ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 1/2000
О СУДЬБЕ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ В СОСТАВЕ ВМС США
Капитан 1 ранга В.ЧЕРТАНОВ
Линейные корабли (ЛК) вновь привлекли внима ние американской общественности в начале 1999 года, когда еще один из них, "Нью-Джерси" (ВВ-62) был снят с учета ВМС, исключен из цифрового регистра (NVR - Naval Vessel Register) и выведен со стоянки резервного флота в ВМБ Ньюпорт (штат Нью-Джерси).
До конца 80-х годов в составе ВМС США оставалось четыре линкора типа "Айова", которые периодически включались в боевые порядки соединений, развертываемых в передовых районах ТВД, и успешно при-менялись для оказания огневой поддержки в многочисленных вооруженных конфликтах. Затем все они были выведены в резерв, а линкор "Миссури" (ВВ-63) снят с учета ВМС и занял "вечную" стоянку в ВМБ Перл-Харбор (штат Гавайи) в качестве мемориала. Теперь та же участь постигла и ЛК "Нью-Джерси", правда последнее место стоянки для него до сих пор не определено. Одни склоняются к тому, чтобы он стал на "мертвый" якорь возле статуи Свободы в качестве дополнения к национальному монументу, другие предпочитают выбрать стоянку в районе Бейонн (Нью-Йорк, штат Нью-Джерси). А пока корабль временно поставлен в ВМБ Бремер-тон (штат Вашингтон).
Линкоры "Айова" (ВВ-61) и "Висконсин" (ВВ-64) в соответствии с недавним законодательным актом конгресса остаются в составе резерва ВМС 1-й очереди на консервации в ВМБ Ньюпорт (штат Род-Айленд) и ГВМБ Норфолк (Вирджиния) соответственно. Оба корабля, по сообщениям американской печати, находятся в хорошем состоянии. За исключением 2-й трехорудийной башни главного калибра (406-мм) на ЛК "Айова", выведенной из строя в результате взрыва в 1989 году, все артиллерийские установки на них исправны и не требуют даже переналадки стволов, которая необходима после 1 500 выстрелов (наибольшее число выстрелов, произведенное из каждого корабельного орудия на линкорах, не превышает в на-стояще е время 418). Запасы снарядов и пороховых зарядов со-ставляют тройной боекомплект для каждого ЛК и достаточны для проведения учебных стрельб в течение двух лет. В наличии имеются практически все запасные части и технические средства, необходимые для расконсервации и модернизации кораблей (в том числе для восстановления башни на ЛК "Айова") в течение 14 месяцев, как того требуют мобилизационные нормативы. Вместе с тем, ввод кораблей в строй в случае возникновения кризисной ситуации создаст, как считают специалисты, определенные трудности, особенно с комплектованием их личным составом (экипаж каждого 1 500 офицеров и матросов).
Тем не менее, сторонники сохранения линкоров, а они, как оказалось, превалируют в американском конгрессе, продолжают субсидировать расходы ВМС, связанные с содержанием этих кораблей в консервации на стоянках резервного флота.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI