СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 4/2000

ТАНКОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Полковник А. АГАНОВ

Введущих странах НАТО продолжается разработка новых и совершенствование серийно выпускаемых двигателей для танков и других боевых бронированных машин. С этой целью на модернизированные боевые машины устанавливаются, а для создаваемых перспективных разрабатываются двигатели с повышенной мощностью и улучшенными техническими и экономическими характеристиками. При этом зарубежные специалисты для получения заданных характеристик, как правило, идут по пути совершенствования существующих двигателей посредством их форсирования.
Ведущими в этой области являются США и Германия. Большая работа по разработке и совершенствованию двигателей проводится и в Великобритании. Так, американскими специалистами центра перспективных исследований, разработок, оценок технологий тактического назначения (TARDEC) ведутся работы по созданию танкового газотурбинного двигателя LV100 мощностью 1 400 л. с. Он создается на базе газотурбинного двигателя AGT 1500, установленного на американском основном боевом танке (ОБТ) Ml <Абраме>, в рамках программы совершенствования передовых технологий и предназначен как для модернизированных, так и перспективных ОБТ, а также машин на их базе. По сравнению с AGT1500 разработчики добились уменьшения габаритных размеров двигателя LV100, а также снижения в 2 раза расхода топлива при работе на холостых оборотах. Разработчики считают, что в пределах существующих габаритных размеров возможно повышение мощности на 20 проц. Двигатель состоит из четырех основных модулей, что упрощает его ремонт и техническое обслуживание.
Осецентробежный компрессор двигателя имеет четыре осевые и центробежную ступени, приводимые в движение одноступенчатой турбиной газогенератора. Двухступенчатая система очистки воздуха показала высокую эффективность при испытании в условиях большой запыленности.
Старейшим разработчиком танковых дизелей является германская фирма MTU. Двигатели, разработанные фирмой на базе танкового дизеля MB 873 Ка-501, установлены на целый ряд ОБТ, ББМ и машин на их базе германского производства, а также выпускаемых в других странах. Перечень основных серийных дизельных двигателей фирмы и машин, на которых они установлены, приведен в таблице.
Одной из последних разработок фирмы MTU является двигатель МТ 883 Ка-523 мощностью 2600 л. с., созданный на базе серийного танкового дизеля MB 873 Ка-501. Новый двигатель форсирован по турбонаддуву и частоте вращения коленчатого вала. Повышение мощности осуществлено за счет установки двух групп параллельных двухступенчатых (низкого и высокого давления) турбонагнетателей (по два в группе) с промежуточным и конечным охлаждением воздуха. Этим двигателем планируется оснастить американскую перспективную плавающую ББМ AAAV. Он должен обеспечивать передвижение машины по суше со скоростью до 72 км/ч, а на плаву - до 45 км/ч. При этом для достижения необходимой мощности при движении по воде предусмотрена работа всех турбонагнетателей, а при передвижении по суше достаточно включения одной группы, что оптимизирует работу двигателя и обеспечивает необходимую мощность и крутящий момент в различных условиях его эксплуатации. Проведены успешные испытания демонстрационного образца МТ 883 Ка-523.
В Великобритании фирма <Перкинс> продолжает совершенствовать дизельные двигатели серии CV. В частности, ведутся работы по модернизации серийного двигателя CV-12 мощностью 1 200 л. с., установленного на ОБТ <Челенджер-2>. В результате модернизации его мощность увеличена до 2 000 л. с. Это достигнуто за счет усовершенствования турбонагнетателя, теплообменника, регулирования давления и времени впрыска топлива, что оптимизирует количество его подачи и процесс сгорания, а также использования электронной системы управления двигателем. Некоторые элементы двигателя изготовлены из композиционных материалов. Разработчики считают, что возможно увеличение его мощности до 2 500 л. с. При этом эффективное давление предполагается увеличить с 1,7 до 2,7 МПа.
Фирма <Мелкиор текнолоджи> разработала новый компактный двухтактный дизельный двигатель МТ 135 мощностью 1 000 л. с. Конструктивной особенностью двигателя является то, что на нем вместо клапанов оконного типа используются тарельчатые клапаны, размещенные перпендикулярно друг другу, что позволяет осуществлять петлеобразную продувку. Регулирование степени сжатия способствует улучшению работы двигателя при небольших нагрузках, плавному изменению крутящего момента по всему диапазону частоты вращения коленчатого вала двигателя, а также облегчению холодного запуска. Двигатель имеет тройной наддув с промежуточным охлаждением воздуха, при этом давление на входе составляет 1,5-2 МПа, а максимальное давление вспышки - 30 МПа (в четырехтактном дизельном двигателе 0,3 - 0,4 и 1,5 МПа соответственно).
Нетрадиционной разработкой в Великобритании фирмой <Ротэри пауэр интерн эшнл> является семейство роторно-поршневых двигателей, которые включают двух-, трех- и пяти- роторные двигатели мощностью 1 040,1 560 и 2 600 л. с. соответственно. Габариты пятироторного двигателя мод. 5290 сопоставимы с габаритами обычного танкового дизеля, в то же время его масса составляет всего около 700 кг. На нем установлены три параллельных турбонагнетателя с охлаждением воздуха за ними, приводимые в действие газогенератором.
Продолжаются совместные японо-американские НИОКР в рамках программы <Керамический двигатель для ББМ>. С японской стороны в реализации программы участвует 4-й НИИ научно-исследовательского технического центра (НИТЦ) управления национальной обороны (УНО), который отвечает за фундаментальные исследования технологий композиционных материалов, а с американской стороны - TARDEC, осуществляющий исследования проблем нанесения керамики на металлы. Работы ведутся в рамках концепции создания перспективных боевых бронированных машин XXI века, отвечающих требованиям компактности, малой заметности во всех диапазонах электромагнитного спектра. По оценкам зарубежных специалистов использование в конструкции двигателя керамических материалов с высоким термическим КПД позволяет уменьшить габаритные размеры двигателя и системы охлаждения в 1,5 - 2 раза по сравнению с серийными дизельными двигателями сравнимых мощностных характеристик. В Японии изготовлен экспериментальный одноцилиндровый <керамический> двигатель, на котором проведены испытания уменьшенной системы охлаждения, а также керамических материалов повышенной пластичности. По оценкам специалистов НИТЦ УНО Японии, накоплена достаточная база для создания многоцилиндрового <керамического> двигателя. Стоимость программы НИОКР, рассчитанной до 2002 года, составит 23 млн долларов при равных финансовых затратах стран, участвующих в ней.

СЕРИЙНЫЕ ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ГЕРМАНСКОЙ ФИРМЫ MTU И МАШИНЫ, НА КОТОРЫЕОНИ УСТАНОВЛЕНЫ
Марка двигателя Мощность двигателя, л. с. Обозначение и наименование техники Страна-изготовитель машины
МТ 883 Ка-500 1500 ОБТ <Леклерк> ОБТ <Леопард-2А5> ОБТ <Челенджер-2> Франция ФРГ Великобритания
МТ 881 Ка-500 1000 CrPzH-2000 ФРГ
MB 873 Ка-501 1500 ОБТ <Леопард-2> БРЭМ <Буффел> ФРГ
MB 871 Ка-501 1200 ОБТ К1 Минный трал<Кайлер> Республика Корея ФРГ
МВ838Са-501 950 ОБТ OF-40MR3 Италия
МВ838СаМ-500 830 ОБТ <Леопард-1> Мостаукладчик <Бибер> ЗСУ <Гепард> ФРГ
MB 838 Ка-501 1400 ОБТ <Арджун> Индия
MB 837 Ка-501 1100 ОБТ <Чифтен> Великобритания
МВ837Еа-500 750 ЗСУ <Отоматик> СГ <Пальмариа> ОБТ М48 Италия США
MB 837Aa-500 750 ПТРК <Ягуар> ФРГ
MB 833 Ка-501 850 ОБТ АМХ-30 Франция
МВ833Аа-501 450 СГ М44/52 Италия
МВ833Еа-500 600 ЗРК <Роланд> БМП <Мардер> ФРГ
MB 833 Ка-500 720 ОБТ ТАМ Аргентина
8V 183TE22 600 БМП ТН495 БМП <Пизарро> ФРГ Испания/Австралия
6V 183TC22 300 БТР М113 США / ФРГ


HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz