ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ - ЗВО - 10/1997

ПЛАРБ ВМС США

Полковник С.Колесников

В первой части статьи (Зарубежное военное обозрение. 1997, №9, С.46-52) рассматривался процесс зарождения морских стратегических ядерных сил США. Ниже прослеживается их дальнейшее развитие, вплоть до наших дней.
В 1963 году американские специалисты приступили к работе над новой ракетой, получившей обозначение UGM-73 "Посейдон-СЗ", принятие на вооружение которой должно было обеспечить качественное совершенствование морского компонента стратегических ядерных сил (МСЯС). Новую ракету намечалось оснастить РГЧ Mk 17 индивидуального наведения, создававшейся параллельно с РГЧ Mkl2. Все НИОКР ввиду их важности проводились точно по графику, и уже в августе 1966 года на Восточном испытательном полигоне начались испытания БРПЛ UGM-73 (ракеты запускались с наземных ПУ). Всего предусматривалось провести 25 пусков, в том числе и с борта подводной лодки. В июле 1970 года испытания успешно завершились.
"Посейдон-СЗ" - двухступенчатая БРПЛ с последовательным расположением ступеней. РДТТ первой ступени, разработанный фирмой "Геркулес", имел корпус из стеклопластика. Его отклоняемое при помощи гидросистемы сопло изготовлялось из алюминиевого сплава и располагалось внутри ракеты для уменьшения ее общей длины (в рабочее положение оно выдвигалось перед включением двигателя). Чтобы обеспечить в полете разворот по углу вращения, применялась система микросопел, использовавших газ, который вырабатывал газогенератор. Твердотопливный маршевый двигатель второй ступени фирмы "Тиокол" конструктивно отличался наличием соплового блока. Его сопло, изготовленное из стекловолокна с графитовым вкладышем, частично "утоплено". В РДТТ обеих ступеней применялось смесевое топливо - перхлорат аммония и углеводородное горючее с присадками алюминия.
Маршевые ступени, приборный отсек и РГЧ соединялись с помощью переходников из алюминиевого сплава. Для разделения ступеней использовался огневой способ, характерный практически для всех американских БРПЛ: в передней части переходников крепился заряд, срабатывавший в момент разделения.
Инерциальная система управления размещалась в герметичном приборном отсеке. Применение новой гиростабилизированной платформы и электронно-вычислительного блока позволило обеспечить хорошую точность стрельбы (КВО не более 800 м). Впоследствии, после модернизации элементной базы и введения в действие навигационных систем "Лоран-С" и "Транзит", этот показатель удалось снизить до 470 м. Система наведения обеспечивала управление полетом на активном участке траектории и разведение боевых блоков.
Разделяющаяся головная часть Mk3 состояла из боевого отсека и отсека двигательной установки. Первый был рассчитан на десять боеголовок индивидуального наведения мощностью по 50 кт. При таком боевом оснащении дальность полета ракеты составляла 4600 км. Прошел испытания и вариант оснащения РГЧ шестью боевыми блоками той же мощности, при этом дальность увеличивалась до 5600 км. Двигательная установка ступени разведения обеспечивала наведение всех боеголовок на цели, расположенные на площади 10000км2.
Руководство США санкционировало выделение необходимых финансовых средств на программу перевооружения ракетами "Посейдон" 31 ПЛАРБ типа "Лафайет" (на ракетоносцах более ранних проектов было решено оставить БРПЛ "Поларис-АЗТ"). Предстояло модернизировать пусковые шахты, усовершенствовать электронное оборудование, заменить систему управления стрельбой (вместо Mk84 установить Mk88), что было вызвано необходимостью решать новые задачи, например осуществлять перенацеливание боевых блоков РГЧ. Выполнение этих работ затянулось, поэтому программа производства 619 БРПЛ "Посейдон" завершилась лишь в 1975 году (496 из них были установлены на подводные лодки). Но уже с марта 1971 года ПЛАРБ типа "Лафайет", и первой из них была SSBN633 "Казимир Пуласки" типа "Джеймс Мэдисон", стали выходить на боевое патрулирование с новыми ракетами на борту.
С принятием на вооружение ракетной системы "Посейдон" боевые возможности американских МСЯС значительно возросли. Так, если в 1967 году на 656 американских БРПЛ "Поларис-АЗ" было установлено 2016 боевых блоков, то в 1977-м 512 ракет "Посейдон" несли, как минимум, 4096 боезарядов индивидуального наведения, а 160 "Поларис-АЗТ" - еще 480. Таким образом, при неизменном числе носителей количество ядерных боевых блоков на них возросло в 2,3 раза (см. рисунок). Увеличение дальности стрельбы позволило отодвинуть районы боевого патрулирования ПЛАРБ от зон, где советский военноморской флот мог бы активно использовать разнородные противолодочные силы, базировавшиеся на территории бывшего СССР. Оснащение ракет разделяющимися головными частями дало возможность реализовать принцип многовариантности боевого применения БРПЛ, в том числе для поражения ПЛАРБ вероятного противника.
В ноябре 1966 года руководство министерства обороны США приняло решение об образовании временного комитета, получившего обозначение "Страт-икс", задачами которого стали разработка и выбор перспективных концепций ракетных систем оружия. В результате проведенных в 1966 - 1967 годах исследований комитет представил отчет, где обосновывалась необходимость создания новой ракетной системы морского базирования, имеющей более высокие оперативные и технические характеристики. Ее разработка велась с 1968 года по двум программам: создание новой БРПЛ, имеющей дальность стрельбы 9000 - 10 000 км, и новой ПЛАРБ с 20 или 24 пусковыми шахтами; увеличение дальности стрельбы ракеты "Посейдон". В июле 1969 года руководство министерства обороны посчитало, что эти программы дублируют друг друга, и финансирование работ по модернизации ракеты "Посейдон" было прекращено.
В сентябре 1971 года на рассмотрение министра обороны был представлен доклад, в котором излагались возможные пути дальнейших исследований. В результате его обсуждения был выбран вариант, основывавшийся на разработках, проведенных в рамках вышеупомянутых программ. Утверждение в октябре того же года доклада явилось формальным началом реализации программы приобретения новой системы оружия.
Ввиду важности возлагаемых на новую ракетную систему задач было признано необходимым ускорить работы по программе, получившей название "Трайдент", и увеличить ассигнования на ее реализацию. Одновременно было решено, что НИОКР по созданию корабельного ракетного комплекса "Трайдент-1" станут основой для последующей разработки комплекса "Трайдент-2".
К полномасштабной разработке новой ракеты планировалось приступить в октябре 1973 года, однако из-за финансовых ограничений, наложенных конгрессом, срок был перенесен на март 1974-го. Головной фирмой по созданию ракеты была выбрана "Локхид миссайлз энд спейс", а подводной лодки - "Дженерал дайнэмикс". В 1977 году министр обороны принял решение о переходе к производству ракет "Трайдент-1", а первые летно-конструкторские испытания состоялись в январе 1978-го,
Экспериментальные запуски осуществлялись с Восточного испытательного полигона. Всего до сентября 1979 года было произведено 25 пусков, из них несколько с борта ПЛАРБ. В том же году окончательно было установлено число ракет, которые предстояло изготовить. ВМС планировали закупить 570 ракет и первоначально оснастить ими 12 ПЛАРБ типа "Лафайет" (192) и восемь ракетоносцев новой постройки типа "Огайо" (192). Производство намечалось завершить в 1986 году.
UGM-96A "Трайдент-1 " является трехступенчатой БРПЛ, спроектированной по схеме с последовательным расположением ступеней, которые соединялись посредством переходных отсеков. При этом РДТТ третьей ступени занимает объем вдоль продольной оси ракеты - от верхнего днища двигателя второй ступени до верхней части обтекателя. Элементы конструкции РГЧ типа MIRV размещаются вокруг ракетного двигателя. Все это позволило сократить общую длину ракеты. Двигатели маршевых ступеней имеют корпуса типа "кокон", изготовленные из органического волокна кевлар-49 методом намотки. Отклоняемые на угол до 7° сопла помещены в гибкие опоры с гидравлическим приводом. РДТТ первой и второй ступеней оборудованы системой отсечки тяги.
Управление полетом ракеты и наведение боевых блоков осуществляются с помощью бортовой астроинерциальной системы управления MR6 (на основе цифрового вычислительного комплекса и командных приборов). Астрокоррекция проводится после завершения работы маршевых ступеней, для чего совершается маневр с целью захвата астро-датчиками выбранной звезды, находящейся близко к зениту в районе цели. После коррекции начинается разведение боевых блоков. Использование тонкопленочных гибридных микросхем позволило уменьшить массу электронных блоков (системы управления) на 50 проц., благодаря чему дальность полета возросла на 220 км и составила около 8000 км. Успехи в реализации научно-исследовательской программы, направленной на повышение точности стрельбы БРПЛ, дали возможность сократить КВО с 470 до 300 м.
Ракета была оснащена разделяющейся головной частью Mk4, конструктивно состоящей из двух подсистем: боевого отсека и ступени разведения. Она закрывалась обтекателем овальной формы с большим притуплением, что вызывалось габаритными ограничениями, С целью снижения лобового сопротивления обтекатель был снабжен выдвигаемой аэродинамической иглой, что обеспечивало увеличение дальности полета БРПЛ на 550 км.
В боевом отсеке устанавливались восемь (технические возможности позволяют довести это число до десяти) боеголовок индивидуального наведения мощностью по 100 кг. На ступени разведения размещались двигательная установка и система управления ракетой.
Еще в ходе НИОКР по созданию БРПЛ "Трайдент-1" специалисты пытались разработать маневрирующие боевые блоки, способные уклоняться от средств поражения противоракетных систем, и даже проводили испытания. Однако сведения об их производстве в западной печати не появлялись.
Первьми носителями ракет "Трайдент-1 " стали шесть ПЛАРБ типа "Бенджамин Франклин" и шесть типа "Джеймс Мэдисон", которые прошли капитальный ремонт и модернизацию. На них, в частности, были установлены новый комплекс управления ракетной стрельбой Mk88 мод. 2, стартовый комплекс Mk24 мод.1, новейшие гидроакустические станции BQR-15, BQR-17 и BQR-21, а также автоматизированная система управления. Осуществлявшаяся с конца 1978 года программа перевооружения этих субмарин новыми ракетами завершилась в 1982-м. Первой на боевое патрулирование в октябре 1979 года вышла ПЛАРБ SSBN657 "Франсис С. Ки".
Весной 1976 года на верфи компании "Электрик боут дивижн" началось строительство новой атомной ракетной подводной лодки для американского флота - SSBN726 "Огайо" (головной в серии однотипных ПЛАРБ, создаваемых по программе "Трайдент"). Разработка проекта ракетоносца нового поколения велась с конца 1972 года, а заказ на постройку был выдан в середине 1974-го. При проектировании ПЛАРБ были использованы последние достижения науки и техники в области подводного кораблестроения: оптимизация форм обводов корпуса, защита корпусных конструкций, механизмов и аппаратуры от подводных взрывов, повышение скрытности и уменьшение фона акустического, магнитного, гидродинамического, радиационного, теплового и других физических полей. На лодке был установлен водо-водяной реактор типа S8G, обеспечивающий работу турбин мощностью 60 000 л. с. Скорость ее подводного хода составляла 25 уз.
Пуск ракеты может осуществляться с 15 - 20-секундньш интервалом с глубины до 30 м при скорости хода около 5 уз и волнении моря до 6 баллов. При этом процесс перевода ракетного комплекса "Трайдент-1" в одноминутную готовность к пуску занимает почти 15 мин. Мощность вычислительного комплекса системы управления ракетной стрельбой обеспечивает во время предстартовой подготовки корректировку полетных заданий одновременно для всех ракет, что дает возможность добиться высокой гибкости при выборе объектов поражения.
Использование источников коррекции навигационных данных систем "Лоран-С" и "Транзит", а также гравиметрической аппаратуры позволяет с высокой точностью определить место нахождения подводной лодки. За счет внедрения системы ESGN на базе высокостабильных гироскопов с электростатической подвеской ротора точность удержания параметров бортовым навигационным комплексом возросла в 4 - 6 раз.
В отличие от своих предшественниц ПЛАРБ типа "Огайо" имеют большую энерговооруженность, увеличенную скорость патрулирования (максимальную малошумную скорость хода), более совершенные бортовые системы и комплексы. Продолжительность эксплуатации без перезарядки реактора возросла до девяти лет (для ПЛАРБ типа "Лафай-ет"- пять лет). Существенное снижение шумности (в 13 раз) было достигнуто благодаря введению естественной циркуляции теплоносителя в первом контуре ядерной энергетической установки и электродвижения, что исключило из работы наиболее шумящие агрегаты, а также использованию различных амортизаторов и шумопоглощающих покрытий. За счет включения в состав комплекса гидроакустических средств протяженной буксируемой и конформной антенн и внедрения эффективных методов обработки гидроакустической информации дальность обнаружения целей увеличилась более чем вдвое.
Создание столь совершенного подводного ракетоносца, естественно, потребовало значительных затрат. Стоимость ПЛАРБ типа "Огайо" составила 1,3 - 1,5 млрд долларов, что более чем в 10 раз превысило закупочную стоимость ПЛАРБ типа "Лафайет". До настоящего времени ПЛАРБ "Огайо" удерживает первое место в мире по числу размещенных на ней баллистических ракет (24) и является одним из самых совершенных кораблей этого класса. Кроме головной, было построено еще семь таких ПЛАРБ, оснащенных корабельным ракетным комплексом "Трайдент-1". Все они вошли в состав 17-й эскадры подводных лодок Тихоокеанского флота (военно-морская база Бангор, штат Вашингтон).
Последней БРПЛ, поступившей на вооружение в начале 90-х годов, стала UGM-133 "Трайдент-05" как результат реализации второго этапа программы "Трайдент". В процессе ее строительства широко применялись перспективные технологии 80-х годов. План создания корабельного ракетного комплекса "Трайдент-2" был разработан и представлен министру обороны США в 1974 году, а к реализации программы НИОКР из-за финансовых трудностей приступили лишь в октябре 1977-го. К марту 1980 года американские специалисты представили на рассмотрение конгресса программу модернизации БРПЛ, где обосновывалась необходимость создания новой ракеты для ПЛАРБ типа "Огайо".
В ходе проводившихся НИОКР оценивались различные варианты конструктивно-компоновочных схем (до осени 1983 года) и выбирался тип головной части. В сентябре 1983 года министерство обороны приняло решение о полномасштабной разработке, которую планировалось завершить к концу 1989-го. Программа производства БРПЛ "Трайдент-D5" в связи с изменениями планов развития ракетных сил морского базирования неоднократно корректировалась, и в результате было решено иметь 800 ракет. Но и эта цифра оказалась не окончательной. Подписание в июле 1991 года Договора СНВ-1 изменило ситуацию коренным образом.
15 января 1987 года с Восточного испытательного полигона был осуществлен первый пуск ракеты "Трайдент-05", а вся программа летных испытаний завершилась в феврале 1990-го. За этот период 19 пусков было проведено с наземных ПУ (три неудачных) и девять - с борта ПЛ "Теннесси" (два неудачных). Испытания с подводной лодки показали необходимость внесения изменений в конструкцию первой ступени ракеты и пусковой шахты, в результате чего задержалось принятие этой ракеты на вооружение и несколько снизилась дальность ее полета. Конструкторам пришлось решать проблему защиты соплового блока от воздействия водяного столба, возникающего при выходе ракеты из-под воды. После доработки БРПЛ "Трайдент-05" поступила на вооружение.
Конструктивно БРПЛ "Трайдент-D5" мало чем отличается от "Трайдент-С4". Однако корпуса РДТТ первой и второй ступеней были изготовлены из графитоэпоксидного материала, что обеспечило более высокие прочностные характеристики. Корпус двигателя третьей ступени выполнен из композиционного материала на основе волокна кевлар-49. На всех ракетных двигателях имеется качающееся сопло облегченной конструкции, позволяющее осуществлять управление по тангажу и рысканию. Сопла и сопловые насадки выполнены из новых композиционных материалов, обеспечивающих работу при повышенных давлениях.
Использование ракетного топлива с большим удельным импульсом позволило увеличить дальность стрельбы примерно на 3000 км по сравнению с "Трайдент-1" при той же забрасываемой массе. Ракета оснащена разделяющейся головной частью типа MIRV Mk4 или Mk5, которая состоит из приборного отсека, системы управления, боевого отсека, двигательной установки и головного обтекателя с аэродинамической иглой. В боевом отсеке можно разместить восемь боеголовок мощностью по 475 кт или до 14 боеголовок по 100 кт. Система управления Mk6, основная часть которой располагается в приборном отсеке ступени разведения, предназначена для наведения ракеты на активном участке траектории и этапе разведения боевых блоков. Применение комплекса командных приборов с высокими характеристиками и метода астрокоррекции позволило добиться высокой точности стрельбы (КВО 120м).
Баллистические ракеты "Трайдент-05" по своим габаритам могут базироваться только на ПЛАРБ типа "Огайо". Для обеспечения нормального выхода их из пусковой шахты внее подается азот до давления, равного давлению забортной воды (в случае отмены пуска давление сбрасывается). Комплекс систем этого ракетоносца обеспечивает выполнение боевых задач в любой точке Мирового океана, в том числе и в высоких арктических широтах, а точность стрельбы в сочетании с мощными боеголовками позволяет ракетам эффективно поражать малоразмерные защищенные цели, такие, как шахтные пусковые установки МБР, командные центры и другие военные объекты. Заложенные при разработке ракетной системы "Трайдент-2" возможности по ее дальнейшей модернизации позволят, по мнению американских специалистов, сохранить ракету на вооружении морских стратегических ядерных сил до 2005 года, а подводные лодки типа "Огайо" и на еще более длительный период.
В 1990 году на боевое патрулирование в море вышли два ракетоносца с ракетами "Трай-дент-05" на борту (SSBN734 "Теннесси" и SSBN735 "Пенсильвания"), а в 1991-м - еще два (SSBN736 "Уэст Вирджиния" и SSBN737 "Кентукки"). По мнению американских специалистов, они обладают способностью уничтожать стратегические средства ответного удара любого противника. Их включили в состав 20-й эскадры подводных лодок Атлантического флота (ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия). К середине 1997 года ВМС США располагали уже 18 современными ракетоносцами типа "Огайо", оснащенными ракетами с высокими тактико-техническими характеристиками и способными эффективно решать широкий спектр боевых задач. Последняя (18-я) ПЛАРБ этой серии "Луизиана" вышла на боевое патрулирование в сентябре 1997 года. Ракетные лодки всех остальных проектов выведены из боевого состава ВМС.
В настоящее время стратегические силы морского базирования являются одной из составных частей американских стратегических наступательных сил, и их оперативное управление осуществляется объединенным стратегическим командованием. В мирное время ему подчиняются дежурные силы и средства, состав которых военно-политическое руководство страны определяет исходя из анализа военно-политической обстановки. Так, на боевом патрулировании в море постоянно находится до десяти ракетоносцев типа "Огайо". Главной задачей мирного времени для них является обеспечение стратегического сдерживания вероятного противника.
По административной организации все ПЛАРБ подчинены командующим подводными силами Тихоокеанского и Атлантического флотов ВМС США и сведены в две эскадры (соответственно 17-ю и 20-ю). 17-я эскадра в составе SSBN726 - 733, оснащенных комплексами "Трайдент-1 ", базируется на ВМБ Бангор, а 20-я в составе SSBN734 - 743 с "Трайдент-2" - на ВМБ Кингс-Бей. Обе базы специально оборудованы для приема и выгрузки боезапаса, технического обслуживания и текущего ремонта ПЛАРБ, а также для обеспечения отдыха личного состава.
Программой эксплуатации ракетных лодок предусмотрено, что время пребывания в море на боевом патрулировании и боевой подготовке должно составить не менее 60 проц. их жизненного срока (сюда же входят периоды капитального ремонта). Один цикл боевой службы ПЛАРБ включает 70-суточное патрулирование и 25-суточный период нахождения в базе, в течение которого проводятся работы по техническому обслуживанию и межпоходовый ремонт, а также происходит смена экипажей. На каждую ПЛАРБ предусмотрено иметь два экипажа ("голубой" и "золотой") по 155 человек, из них 15 офицеров.
Для подготовки персонала ПЛАРБ на каждой ВМБ функционируют учебно-тренировочные центры, которые рассчитаны на обучение до 25 000 специалистов ежегодно. Наличие комплекса специализированных тренажеров позволяет отрабатывать все элементы управления кораблем при его маневрировании в различных условиях обстановки, а также в ходе ракетных и торпедных стрельб. Переподготовка офицеров-подводников осуществляется в специальной школе в г. Гротон.
Дальнейшие перспективы американских морских стратегических ядерных сил связаны в первую очередь с условиями Договора СНВ-2. В случае ликвидации наземных МБР с разделяющимися головными частями "Трайдент-2" станет самой мощной наступательной системой в арсеналах ядерных держав и единственной в ВМС США ("Трайдент-1" будет снята с вооружения). По крайней мере, четыре из восьми ракетоносцев системы "Трайдент-1" пройдут модернизацию с целью переоснащения ракетами "Трайдент-05", но с уменьшенным числом боевых блоков, поскольку Договором СНВ-2 каждой из сторон разрешено иметь не более 1750 ядерных боезарядов на БРПЛ, хотя технически возможность быстрого восстановления их максимального количества на ракетах сохраняется. По расчетам специалистов, комплекс "Трайдент-2" еще долго будет состоять на вооружении морского компонента стратегических наступательных сил США и по-прежнему будет играть главную роль в американской ядерной триаде.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz