СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА - ЗВО - 12/1998
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ И УПРАВЛЕНИЯ НАНЕСЕНИЕМ УДАРОВ ПО ПРОГРАММЕ ASTOR
Полковник А.КУЗЬМИН
Работы по британской программе ASTOR (Airborne Stand-Off Radar), целью которой является создание новой системы воздушной разведки и управления нанесением ударов, ведутся уже в течение длительного периода. Первые сообщения об этой программе появились в зарубежной прессе в конце 70-х годов. Однако проведению НИОКР в данном направлении препятствовали трудности в согласовании требований, предъявляемых к ASTOR различными видами вооруженных сил Великобритании. В частности, сухопутные войска рассматривали ее в первую очередь как средство управления огнем ствольной и реактивной артиллерии, а ВВС настаивали на оснащении самолета РЛС с синтезированной апертурой для решения задач разведки наземных целей. Вариант вертолета в качестве носителя был отклонен, потому что он более уязвим и не позволяет совершать полеты на высотах, где обеспечивается необходимая дальность ведения разведки. Кроме того, отмечается, что конструкция фюзеляжа вертолета из-за высокого уровня вибраций менее долговечна, чем у самолета.
В ходе проводившихся испытаний использовались две РЛС, разработанные британской фирмой <Торн - EMI> (в настоящее время <Ракал радар дефенс системз>): многофункциональная <Скаймастер> (устанавливалась на самолете BN-2 <Исландер>) и станция, работающая в двух режимах - синтезирования апертуры антенны и селекции движущихся целей (на самолете <Канберра>), которая включала элементы станции <Серчуотер>. Испытания завершились в апреле 1991 года. По их результатам были сформулированы оперативные требования 925 (к воздушному элементу), которые определили необходимость использования двухрежимной бортовой РЛС.
В начале 1995 года были заключены контракты на продолжение исследований с двумя группами компаний, возглавляемыми американской фирмой <Рэйтеон> и корпорацией <Локхид - Мартин>. В сентябре 1996 года у них были затребованы технические предложения по реализации проекта, которые подготовлены и представлены руководству министерства обороны Великобритании в июле 1997 года. В это же время под давлением правительства США в состав участников программы ASTOR была включена третья группа компаний во главе с американской <Нортроп-Грумман>, которая предложила свой вариант системы.
В феврале 1998 года три указанных консорциума представили руководству министерства обороны Великобритании окончательные варианты своих разработок. В настоящее время исследования по конкурсным проектам ASTOR находятся на заключительной стадии, и ожидается, что к началу 1999 года будет выбран главный подрядчик. Подписание министерством обороны контракта на производство опытного образца намечено на февраль - март 1999 года с расчетным сроком начала поставки на вооружение воздушного и наземного (мобильная приемная станция) элементов системы в 2003-м. Стоимость программы не должна превышать 1,46 млрд долларов.
Рис. 1. Работа системы ASTOR: 1 - наземные объекты противника; 2 - самолет ASTOR; 3 - наземная станция TGS
Согласно требованиям 925 система ASTOR должна обеспечивать ведение разведки наземной обстановки в реальном масштабе времени. При этом, возможно, будут решаться задачи обнаружения сопровождения морских целей. Радиолокационная станция, устанавливаемая на реактивном самолете, позволит осуществлять быстрый автоматический поиск наземных движущихся целей на дальности 250 -300 км, а также покадровое наблюдение объектов в режиме синтезирования апертуры антенны на небольших площадях, где требуется повышенное внимание (режим Лупа). Минимальная скорость селектируемых движущихся объектов в широкой полосе поиска, по мнению западных экспертов, составит 20 км/ч. ASTOR будет также способна обнаруживать и сопровождать вертолеты. Реализация запланированных ТТХ потребует размещения сложной антенной системы и большого объема аппаратуры обработки данных и управления на борту самолета. При этом все оборудование должно иметь такие массо-габаритные характеристики, которые бы позволили установить его на самолете, имеющем относительно небольшие размеры. Кроме того, необходимо обеспечить минимальные эксплуатационные расходы. Предполагается, что исходные радиолокационные данные о целях с борта самолета будут поступать на мобильные наземные станции. Полученная информация после компьютерного анализа должна передаваться по закрытым каналам связи потребителям.
Помимо радиолокационной станции и подсистемы обработки данных, в состав бортового оборудования будут включены аппаратура линии передачи данных <воздух - земля>, спутниковая система связи, средства индивидуальной защиты самолета (приемник предупреждения об облучении, станция разведки сигналов, система предупреждения о пуске ракет и буксируемая активная ловушка). Позже планируется дополнить его аэрофотокамерами с большим фокусным расстоянием для панорамной и вертикальной съемки.
Экипаж самолета будет включать шесть-семь человек (в том числе три-четыре оператора, рис. 2). Дежурство в течение длительного времени будет осуществляться благодаря возможности дозаправки в воздухе (при этом высота полета составит от 13 000 до 15 250 м). Для вооруженных сил Великобритании потребуется пять таких самолетов и до девяти наземных станций системы ASTOR. Ресурс машины рассчитывается на 30 лет. Планируемым местом дислокации этих самолетов будет одна из авиабаз: Уоддингтон или Сент-Моган.
Наземные станции TGS (Tactical Ground Station) решено размещать в контейнерах высотой 3 м, установленных на грузовиках <Пинз-гауер-718М> (колесная формула 6 х 6). Кроме этих грузовиков, в их состав предполагается включить еще одну автомашину (4 х 4), которая будет буксировать трейлер с аппаратурой связи. По расчетам западных специалистов, для переброски комплекта TGS потребуется один рейс транспортного самолета С-130.
Ожидается, что, помимо ВВС и сухопутных войск, в реализации программы ASTOR могут принять участие ВМС Великобритании. В связи с этим рассматривается возможность установки оборудования TGS на авианосцах и десантных кораблях, а также на наземных транспортных средствах морской пехоты. В настоящее время в связи с тем, что британское военное ведомство уже отдало предпочтение проекту ASTOR, руководство НАТО тоже рассматривает эту систему в качестве штатного средства воздушной разведки и управления нанесением ударов в интересах объединенных ВВС блока в рамках программы AGS (Air Ground Surveillance).
В западной печати сообщалось, что руководство Североатлантического союза так же, как и министерство обороны Великобритании, отказалось от предложения правительства США закупить системы воздушной разведки и управления нанесением ударов на базе самолетов Е-8С <Джистарс> (переоборудованный Боинг 707). В результате НАТО приняло решение возвратиться к рассмотрению других возможных вариантов системы, в том числе предлагаемых по программе ASTOR. Отмечается, что в отличие от самолета разведки и управления нанесением ударов Е-8С <Джистарс>, включающего пять подсистем (радиолокационная, управления, связи, РЭБ и пилотажно-навигационная), а также 18 автоматизированных рабочих мест операторов, машина, оборудованная системой ASTOR, должна быть более простой (три-четыре рабочих места операторов), иметь лучшие характеристики и более низкую эксплуатационную стоимость.
Во всех трех объединениях, участвующих в конкурсной разработке ASTOR, ведущие позиции занимают американские компании. Объединение, возглавляемое корпорацией <Локхид- Мартин>, предполагает установить эту систему на американском транспортном самолете <Гольфстрим-5> (рис. 3). Для уменьшения риска разработки планируется применять уже созданные в США технологию и конструктивные решения. При этом в ходе проектирования РЛС намечается использовать наработки британской фирмы <Ракал>, а в процессорной обработке сигналов - ее опыт по созданию РЛС <Сер-чуотер-2000> для модернизированных базовых патрульных самолетов <Нимрод> ВВС Великобритании. Не исключена установка активной фазированной антенной решетки (АФАР) с передающими усилительными модулями компании <Рэйтеон>. В математическом обеспечении синтезирования апертуры антенны планируется применить алгоритмы, разработанные корпорацией <Локхид - Мартин>. Кроме селекции движущихся целей и синтезирования апертуры антенны, в системе предполагается использовать режим бокового обзора.
Рис. 2. Компоновочная схема размещения аппаратуры системы ASTOR на борту самолета <Гольфстрим-5>: 1 - рабочее место оператора № 3, отвечающего за ход выполнения задания; 2 - рабочее место оператора № 2, отвечающего за анализ наземной обстановки; 3 - рабочее место оператора № 1, отвечающего за анализ наземной обстановки; 4 - бортовая ЭВМ системы ASTOR; 5 - ЗИП; 6 - аппаратура сбора и обработки данных; 7 - аппаратура линии передачи данных; 8 - преобразователь напряжения
Вторая группа фирм во главе с <Рэйтеон>, предлагает разместить систему ASTOR на самолете <Глобал Экспресс>, имеющем на 30 проц. большую площадь, чем <Гольфстрим-5>, и вдвое большую мощность источников электропитания. Кроме того, эта машина может выполнять взлет с ВПП длиной 1500 м. РЛС создается этой группой на базе радиолокационной станции ASARS-2 самолета-разведчика U-2R/S, обеспечивающей картографирование местности с высоким разрешением, селекцию движущихся целей в полном объеме и покадровую съемку стационарных наземных объектов. Ожидается, что в ней будут применены антенна с электронным сканированием (ее длина 4,8 м, то есть втрое больше, чем у ASARS-2), a также модернизированные приемник и возбудитель, созданные для БЛА <Глобал Хок>. Британская фирма планирует выполнить 33 проц. работ по конструированию антенной решетки и механизма ее разворота (для обзора с правого и левого борта). Обтекатели для антенной системы предполагает выпускать французская компания <Том-сон - CSF>. Ожидается, что сигнальный процессор РЛС будет выполнен по модифицированной конфигурации ASARS AIP (ASARS Improvement Program). Программой предусмотрена среднесрочная модернизация РЛС за счет установки АФАР.
Третья группа компаний, возглавляемая корпорацией <Нортроп - Грумман>, предлагает установить на борту носителя (так же, как и первая группа, ориентируется на самолет <Гольфстрим -5>) усовершенствованный вариант РЛС APY-3 системы <Джистарс>. Предполагается, что в оснащении этой станции активной фазированной антенной решеткой в соответствии с американской программой модернизации системы <Джистарс>, получившей наименование RTIP (Radar Technology Insertion Program) будут участвовать британские фирмы. По мнению зарубежных специалистов, РЛС самолета Е-8С, усовершенствованная по программе RTIP, будет превосходить по своим ТТХ другие варианты станций ASTOR. Стоимость работ по ее созданию составит 750 млн долларов, а их продолжительность - шесть лет. Как отмечают западные СМИ, существенным недостатком данного проекта является то, что самолеты, оснащенные таким вариантом системы ASTOR, не смогут поступить на вооружение в 2003 году.
Окончательное решение о выборе варианта самолета воздушной разведки и управления нанесением ударов руководство НАТО планирует принять в мае 1999 года.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI