mk51 (рис. 4), <Редиго> (см. цветную вклейку), <Пайпер>, <Лирджет>,Е27<Фоккер> (см. диаграмму). Вертолеты в 1998 году были переданы сухопутным войскам.
Авиационное командование является основной тактической частью, объединяющей все авиационные подразделения и вспомогательные службы. Зоны ответственности АК совпадают с зонами ответственности Северного, Западного и Восточного командований. Командиры авиационных командований в оперативном отношении подчинены командующим войсками командований. Организационно в АК входят: штаб, авиаэскадрилья, центр контроля и управления, центр тылового обеспечения, аэродромная рота, мастерские по ремонту самолетов и двигателей, а также связного ирадиоэлекгронного оборудования. Штаб АК организует боевую подготовку подразделений, осуществляет их материально-техническое обеспечение, руководит силами и средствами сектора ПВО.
Аэродромная сеть Финляндии
Аэродромная сеть (см. карту). Для базирования и рассредоточения боевой авиации, по данным зарубежной печати, на территории страны используется более 30 аэродромов, в том числе 11 - на аэродромных участках дорог (АУЛ). В мирное время подразделения национальных ВВС базируются на семи основных аэродромах: Ювяскюля, Рованиеми (11 иаэ ПВО), Куопио (31 иаэ ПВО), Тампере (21 иаэ ПВО), Утги, Каухава и Ваммала.
Материально-техническое обеспечение. Тыловое обеспечение подразделений ВВС осуществляется через тыловые органы военных губерний, авиабаз и авиаотрядов. Для обеспечения жизнедеятельности авиационных подразделений в мирное и военное время возле авиабаз, а также определенных для рассредоточения автомобильных участках дорог оборудованы склады боеприпасов, ГСМ и других необходимых материальных ресурсов.
Текущий ремонт вооружения и военной техники (В и ВТ) осуществляется, как правило, в ремонтных мастерских авиабаз, а сложные и капитально-восстановительные работы выполняются на сборочном авиационном заводе фирмы <Валмет> в г. Куоревеси, заводе авиационньк двигателей в г. Линнанвуори, а также на государственных и частных предприятиях - изготовителях конкретных образцов В и ВТ.
Организация ПВО и управления. Организационно система противовоздушной обороны включает органы оперативного управления, средства обнаружения и опознавания, активные силы ПВО (истребительная авиация ПВО, зенитная артиллерия и ЗРК). Территориальные секторы противовоздушной обороны совпадают с зонами ответственности авиационных командований. Непосредственное управление силами и средствами ПВО осуществляется из оперативных центров секторов. Каждому такому центру подчинены: центр управления и оповещения, посты управления и оповещения, посты наблюдения и оповещения.
Ежедневно в повседневной обстановке на боевое дежурство от каждого АК выделяется один истребитель в пятиминутной готовности и один - в 15 -минутной.
На вооружении имеются РЛС нескольких типов. Так, для обнаружения воздушных целей на дальностях до 500 км и высотах 30 км применяются станции французской фирмы <Томсон - CSF>, а в диапазоне 100 км по дальности и до 5 км по высоте - РЛС производства шведской фирмы <Эрикосон> типов TAR-87 и TAR-95. При работе в диапазоне 350 км по дальности и 15 км по высоте, а также на наземных постах установлено оборудование национального производства.
Боевая подготовка ВВС Финляндии проводится в ходе комплексных учений по национальным планам, летно-тактических и командно-штабных учений, проверок боеготовности частей и подразделений, а также повседневной боевой учебы. Она направлена на повышение боеготовности и выучки штабов, органов управления по организации и ведению боевых действий с применением обычного оружия. Особое внимание уделяется отработке задач, которые могут решаться при проведении операций на Северо-Западном театре войны, а также вопросов взаимодействия с сухопутными войсками и ВМС.
В процессе боевой подготовки отрабатываются следующие вопросы: перевод АК и подразделений с мирного положения на военное; проверка готовности к боевым действиям с применением обычного оружия; взаимодействие при участии в миротворческих операциях; подготовка и ведение воздушных оборонительных операций; оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС; отражение массированных налетов авиации противника, прикрытие войск и объектов от уцаров с воздуха; ведение воздушной разведки; совершенствование взаимодействия с другими вицами вооруженных сил; организация управления авиацией, силами и средствами ПВО прирешенииразличных задач в условиях применения средств РЭБ; тыловое обеспечение войск.
Программа летной и тактической подготовки составляется в соответствии со стоящими перед ВВС задачами. Поскольку особенности физико-географического положения страны (северные широты, протяженность территории с севера на юг свыше 1 ЮО км, наличие большого количества озер и т. д.) и климатические условия обусловливают сложную метеорологическую обстановку, то серьезное внимание уделяется отработке навыков выполнения боевых действий с АУД.
Отработка вопросов подготовки и ведения воздушных оборонительных операций осуществляется в ходе штабных тренировок В настоящее время для моделирования сложной воздушной обстановки все более широко применяются компьютерная техника, специальная аппаратура и тренажеры, позволяющие создавать быстро меняющуюся обстановку с <реальными> целями, что приводит к значительному сокращению привлекаемых кучениям сил и средств. При отражении нападения воздушного противника первыми, как правило, используются дежурные силы ПВО с последующим их наращиванием за счет основных сил. Таким образом, программа боевой подготовки личного состава ВВС Финляндии охватывает весь спектр решаемых ими задач и позволяет поддерживать его боеготовность на высоком уровне.
Перспективы развития национальных ВВС. Как отмечается в зарубежной печати, военное руководство Финляндии осуществляет ряд мероприятий, направленных на дальнейшее повышение боеготовности военно-воздушных сил. Исходя из современного состояния этого вида и требований к нему развитие ВВС буцет осуществляться по двум направлениям: повышение возможностей национальной системы ПВО, и в первую очередь по борьбе с малозаметными и низколетящими воздушными целями, крылатыми и баллистическими ракетами оперативно-тактического и тактического назначения; расширение возможности ведения воздушной разведки в интересах всех видов вооруженных сил.
Руководство ВВС Финляндии в начале 1989 года начало изучать вопрос о замене авиационного парка, включавшего истребители J-35 <Дракен> и МиГ-21 (сняты с вооружения в марте 1998 года). В 1990 году был выдан тендер трем производителям авиационной техники: <Дассо ависьон> (Франция), <Дженерал дайнэмикс> (США) и <СААБ - Скания> (Швеция). Интерес представляли такие самолеты, как <Мираж-2000-5>, F-16, JAS-39 <Грипен>, хотя в заявках они не указывались. В октябре того же года заявки были отозваны. В январе 1991 года они были поданы тем же производителям (на 60 одноместных и семь двухместных машин), а в апреле 1991-го фирме <Макдоннелл Дуглас>. С учетом климатических условий страны, для изучения летно-технических характеристик каждого истребителя проводилась двухэтапная оценка: первый этап - интенсивные испытания в течение двух недель в стране - изготовителе, второй - в Финляндии. В середине 1992 года бьшо принято решение о заключении договора на поставку семи F-18D, собираемых в США, и 57 F-18C - в Финляндии. При обосновании решения проводилось изучение опыта эксплуатации этой машины в ВС других стран: в ВМС и морской пехоте США; военно-воздушных силах Канады, Кувейта, Австралии, Испании.
Экспертной оценке подлежали летно-технические характеристики самолета, возможности системы вооружения, наземное обслуживание и стоимость. Последнее сыграло решающую роль, поскольку по критерию <качество/стоимость>, включающему полную стоимость самолета и стоимость полного жизненного цикла (эксплуатации), у F/A-18, как отметили финские представители, оказался наиболее предпочтительным. Этот же самолет показал себя намного лучше, чем другие кандидаты в ходе оценки эксплуатационных характеристика зимнихусловиях. Важное внимание при этом обращается на возможность модернизации как самолета в целом, так и различных систем, обеспечение запасными частями, обязательства по возмещению убытков при различном стечении обстоятельств. Необходимые в таких случаях договоры были подписаны в начале 1994 года.
Программа перевооружения рассчитана на период с 1995 по 2000 год.
В ВВС Финляндии самолетыР/А-18С и0 получили сокращенное обозначение F-18C и D, так как на них не устанавливается оборудование и вооружение, необходимое для выполнения задач по наземным целям.
Организация переучивания на новую авиационную технику. Поскольку техническаядокументапия нового самолета написана на английском языке, то летный и инженерно-технический состав с 1992 года приступил к его изучению на специально организованных курсах в стране, а в 1994-м прошел языковую подготовку в США.
Затем в центрах ВМС США (авиабазы Фаллон и Лемур) первая группа из 15 пилотов приступила к изучению самолета, систем вооружения, средств поражения и тактики. Большое внимание на данном этапе, продолжительность которого составила около года, уделялось комплексному освоению всех систем этой сложной машины. К первым полетам с опытными инструкторами на американских F/A-18D финские пилоты приступили в середине 1995 года, а на F/A-18С - уже с начала 1996-го. Такой длительный период подготовки зарубежные эксперты объясняют тем фактом, что при переучивании опытных летчиков, эксплуатировавших самолеты МиГ-21 и J-35, возможен так называемый <перенос> старых навыков. В настоящее время в боевых подразделениях применяется методика переучивания по схеме <Хок> - F-18, предусматривающая использование дорогостоящих тренажерных комплексов. Кроме того, бьша значительно скорректирована программа обучения в академии ВВС Финляндии.
Как отмечают зарубежные специалисты, переоснащение ВВС современными образцами авиационной техники повысит их возможности по защите воздушного пространства страны и поддержке других видов вооруженных сил.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz