ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ - ЗВО - 3/2000

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ БОЕВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВВС КИТАЯ

Полковник А.АЛЕКСЕЕВ

Руководство КНР и командование вооруженных сил в последние годы уцеляет большое внимание развитию национальных ВВС, и в первую очередь - повышению их боевых возможностей, связанных прежде всего с увеличением радиуса действия и оперативности применения боевых самолетов, в том числе за пределами своей территории. Как существенный шаг в реализации этих планов ведущие западные средства массовой информации расценили намерение китайского правительства закупить самолеты ДРЛО и управления. В частности, предполагается приобрести до четырех ранее эксплуатировавшихся в вооруженных силах Российской Федерации машин А-50 (разработаны на базе транспортного самолета Ил-76) без аппаратуры радиотехнического комплекса ДРЛО и управления, которые в дальнейшем намечается оснастить разработанной в Израиле системой <Фалкон>. Данная система предназначена для радиолокационного обнаружения воздушных объектов противника, контроля воздушного пространства, а также для управления своими боевыми самолетами. Кроме того, А-50 предполагается оборудовать аппаратурой, способной обеспечить перехват радиопереговоров противника и наблюдение за радиолокационной обстановкой в районе боевых действий.
Появление данных планов многие зарубежные эксперты связывают с поставками на о. Тайвань американских тактических истребителей F-16, начавшимисяв 1996 году. Однако в 1999 году в американских СМИ появились публикации, где анализировалось то, в какой степени оснащение ВВС Китая самолетами ДРЛО и управления может затронуть национальные интересы США. Часть американских экспертов расценила намерение приобрести такие самолеты как явный сигнал того, что, наращивая свою военную мощь, КНР готовится к проведению акций по запугиванию Тайваня и установлению своего господства над акваторией Южно-Китайского моря.
Официальные представители Израиля заверили руководство США, что американские технологии не использовались при разработке оборудования, устанавливаемого израильскими фирмами на борт самолета А-50. Кроме того, государственный департамент был уведомлен о деталях предполагаемого контракта непосредственно перед его подписанием. Администрация Белого дома потребовала дополнительного обсуждения полученных сведений, заблокировав контракт. В ответ на это представители израильских фирм указали, что намечавшаяся продажа бортовых РЛС Китаю британской фирмой не вызывала у американского руководства никаких возражений (она предлагала свою РЛС <Аргус-2000>, разработанную по технологии 70-х годов и установленную на базовом патрульном самолете <Нимрод> ВВС Великобритании).
Израильским специалистам удалось убедить американскую сторону, что их оборудование аналогично британскому, и контракт был подписан в июле 1996 года. Как отмечается в зарубежных СМИ, переговоры о возможности продажи систем ДРЛО и управления фирмы для оснащения вооруженных сил Китая ведутся до сих пор. Израильская компания <Элта> намерена предложить радиолокационную систему <Фалкон> также Индии, Республике Корея и Турции.
Первый приобретенный в Российской Федерации самолет А-50, с которого предварительно было снято оборудование радиотехнического комплекса, прибыл на авиабазу близ г. Тель-Авив, где с 25 октября 1999 года специалисты фирм <Элга> и IAI приступили к оснащению этой машины системой ДРЛО и управления <Фалкон> (работы будут продолжаться около года). Сообщается, что каждый из четырех самолетов с установкой на нем радиолокационного комплекса обойдется китайскому военному ведомству в 250 млн долларов.
Как отмечают представители ВВС США, радиолокационная станция фирмы <Элта> будет оснащена антенной системой, работающей в L-диапазоне волн. В ее состав входят три фазированные решетки, образующие треугольник и расположенные в неподвижном грибовидном обтекателе. Такая конфигурация антенны обеспечивает круговую зону обзора. При этом максимальная дальность обнаружения воздушных целей может превышать 350 км. По мнению зарубежных экспертов, довольно низкая для радиолокационного диапазона несущая частота в сочетании с высоким быстродействием используемых средств вычислительной техники и специальными устройствами подавления шумовобеспечит данной РЛС потенциальные возможности по обнаружению крылатых ракет и самолетов, разработанных по технологии <стелт>.
В состав радиотехнического комплекса войдут также аппаратура РЭП для защиты самолета от воздействия средств ПВО противника и станции радиотехнической разведки для определения местоположения радиоэлектронных средств противника (например, РЛС), которые позволят упростить поиск радиолокационных устройств, облучающих носитель, и сопровождать их в зависимости от выбираемых им приоритетов.
Несмотря на протесты ряда конгрессменов США, большинство американских экспертов по вопросам промышленности, подготовки войск, тылового обеспечения и разработки военных доктрин не расценили закупку китайским военным ведомством самолетов А-50 как угрозу национальным интересам своей страны. Они полагают, что по сравнению с самолетами ДРЛО и управления Е-3 AWACS, эксплуатируемыми ОВВС НАТО, а также ВВС США, Великобритании и Франции, китайские машины будут иметь более низкие ТТХ. Например, фирма <Элта> устанавливает на А-50 тот же вариант системы <Фалкон>, что и несколько лет назад на самолеты Боинг 707 для ВВС Чили. Располагая незначительными финансовыми средствами, выделенными на ее разработку правительством Чили, израильские специалисты смогли создать радиолокационную систему, которая, по мнению американских экспертов, по такому показателю, как точность определения местоположения цели по азимуту, сравнима с РЛС самолета Е-3 AWACS. Однако остальные параметры, определяющие ее эффективность, являются более низкими. Тем не менее, считается, что практически любые системы ДРЛО могут обеспечить китайским ВВС дополнительный потенциал. В частности, появляется возможность оперативно создать круглосуточные радиолокационное поле и поле управления истребителями за пределами национальной территории, поочередно используя четыре самолета, оснащенные такой системой, для дежурства в одной зоне.
Внимание зарубежных военных экспертов привлекает, кроме того, факт закупки Китаем в России истребителей Су-27, количество которых достаточно для оснащения двух полков, а также его намерение построить по лицензии еще 200 таких самолетов. Для дальнейшего повышения боевых возможностей своих ВВС правительство КНР заключило контракт на закупку 40 двухместных тактических истребителей Су-ЗОМКК (поставка начинается в 2000 году). В стране продолжаются работы и по созданию собственных боевых самолетов. В частности, в зарубежной печати приводятся данные об интенсивной разработке истребителей <Супер-7> (совместно с Пакистаном), <Цзянь-10> (в западных странах обозначается F-10, его прототип совершил первый полет в 1998 году).
В качестве серьезного недостатка, снижающего оперативность применения самолетов боевой авиации на удаленных ТВД, отмечаются ограниченные их возможности по дозаправке в воздухе, так как в составе ВВС КНР насчитывается только шесть самолетов-заправщиков, созданных на базе бомбардировщика Н-6 (китайская модификация самолета Ту-16). К числу факторов, замедляющих развитие ВВС Китая, американские эксперты относят также недостаточный уровень развития национальной авиационной промышленности и научно-исследовательской базы для разработки современной авиационной техники и обеспечения ее эксплуатации. Кроме того, они отмечают недостаточные финансирование НОАК, уровень подготовки летного состава и наличие в военной доктрине КНР положений, ограничивающих тактическую и стратегическую оперативность национальных ВВС.
По мнению американских военных экспертов, даже если Китай закупит четыре самолета ДРЛО и управления, это явится минимальным количеством, необходимым для обеспечения круглосуточного дежурства в одной зоне барражирования во время вооруженного конфликта. Решение проблем, связанных с обучением личного состава боевому применению таких машин, а также с оснащением ряда взаимодействующих систем дополнительной аппаратурой связи для эффективного ведения боевых действий, потребует длительного периода.
Как полагают западные эксперты, наиболее вероятно, что самолеты А-50 будут приписаны к 13-й отдельной транспортной авиационной дивизии (дислоцируется в провинции Хубэй, центральная часть страны), включающей 14 транспортных самолетов Ил-76, предназначенных для обеспечения боевых действий подразделений сил быстрого реагирования Китая. В этой же провинции дислоцируются средства тылового обеспечения транспортных самолетов и отдельные части центра тылового обеспечения ВВС. В то же время отмечается их значительное удаление от о. Тайвань, Южно-Китайского моря или государственной границы, где самолеты ДРЛО и управления могут наиболее эффективно использоваться.
Кроме того, существующие проблемы с обеспечением средствами связи, по мнению зарубежных специалистов, приведут к тому, что зенитно-ракетные подразделения и авиационные части ВМС и ВВС будут не способны эффективно взаимодействовать с самолетами ДРЛО и управления. В частности, тактические истребители F-7 и F-8 ВВС Китая не оснащены аппаратурой передачи данных, что затрудняет управление ими. В результате передача команд на борт самолета может осуществляться только голосом с помощью станций радиосвязи, то есть наименее эффективным методом. Только новые тактические истребители F-8-2, недавно поступившие на вооружение ВМС КНР и дислоцирующиеся на о. Хайнань, оснащены аппаратурой, обеспечивающей их автоматизированное наведение на цель. Кроме того, в соответствии с условиями поставок, такой аппаратурой не укомплектованы даже новейшие истребители Су-27 российского производства.
Одной из наиболее важных проблем, которую предстоит решить в ВВС НОАК в связи с намерениями командования повысить их боевые возможности, по мнению зарубежных специалистов, является недостаточный уровень подготовки экипажей китайских боевых самолетов. Так, в среднем налет на одного военного летчика составляет примерно 100 ч, а на истребителях Су-27 - около 60 ч. Зарубежные эксперты полагают, что такие показатели не могут обеспечить уровень подготовки экипажей, который необходим для выполнения сложных полетных задач - дозаправка топливом в полете, взаимодействие с самолетами ДРЛО и управления и других.
Вследствие ограничений технологического характера, а также недостаточной натренированности летного состава и невысоких ТТХ управляемых ракет класса <воздух - воздух> китайские самолеты, за исключением Су-27, имеют ограниченные возможности по проведению атак на встречных курсах против современных истребителей. Большинство пилотов за время службы производят только по одному пуску УР класса <воздух - воздух>. По мнению американских экспертов, подготовка летного состава вряд ли улучшится в ближайшее время, так как из-за бюджетных ограничений руководство китайского военного ведомства стремится сократить затраты на выполнение дорогостоящего капитального ремонта самолетов.
Трудности тылового обеспечения подразделений ВВС, связанные, в частности, с нехваткой запасных частей, также тормозят боевую подготовку. В соответствии с принятой концепцией подразделения НОАК обеспечены запасами имущества на год при условии ведения автономных боевых действий с основных мест базирования. Их передислокация требует много времени, так как перевозку имущества и средств обеспечения полетов предусмотрено осуществлять только железнодорожным транспортом. В частности, во время пограничного конфликта с Вьетнамом в 1979 году китайским ВВС потребовалось 45 сут, чтобы перебазировать к южной границе страны около 700 самолетов. Даже после завершения всех необходимых приготовлений наземные средства были способны, по оценке специалистов, обеспечить в среднем только один вылет самолета за четыре дня. Но так как передислокация авиационных подразделений была завершена слишком поздно, в воздушном пространстве Вьетнама не было сделано ни одного вылета.
Западные аналитики отмечают, что, приобретая за рубежом новую авиационную технику, в частности самолеты ДРЛО и управления А-50, в перспективе китайское управление закупок вооружений (центральная военная комиссия) намерено все более полагаться на иностранные источники новых технологий и обеспечения эксплуатации В и ВТ.
Закупки, подобные самолетам ДРЛО и управления, только усиливают эту зависимость. Ряд зарубежных специалистов отмечают опасность такого подхода к снабжению национальных вооруженных сил оборудованием и военной техникой. Они полагают, что радиоэлектронные и вычислительные системы военного назначения при изготовлении на экспорт могут быть тайно оснащены такими устройствами, которые в случае необходимости можно будет использовать в качестве инструментов ведения информационной войны против вооруженных сил государства, закупившего эту аппаратуру. Вероятность этого, по их мнению, особенно велика, когда техника приобретается у союзников государства, являющегося потенциальным противником. В подтверждение такой возможности в западных СМИ приводится пример оснащения системы ПВО Ирака компонентами, изготовленными на французских предприятиях перед началом войны 1991 года. В результате с началом боевых действий компьютерные системы ПВО Ирака были выведены из строя в кратчайшие сроки, а позиции ЗРК и РЛС, оснащенные таким оборудованием, были уничтожены в течение первых нескольких часов атаки союзников.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz