"Зарубежное военное обозрение" 11'1997

НАЧАЛЬНАЯ БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА МОРСКИХ ПЕХОТИНЦЕВ США

Б.БОГДАН

Изучение боевого опыта локальных вооруженных конфликтов в различных странах, происходящих в условиях изменения политической обстановки в мире, заставило командование морской пехоты (МП) США пересмотреть программу начальной боевой подготовки морских пехотинцев. По его взглядам, поле боя будущего (вероятнее всего, это локальный военный конфликт, где МП США выполняет, например, миротворческую миссию) окажется без четко очерченной линии фронта. Любые объекты (тыловая часть, узел связи, командный пункт) станут целями для ударов партизан, террористов и подразделений специального назначения. В этих условиях каждое подразделение морской пехоты должно уметь действовать как общевойсковое, а морской пехотинец - именно как пехотинец. Традиционно командование МП гордилось тем, что в процессе обучения в центрах подготовки новобранцев (Паррис-Айленд, штат Южная Каролина, и Сан-Диего, Калифорния) каждый курсант получал первую военную специальность, соответствующую общепринятой классификации <стрелок-автоматчик>.
В настоящее время курсанты учебных центров, как и раньше, изучают боевые подвиги героев и более чем 220-летнюю историю морской пехоты США, основы военного законодательства и воинской дисциплины, осваивают оружие пехотного взвода и проходят стрелковую подготовку, знакомятся с правилами ношения и сбережения формы одежды и снаряжения, приемами оказания первой медицинской помощи, порядком несения караульной службы, методами защиты от оружия массового поражения. Однако в программу, методику и нормативы боевой подготовки внесены существенные коррективы. Период подготовки продлен с 12 до 15 недель (11 недель в учебном батальоне и четыре в батальоне боевой подготовки и в школе пехоты) за счет увеличения количества часов по отдельным предметам и введения новых дисциплин. Причем курсанты, которые будут служить в пехотных подразделениях, проходят так называемую <двойную подготовку>, овладевая также своей будущей военно-учетной специальностью. Остальные курсанты в дальнейшем распределяются по специальным школам морской пехоты.
Физическая подготовка обеспечивает основу, на которой строится вся боевая подготовка в учебном центре. Методически она опирается на соответствующие положения полевого устава FM21-20 сухопутных войск США*, с некоторыми изменениями и дополнениями, и имеет целью укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также развитие физической выносливости, силы и гибкости. При этом соблюдаются следующие принципы: регулярность занятий, постепенность усложнения физических упражнений, обязательность чередования характера и степени нагрузок.
Занятия проводятся ежедневно по 1 ч (кроме субботы и воскресенья). В течение первых трех недель курсанты носят форменную обувь только в первой половине дня, затем они переобуваются в кроссовки. Такая практика позволяет уменьшить количество больных с инфицированными потертостями ступней и снизить физическую нагрузку. Зарядка не предусмотрена, но физподготовка может организовываться и в утренние часы.
Физические нагрузки увеличиваются постепенно. На четвертой неделе интенсивность и объем нагрузок резко уменьшаются для того, чтобы дать молодому организму возможность лучше адаптироваться к новым условиям. Как показывает опыт, подобная методика позволяет курсантам на выпускных экзаменах при сдаче теста по физической готовности добиться высоких показателей (в среднем 270 баллов из 300 возможных).
Такой тест состоит из трех видов упражнений. Для женщин: вис в статическом положении на перекладине с согнутыми руками, подбородок над перекладиной (выход в вис с посторонней помощью); сгибание туловища из положения лежа на спине в течение 2 мин (ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки за головой, ступни к полу прижимает партнер); бег на 1,5 мили (2,4 км). Нормативы теста и оценка физической готовности для морских пехотинцев-женщин приведены в табл. 1 и 2. Для мужчин предусмотрены следующие упражнения: подтягивание на перекладине; сгибание туловища из положения лежа на спине в течение 2 мин (ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки за головой, ступни к полу прижимает партнер); бег на 3 мили (4,8 км). Нормативы теста для мужчин и оценка их физической готовности приведены в табл. 3 и 4. Результаты оцениваются по 100-балльной шкале.

МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН
Возраст, летВис, сУпражнения для развития пресса, разБег на 1,5 мили, минСумма баллов
17 - 26162215100
27 - 39131916,573
40 - 4510181856

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЖЕНЩИН (в баллах)
Возраст, летНеудовлетворительнаяКатегории
ТретьяВтораяПервая
17 - 260 - 99100150200
27 - 390 - 7273123173
40 - 450 - 5556106156

МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ МУЖЧИН
Возраст, летПодтягивание, разУпражнения для развития пресса, разБег на 3 мили, минСумма балловНеобходимые дополнительные баллыОбщая сумма баллов
17 - 26340289540135
27 - 39335298426110
40 - 453353078785

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МУЖЧИН (в баллах)
Возраст, летНеудовлетворительнаяКатегории
ТретьяВтораяПервая
17 - 260 - 134135175225
27 - 390 - 109110150200
40 - 450 - 8485125175

В настоящее время большинство командиров подразделений требуют повысить минимально допустимые нормативы в этом тесте, указывая на несоответствие их показателям, например, боевого теста физической готовности, который курсанты-мужчины должны пройти, завершая подготовку в центре. Упражнения этого теста (выполняются в шлеме, наплечных ремнях, с двумя наполненными водой 1-л флягами и личным оружием), оцениваемые по двухбалльной шкале <выполнено - не выполнено>, включают: сгибание туловища из положения лежа на спине (ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки удерживают оружие, ступни к полу прижимает партнер, норматив 60 раз); подъем по канату диаметром 5 - 7 см на высоту 7 м за 30 с; 30 отжиманий; демонстрацию умения вынести раненого с поля боя, для чего нужно пробежать 50 м, специальным приемом взвалить его на плечи и вернуться на стартовую линию (норматив 45 с), а также наступать под огнем противника, выполняя короткие перебежки, переползания и перекаты на дистанции 200 м за 2 мин (с преодолением по пути движения прыжком траншеи шириной 1,5 м); бег на 3 мили (4,8 км) за 30 мин (рис. 1).
В зачетные упражнения входит также преодоление двух полос препятствий без учета времени. Первая полоса состоит из 24 препятствий (завал, ров, лабиринт, забор и другие), для преодоления которых требуется выносливость, сила, ловкость и гибкость. Вторая - <полоса уверенности> - включает препятствия (также 24), связанные с передвижениями и действиями в горах.
Первая помощь на поле боя, правильно и своевременно оказанная, как считает американское командование, позволяет значительно сократить потери личного состава в боевых условиях и поэтому должна быть непременным навыком профессионального военного, который в любой момент может оказаться в экстремальных условиях. Каждый курсант в конце обучения обязан продемонстрировать уверенное владение: диагностикой ран и травм, техникой наложения бинтовых повязок при проникающих ранениях в грудь, голову, брюшную полость, а также жгутов и шин при переломах конечностей; приемами оказания первой помощи при переломах позвоночника, ожогах, укусах змей, тепловом ударе, искусственного дыхания (три) и непрямого массажа сердца, транспортировки тяжело раненного под огнем противника и в непростреливаемых зонах.
Практическая отработка приемов оказания первой помощи, а также изучение правил гигиены и санитарии начинаются с первых дней пребывания курсанта в учебном центре и продолжаются все 15 недель. Выполнение каждого норматива оценивается по двухбалльной шкале. Считается, что умение оказать первую помощь на поле боя и уверенность в том, что товарищи смогут вынести раненого с поля боя живым, повышают психологическую устойчивость личного состава в боевых условиях.
Выживание в воде является для морского пехотинца жизненно необходимым навыком. Командование МП разработало соответствующие программу и нормативы с учетом того, что морской пехотинец, участвующий в морском или воздушном десанте, может оказаться в воде и должен уметь выйти из нее в полном боевом снаряжении с оружием в руках.
Занятия по этой программе начинаются на третий день пребывания новобранца в центре. Курсантам предлагается в полевой форме и обуви преодолеть 25-м бассейн любым способом. Для тех, кто не умеет плавать, организуются специальные занятия. В дальнейшем курсанты учатся выполнять прыжок <солдатиком> с 3-м вышки, имитируя десантирование с борта корабля, с последующим проплыванием 25 м. Затем в полном боевом снаряжении, в бронежилетах и с резиновыми винтовками М16, но без шлема (общая масса снаряжения 18 кг) они овладевают навыками форсирования 40-м преграды: вброд (по грудь в воде) и вплавь (рюкзак морского пехотинца водонепроницаемый, рис. 2). Последнее (зачетное) испытание состоит из прыжка с 1,5-м вышки, прохождения 10-м дистанции в воде и заплыва на 25 м. Курсанты, выполнившие эти нормативы, получают категорию морского пловца 3-го класса.
С ними проводится несколько занятий на тренажере, позволяющем имитировать покидание тонущего вертолета. Тренажер представляет собой поворотную консольную балку, на конце которой закреплено вертолетное кресло. Курсант в полевой форме и обуви садится в кресло и пристегивается ремнем; балка разворачивается, и кресло оказывается над бассейном, после чего переворачивается на 180° и курсант опускается на 1,5-м глубину вниз головой; ему нужно расстегнуть ремень безопасности и всплыть. В дальнейшем упражнение усложняется: перед тем как расстегнуть ремень безопасности и всплыть, он должен снять рюкзак, наплечные ремни с подсумками, ремень с двумя флягами и бронежилет. Чтобы получить категорию 2-го класса, курсант должен проплыть 50 м в форме, ботинках, каске, бронежилете и с винтовкой M16. Затем нужно суметь проплыть с раненым дистанцию 25 м, не отдыхая, вернуться назад и переправить два рюкзака и винтовки.
Огневая подготовка. Командование МП считает, что результаты огневой подготовки будут гораздо выше, если морской пехотинец отстреляет годовой норматив боеприпасов за несколько дней. Такие интенсивные стрельбы способствуют более прочному закреплению навыков, чем ежемесячное выполнение одного-двух упражнений. Этот принцип вошел в практику начальной боевой подготовки.
Огневая подготовка в учебном батальоне проводится в полевых условиях непрерывно в течение трех недель. Первую неделю курсанты изучают материальную часть автоматической винтовки М16А2, подствольного гранатомета М203, пистолета М9, ручного пулемета М249, противотанкового реактивного гранатомета АТ4. Затем они осваивают на тренажерах приемы прицеливания, изготовки к бою, выбора позиции.
Вторая неделя отводится на учебные стрельбы (250 патронов), которые заканчиваются выполнением квалификационного упражнения из винтовки М16А2. Стрельба ведется на дистанциях 200,300 и 500 м из трех положений одиночными выстрелами.
На заключительном этапе курсанты сдают зачеты по стрельбе из винтовки М16А2 в противогазе, в темное время без ночного прицела и очередями, а также с семи позиций: с крыши, из окна дома, через амбразуру, пролом в стене, из-за дерева, поверх бревна, из траншеи. Для выполнения этих стрельб каждому выдается 35 патронов. При этом обращается внимание на выработку у обучаемых уверенного навыка постановки оружия на предохранитель при перемене позиции, умение скрытно занять ее и поразить все мишени.
Зачетное упражнение в стрельбе из пистолета М9 по поворачивающимся мишеням (40 патронов, дистанции 25, 15 и 7 м) выполняется из стойки Уивера: ноги на ширине плеч, левая нога впереди, правая рука с пистолетом направлена на цель и жестко выпрямлена, левая полусогнута в локте, кисть левой руки охватывает кисть правой (с пистолетом) и давит назад, создавая жесткий упор (рис. 3).
В дальнейшем огневая подготовка осуществляется в батальоне боевой подготовки. Показательная стрельба из подствольного гранатомета М203 проводится с использованием рамочного прицела на расстояние 150 м (двумя гранатами) и с применением квадранта на дистанцию 200 - 400 м (также двумя гранатами). Из ручного пулемета М249 курсант должен отстрелять 100 патронов по шести мишеням и сменить ствол через 50 выстрелов, а также овладеть навыком ведения огня очередями по вертикали и горизонтали, меняя положение локтей и туловища. Кроме того, программой предусмотрена тренировочная стрельба из реактивного гранатомета АТ-4 (из вкладного 9-мм стволика пятью трассирующими патронами) по силуэту танка на дистанцию 150 м.
Последнее зачетное упражнение в стрельбе в движении из винтовки М16А2 по мишеням, находящимся на разных дистанциях, курсант выполняет в школе пехоты (в полном боевом снаряжении, шлеме и бронежилете, получив 90 патронов) в четыре этапа. Вначале ведется стрельба из оборонительной позиции (на дальность до 300 м), затем имитируется движение в дозоре со стрельбой (на 150 - 200 м), сближение с противником, находящимся в обороне (150 - 200 м), и стрельба <в упор> (50 - 75 м) одиночными выстрелами по появляющимся каждые 5 - 8 с мишеням). Зачетный норматив составляет 50 проц. попаданий. В школе пехоты курсанты также изучают устройство бельгийского 7,62-мм пулемета MAG, состоящего на вооружении МП США, и выполняют упражнение, аналогичное стрельбе из пулемета М249. Кроме того, они изучают материальную часть и стреляют из станкового гранатомета Мк19 и крупнокалиберного пулемета М2.
Метание боевой гранаты выполняют все курсанты, как мужчины, так и женщины. Для предотвращения несчастных случаев разработана специальная методика. Во-первых, метание проводится только в утренние часы, пока курсанты не устали и более внимательны. После дополнительного инструктажа по технике безопасности каждый из них бросает две учебные гранаты с боевыми запалами. Затем группа переходит на новое место, где курсанты должны бросить по три учебных гранаты с боевыми запалами с разных позиций, причем одну через окно. И наконец, вновь сменив учебную позицию, они по очереди метают боевую гранату.
Рукопашный бой. Отрабатывается собственно рукопашный бой (пехотинец безоружен либо вооружен только ножом или подручным предметом) и штыковой (в ситуации, когда закончились патроны или нет возможности сменить магазин). При обучении, как и в реальной боевой обстановке, морской пехотинец вступает в рукопашный бой одетым в шлем и бронежилет в полном снаряжении. Предполагается, что он перенес психоэмоциональный или физический стресс (выдвижение в зону десантирования, высадка, огонь противника, наличие убитых и раненых, сближение с противником и т. д.), и запасы адреналина в организме военнослужащего исчерпаны.
Обучение рукопашному бою без оружия проводится по программе LINE (<инстинктивное подавление противника в ближнем бою>) на базе приемов, отобранных из тех, что применяются в различных видах единоборств, и позволяющих нейтрализовать противника при минимуме затраченных сил и времени. Программа в целом предусматривает десять уровней подготовки. Курсанты осваивают только четыре уровня: первый - приемы, позволяющие вывести противника из строя; второй - удары ногами, руками и приемы защиты; третий - защита от нескольких нападающих; четвертый - применение холодного оружия. Приемами первого уровня, как отмечается, легко овладевают и женщины. Высшие уровни подготовки предназначены для военнослужащих специальных разведывательно-диверсионных подразделений.
Вводный курс программы предусматривает обучение боксерской стойке и прямым ударам левой и правой рукой. В течение десяти дней проводятся 1-мин спарринговые бои между курсантами одного взвода и встречи между взводами (без учета роста и весовой категории партнеров). Цель этих занятий заключается в том, чтобы ознакомить обучаемого с жесткостью рукопашной схватки и привить ему агрессивность. Приемами по программе LINE курсанты овладевают в полуспортивной форме одежды (рис. 4), а отрабатывают их в полной боевой форме, шлеме и бронежилете.
На 12-й день курсанты приступают к изучению приемов штыкового боя, а через неделю - к практической отработке их парами (в защитном снаряжении) с помощью учебных палок, на концах которых закреплены кожаные мешки с мягкой набивкой, имитирующие штык и приклад (рис. 5). После поединков проводятся тренировочные бои - один против двоих и двое против троих. Затем условия усложняются и спарринги переносятся на <мост> - деревянную платформу (2 х 2 м) с двумя аппарелями. Курсанты взбегают на него и стремятся не только поразить противника ударами <штыка и приклада>, но и приемами сбросить его с <моста> (высота 0,5 м) в опилки. Далее спарринги переносятся в <октагон> - деревянный сараи (2 х 2 м) с длинной узкой щелью по периметру, позволяющей инструкторам вести судейство, и двумя дверными проемами в противоположных стенах. Крыша сарая обеспечивает некоторое затемнение, так как, по мнению военных специалистов, рукопашный бой более вероятен в условиях ограниченной видимости. Курсанты не видят своего противника перед боем и с дистанции 50 м бегом устремляются в <октагон>: тот, кто первым ворвется в сарай, может устроить партнеру засаду. Дальнейшим развитием рукопашной практики в ограниченном пространстве является бой в <загоне> - сарае несколько больших размеров и с более широкими дверными проемами, где встречаются один против двоих, двое на двое и т. д. В таких условиях обучающийся должен научиться отличать своего от противника.
Программы подготовки курсантов-мужчин и женщин различаются. При разработке программы для женщин командование МП учитывало, что по окончании учебного центра они не направляются в школу пехоты, а, получив основную специальность, сразу могут попасть в <горячую точку>. Поэтому в курс огневой подготовки для женщин дополнительно включено ознакомление с 7,62-мм пулеметом MAG, в том числе стрельба из него. Кроме того, они обучаются посадке в вертолет и высадке из него, оборонительным действиям в городских условиях, подготовке здания к обороне, применению реактивного гранатомета и пулемета при обороне дома, а также топографии и ориентированию на местности, действиям в составе боевого охранения и при охране колонн транспорта. Они учатся устанавливать, обнаруживать и снимать мины-ловушки на базе мин M16, M18 и М21 и до автоматизма отрабатывают действия в случае попадания в засаду при движении пешим строем или на транспортном средстве.
В программу подготовки морских пехотинцев-мужчин в школе пехоты (вне зависимости от их будущей основной специальности) дополнительно включено обучение действиям в составе пехотного отделения в наступлении, обороне, разведке и боевом охранении. Они овладевают инженерной подготовкой позиций, сдают боевые тесты по физической готовности, совершают марш-бросок в полной боевой форме на 25 км на время (норматив 5 ч), осваивают спуск по веревке с 15-м вышки и завершают обучение преодолением штурмовой 2400-м полосы в полном боевом снаряжении со штыковой атакой резиновых манекенов. При этом на определенных участках полосы па безопасном расстоянии от переползающих курсантов подрываются тротиловые заряды.
Командование морской пехоты США в настоящее время изучает вопрос об организации подготовки курсантов-мужчин по всей вышеописанной программе на базе учебных центров МП в Сан-Диего и Паррис-Айленд без перевода их в батальон боевой подготовки и в школы пехоты (в Кэмп-Пендлтон и Кэмп-Леджен соответственно).
Приведенные данные показывают, что в современных условиях, когда велика, вероятность возникновения локальных вооруженных конфликтов в различных регионах мира по религиозным, этническим и национальным мотивам, возрастает значение разносторонней подготовки военнослужащих. Это учитывает командование МП США при совершенствовании одиночной подготовки морских пехотинцев на начальном этапе боевой учебы.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz