ЗВО - 01'1998
ВАЖНЕЙШИЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ
Капитан 1 ранга В.СЕРЕДЮШИН
Многосторонние и двусторонние договоры и соглашения по разоружению и нераспространению оружия массового поражения, заключаемые в рамках процесса разоружения, способствуют снижению напряженности военно-политической обстановки на глобальном уровне и сокращению различных видов вооружений,
Достижение реальных договоренностей стало возможным после того, как СССР и США осознали, что гонка ядерных вооружений заходит в тупик, а мир реально приблизился к ядерной катастрофе. Начиная с 70-х годов разоружение, прежде всего ядерное, стало одним из важнейших направлений дипломатии, непосредственно связанным с обеспечением национальной безопасности, и главным стержнем советско-американских отношений.
К основным подписанным документам по проблемам разоружения и нераспространения оружия массового поражения относятся следующие;
- Договор о нераспространении ядерного оружия (ДЫЯО);
- Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВ1ЯИ);
- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении;
- Договоры между СССР и США об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2);
- Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (РСМД);
- Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1);
- Договор о дальнейшем сокращении н ограничении стратегических наступательных вооружения США и России (СНВ-2);
- Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО);
- Конвекция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.
Договор о нераспространении ядерного оружия вступил в силу 5 марта 1970 года (был открыт для подписания 1 июля 1968 года*). В настоящее время его подписали 179 государств, в том числе все ядерные державы. По своей сути данный договор является универсальной и реально действующей основой сдерживания распространения ядерного оружия, а также отправной точкой начала процесса ядерного разоружения. Подписывая его, страны-участницы заявили о намерении прекратить гонку ядерных вооружений и принять эффективные практические шаги в направлении ядерного разоружения, уничтожения созданных средств доставки ядерного оружия и его запасов. В договоре определены права и обязанности государств-участников, гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), порядок вступления и выхода из договора, внесения поправок в текст, статус государства - обладателя ядерного оружия (страны, которая произвела и осуществила испытание ядерного оружия до 1 января 1967 года).
В соответствии с данным договором государства-участники, обладающие ядерным оружием, обязуются не передавать другим странам это оружие и ядерные устройства или контроль над ними. Кроме того, он возлагает на государства, не располагающие ядерным оружием, обязательства не производить и не приобретать его, а также не добиваться и не принимать какой-либо помощи в его производстве. Эти государства должны поставить свою ядерную деятельность под контроль МАГАТЭ, гарантии которого обеспечивают обмен научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях, не препятствуют экономическому и технологическому развитию участников договора, международному сотрудничеству в области мирной ядерной деятельности. В то же время под особый контроль берутся возможные пути предоставления <третьим странам> исходного или специального расщепляющего материала и оборудования для его производства.
Реально существующий механизм МАГАТЭ по обеспечению международного контроля за соблюдением странами-участницами своих обязательств по договору внес определенный вклад в укрепление режима нераспространения ядерного оружия. МАГАТЭ имеет более 100 соглашений со странами-участницами о полномасштабных гарантиях. Оно осуществило около 33 тыс, инспекций на более чем 500 ядерных о&ьектах за период с 1970 года по настоящее время.
Режим нераспространения ядерного оружия вышел на региональный уровень. Объявлены безъядерными зонами Южно-Тихоокеанский регион (Договор Раротонга), Латинская Америка (Договор Тлателолко), Африка (Договор Пелиндага), в 1995 году бьщ подписан Договор о безъядерной зоне в Юго-Восточной Азии. Договор об Антарктике (1959 год) также фактически запрещает любую военно-ядерную деятельность на этом континенте.
В целях усиления контроля за режимом безъядерных зон предлагаются следующие мероприятия:
- предоставление странами - участницами МАГАТЭ исчерпывающих данных о национальных ядерных программах;
- внезапные инспекции без предварительного оповещения о времени и месте их проведения;
- использование возможностей национальных разведывательных органов и т, д. Продолжением и дополнением ДНЯО стал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, принятый 10 сентября 1996 года на Генеральной Ассамблее ООН (был открыт для подписания 24 сентября 1996 года) и являющийся бессрочным.
Данным договором определен режим контроля за соблюдением его положений, которым предусматривается:
- международная система мониторинга, базирующаяся на четырех основных технологиях: сейсмической, радионуклеидной, гидроакустической, ннфразвуковой;
- механизм консультаций и разъяснений;
- инспекции на местах;
- меры укрепления доверия,
В соответствии с договором была создана Организация по ДВЗЯИ (штаб-квартира в г. Вена) и такие органы, как Конференция государств-участников, Исполнительный со* вет, состоящий из 51 члена от шести географических регионов, а также технический секретариат. При голосовании по вопросу подписания договора 10 сентября 1996 года только Индия, Бутан и Ливия высказались против, а Танзания, Куба, Сирил, Ливан и Маврикий воздержались.
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении вступила в силу 26 марта 1975 года (была открыта для подписания 10 апреля 1972 года) и является бессрочной. Государства, подписавшие конвенцию, обязались не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать, не сохранять и не передавать другим странам бактериальные средства и токсины, которые могут быть использованы в военных целях, а также оружие, оборудование и средства их доставки; уничтожить в течение девяти месяцев или переключить иа мирные цели имеющиеся запасы указанных средств. Запрет охватывает все без исключения биологические агенты и токсины, которые могут быть использованы в качестве оружия. Участники конвенции обязались консультироваться и сотрудничать друг с другом в решении любых вопросов, возникающих в связи с выполнением конвенции, применять соответствующие международные процедуры в рамках ООН при проведении расследований случаев ее нарушения, а также всемерно содействовать обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании биологических средств в мирных целях.
Конвенция предусматривает проведение конференций для рассмотрения ее действия. Первая такая конференция состоялась в 1980 году, последняя - в ноябре-декабре 1996-го. Заключительная декларация, принятая на ней, подтвердила жизнеспособность конвенции и наметила конкретные шаги по ее укреплению. В ней дается положительная оценка деятельности специальной группы государств-участников (учрежденной специальной конференцией 1994 года) по разработке контрольного механизма, а также приветствуется решение интенсифицировать работу с целью ее скорейшего завершения. Труп-
Конвенция обязывает страны-участницы сообщить о наличии имеющихся запасов ХО, Затем сделанные декларации могут быть проверены, а химическое оружие должно быть уничтожено в течение 10 лет. Хранение и уничтожение будут контролироваться посредством инспекций на местах. При этом ведется уничтожение не только того оружия, которое имеется на своей территории, но и того, что размещено в других государствах,
Предусматривается прекращение выпуска ХО и предоставление сведений о всех производящих его предприятиям Наблюдение за прекращением выпуска осуществляется также путем проведения инспекций на местах. В исключительных случаях может быть разрешена конверсия производств по выпуску химического оружия в предприятия невоенного назначения, которые будут находиться под соответствующим международным контролем. Конвенция содержит условия, запрещающие применение химических средств при подавлении беспорядков. Она подтверждает запрет на использование гербицидов и обеспечивает защиту и помощь в случае применения или угрозы применения ХО против государства-у частника.
В конвенции химические вешества разделены на три списка в соответствии со степенью опасности. Предприятия, выпускающие, перерабатывающие и потребляющие эти вещества, должны находиться пол международным контролем, включая инспекцию на местах. Подлежат декларированию и контролю также другие производства, способные выпускать указанные в списках химикаты, Вместе с тем разработаны меры, с помощью которых процедура инспекции и ее методика позволяют инспектируемой стороне сохранить секретность информации, не связанной с ХО,
В соответствии с конвенцией предусматривается два режима проверки с целью повышения безопасности государств-участников и исключения возможности тайного производства, хранения и использования ХО, Первый - обычный контроль, включающий декларирование, первоначальные визиты (по проверке исходных данных) и систематические инспекции мест складского хранения ХО, его производства и площадок уничтожения, а также предприятий промышленности, имеющих отношение к химическому производству. Второй - выборочные инспекции, позволяющие государству-участнику запросить и провести международную инспекцию любого предприятия и объекта на территории любого государства с целью ответа на вопросы о возможном нарушении конвенции,
Государства-участники обязаны разрешать выборочные инспекции на своей территории и делать все необходимое для выполнения конвенции. При этом инспектируемой стороне дозволено контролировать доступ к объекту, проверяемому выборочно. Во избежание злоупотреблений в конвенции предусмотрено, что все вопросы, связанные с ее предполагаемым невыполнением и возможными нарушениями, адресуются Исполнительному совету и Генеральному директору технического секретариата организации стран, подписавших конвенцию. Государство-участник может в любое время запросить Исполнительный комитет рассмотреть случаи злоупотребления правами, которые обеспечиваются конвенцией.
Важным обстоятельством является то, что проверяемая сторона имеет право решающего голоса в определении степени и вида доступа на проверяемый объект, может вести переговоры с инспекционной группой о степени доступа к любому определенному месту или местам в пределах инспектируемого о&ьекта, конкретных видах инспекции {включая взятие образцов) и работ, проводимых инспекционной группой, а также о предоставлении проверяемой стороной необходимой информации. Расходы по выполнению конвенции распределяются между государствами-участниками по шкале ООН.
Многосторонние и двусторонние договоры и соглашения по разоружению и нераспространению в области оружия массового поражения, в том числе и российско-американские по стратегическим наступательным вооружениям, оцениваются в целом положительно- Между тем поддержание своего ядерного потенциала сдерживания остается для США важнейшей задачей на обозримую перспективу,
Еще одной чертой разоруженческого процесса в области ядерных вооружений является то, что он пока реализуется на двусторонней основе между РФ и США, Вместе с тем по мере выполнения договоров СНВ-1 и СНВ-2 (в перспективе СНВ-3) ситуация будет кардинально меняться и на повестку дня встанет вопрос о включении в процесс ядерного разоружения других ядерных держав. Достижение договоренностей между ними станет, по оценке специалистов, весьма сложной задачей, на решение которой потребуется длительный период времени.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI