ЗВО - 09'1997
БЕРЕГОВАЯ ОХРАНА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Капитан 3 ранга А. ЗВОНОВ
Береговая охрана Республики Корея, созданная в 1953 году как подразделение национальной полиции, выполняет фактически функции морской полиции по обеспечению внутренней и внешней безопасности страны. Ее подразделения представляют собой военизированные, хорошо оснащенные части с едиными командованием, штабом и системой подготовки личного состава. Подготовка кадров осуществляется в специальной школе (г. Инчхон).
Сферой ответственности береговой охраны являются территориальные воды государства и районы традиционного рыболовного промысла в пределах экономической зоны. Основные ее задачи — патрулирование и охрана территориальных вод, контроль за соблюдением порядка и правил при перевозках морским транспортом, а также международных правовых норм кораблями и судами иностранных флотов в территориальных водах республики, расследование инцидентов на море, противодействие проникновению с моря иностранных разведывательно-диверсионных групп и агентуры, защита рыболовного флота в местах промысла, борьба с контрабандой, оказание помощи судам, терпящим бедствие, контроль за соблюдением экологических норм.
Общее руководство береговой охраной осуществляет министр внутренних дел через генерального директора национальной полиции (в ранге заместителя министра), которому непосредственно подчиняется начальник береговой охраны. Организационно она состоит из центрального аппарата (штаб в г. Пусан), включающего три департамента (управления, безопасности, контроля за экологией моря), и трех региональных морских командований (Западного, Восточного и Южного побережий), которым подчинены 11 командований следующих районов: Инчхон, Анхын, Кунсан, Мокпхо, Чеджу, Иосу, Чхун-му, Пусан, Пхохан, Тонхэ, Сокчхо. Характерно, что штабы региональных морских командований расположены в основных военно-морских базах.
Департамент управления занимается планированием деятельности полиции, контролем подчиненных подразделений и их материально-техническим обеспечением. В его составе три отдела — административный, планирования и инспекции, материально-технического снабжения.
Департамент безопасности занимается сбором, анализом и обработкой информации о разведывательной деятельности спецслужб иностранных государств, предоставлением рекомендаций руководству национальной полиции по проведению контрразведывательных мероприятий, направленных на пресечение проникновения вражеских агентов на территорию республики. В нем три отдела — безопасности, связи, информационно-следственный.
Департамент контроля за экологией моря занимается контролем за судами, находящимися в районах крупных морских портов, военно-морских баз и пунктов базирования (Нонсан, Инчхон, Чинхэ, Пукпхен, Чукпен, Куренпхо, Сокчкхо, Чечжу и другие), с целью предотвращения загрязнения моря нефтепродуктами и отходами. В департаменте два отдела — радиолокационного наблюдения и научно-исследовательский.
Командование района имеет структуру, аналогичную центральному аппарату. В составе его штаба пять отделов: административный, безопасности и связи, информационно-следственный, контроля за экологией моря, материально-технического обеспечения.
Численность личного состава береговой охраны превышает 3000 человек. На ее вооружении находятся 40 кораблей (четыре больших, 33 средних патрульных и три спасательных), а также несколько десятков патрульных катеров. Кроме того, при необходимости используется несколько вертолетов.
К большим патрульным кораблям относятся корабли типа "Мазингер" (три) и "Хан Канг".
Корабли типа "Мазингер" (PG) имеют следующие ТТХ: полное водоизмещение 1200 т, длина 80,5 м, ширина 9,8 м, осадка 3,2 м, два дизеля мощностью 9600 л. с. позволяют развивать максимальную скорость хода 22 уз, дальность плавания 7000 миль (при скорости 18 уз). Вооружение — 40-мм артиллерийская установка "Бофорс" и две спаренные 20-мм АУ "Эрликон". Экипаж 69 человек, в том числе 11 офицеров. Один из кораблей этого типа (PG-1001) используется в качестве командно-штабного.
Корабль "Хан Канг" (PG-1005), введенный в состав морской полиции в 1985 году, имеет полное водоизмещение 1180 т, длину 88,3 м, ширину 10 м, осадку 2,9 м. Газотурбинная главная энергетическая установка (мощность 26 820 л. с.) и два дизеля (6260 л. с.) позволяют развивать наибольшую скорость 32 уз. Дальность плавания достигает 4000 миль при скорости 15 уз. Вооружение корабля — по одной 76-мм АУ "ОТО Мелара" и 40-мм "Бофорс", а также две 20-мм АУ "Вулкан". Экипаж 72 человека, из них 11 офицеров.
К средним патрульным относятся корабли типов "Си Дрэгон/Уэйл" (шесть), "Си Вулф/Шарк" (22), "Букхансан" (два) и «Хюндай» (три).
Основные ТТХ кораблей типа "Си Дрэгон/Уэйл" (PC): полное водоизмещение 640 т, длина 61 м, ширина 8 м, осадка 2,7 м, два дизеля мощностью 9600 л.с. позволяют развивать наибольшую скорость 24 уз, дальность плавания 6000 миль (при скорости 15 уз). Вооружение — 40-мм артиллерийская установка "Бофорс", две 20-мм АУ "Эрликон" и два 12,7-мм пулемета. Экипаж 40 человек, в том числе семь офицеров. Корабли этого типа поступают на вооружение морской полиции с начала 80-х годов и в процессе постройки претерпели ряд усовершенствований. В частности, несколько последних были оснащены артустановками более мощного 76-мм калибра.
Корабли типа "Си Вулф/Шарк" (PC), имеют полное водоизмещение 310 т, длину 48,2 м, ширину 7,1 м, осадку 2,5 м, максимальную дальность плавания 2400 миль (при скорости 15 уз). Два дизельных двигателя мощностью 7320 л. с. позволяют развивать наибольшую скорость хода 25 уз. Вооружение — четыре 20-мм АУ "Эрликон" (или спаренные 40-мм АУ "Бофорс" и АУ "Эрликон") и два 12,7-мм пулемета. Экипаж 35 человек, в том числе три офицера.
Наиболее современными являются корабли типа "Букхансан" (PC), которыми предполагается заменить корабли типа "Си Вулф/Шарк". Их основные ТТХ: полное водоизмещение 380т, длина 53,1 м, ширина 7,3 м, осадка 2,2 м, два дизельных двигателя мощностью 8300 л. с. позволяют развивать наибольшую скорость 28 уз, дальность плавания 2500 миль (при скорости 15 уз). Вооружение — спаренная 40-мм АУ "Бреда", 20-мм АУ "Вулкан" и два 12,7-мм пулемета. Экипаж 35 человек, в том числе три офицера. Два корабля этого типа находятся на вооружении с 1989 года, в настоящее время на корейских судостроительных заводах завершается постройка еще двух.
Корабли типа "Хюндай", введенные в состав морской полиции в 1991, 1993 и 1995 годах, имеют полное водоизмещение 430 т, длину 53,7 м, ширину 7,4 м, осадку 2,4 м. Два дизельных двигателя мощностью 1990 л. с. позволяют развивать максимальную скорость 19 уз. Дальность плавания составляет 2100 миль при скорости 17 уз. Экипаж 14 человек. Вооружение — две 20-мм артиллерийские установки "Вулкан" и четыре 12,7-мм пулемета.
К спасательным кораблям береговой охраны относятся "Тэй Панг Янг", "Джэмин-1" и "Джемин-2" постройки соответственно 1993, 1992 и 1996 годов.
Универсальный спасательный корабль "Тэй Панг Янг" (ARS-3001) имеет полное водоизмещение 4300 т, длину 104,7 м, ширину 15 м, осадку 5,2 м, максимальную скорость 21 уз (четыре дизеля мощностью 4800 л. с.). Дальность плавания достигает 8500 миль при скорости 15 уз. Вооружение — 20-мм АУ "Вулкан" и шесть 12,7-мм пулеметов. Экипаж 121 человек. Корабль оснащен площадкой и ангаром для вертолета, системой пожаротушения и спасательным аппаратом (глубина погружения до 300 м). Он может использоваться также в качестве кабелеукладчика.
Спасательные корабли "Джемин-1" и "Джемин-2" значительно меньших размеров: водоизмещение 2000 — 2500 т, длина, ширина и высота соответственно 77,6 и 88 м, 13,5 и 14,5 м, 4,2 и 4,5 м. Два дизеля мощностью 8000 и 12 662 л. с. обеспечивают максимальную скорость хода до 20 уз, дальность плавания 4500 миль при скорости 12 — 15 уз. Вооружение — 20-мм АУ "Вулкан". Экипажи соответственно 92 и 81 человек. Первый корабль оснащен водолазным оборудованием, второй — системами буксировки и борьбы с огнем.
Катера (РВ), использующиеся для прибрежной патрульной службы, имеют водоизмещение 47 т, длину 21,3м, ширину 5,4 м, осадку 1,4 м, скорость хода 22 уз (два дизеля мощностью 1800 л. с.). Дальность плавания 400 миль при скорости 12 уз. Вооружение — 20-мм АУ и три 12,7-мм пулемета. Экипаж 11 человек.
Все корабли и катера береговой охраны в настоящее время имеют отличительную окраску: корпус — голубой, надстройка — белая, с надписью на английском и корейском языках "Полиция". Бортовой номер выведен черными цифрами, на трубе (если таковая имеется) нанесены черная и белая полосы и герб береговой охраны на зеленом фоне.
В целом береговая охрана Республики Корея является боевым, хорошо подготовленным резервом ВМС, который может быть использован для их усиления в ходе мобилизационного развертывания.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI