ЗВО - 05'1997
АВИАЦИОННЫЙ БОЕПРИПАС LOCAAS
Подполковник А.ГРИГОРЬЕВ,
кандидат технических наук
В США корпорация <Локхид - Мартин> по программе LOCAAS (Low Cost Autonomous Attack Systems) разрабатывает высокоточный авиационный боеприпас (БП), предназначенный для поражения на поле боя наиболее важных одиночных наземных целей (рис. 1). Таким боеприпасом предполагается вооружать как современные, так и перспективные самолеты стратегической (В-1В, В-2) и тактической (F-117, F-22, JSF) авиации ВВС. БП, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с треугольным в сечении несущим корпусом длиной около 50 см, оснащен раскрывающимися после пуска верхнерасположенным крылом и управляемым хвостовым оперением, обеспечивающими изменение траектории полета в ходе наведения на цель по принципу <крен - поворот>.
Программой разработки предусматривается создание боеприпаса в двух вариантах: с двигателем и без него. Первый, по расчетам экспертов, будет иметь дальность полета около 170 км.
Его планируется оснастить малоразмерным турбореактивным двигателем фирмы <Сандстрэнд> TJ-50 (масса 3 кг, максимальная тяга 22 кгс, время работы около 30 мин). Второй вариант - LOCAAS (рис. 2) имеет массу 22 кг и дальность полета 60 - 70 км при сбрасывании с больших высот. Боеприпас намечается оборудовать инерциальной навигационной системой и лазерной локационной станцией, позволяющей получать трехмерные изображения обнаруженных объектов. Последняя сопрягается с системой автоматического распознавания целей по заложенным в память бортовой ЭВМ цифровым образам, в том числе боевых машин, пусковых установок ракет классов <земля - земля>, <земля - воздух> и т. п. По замыслу разработчиков, в режиме поиска цели лазерная станция будет осуществлять сканирование земной поверхности в полосе шириной 750 м (по курсу полета БП), а в режиме распознавания - до 100 м. При одновременном обнаружении нескольких целей алгоритм обработки изображений обеспечит возможность атаки наиболее приоритетной из них. В варианте с силовой установкой в состав БП предполагается также включить приемники космической радионавигационной системы NAVSTAR.
В качестве боевой части намечается использовать заряд ВВ относительно большого диаметра с ориентированной вниз кумулятивной выемкой, имеющий медную облицовку. Подрыв боевой части при пролете боеприпаса над целью в зависимости от ее типа будет осуществляться путем формирования ударного стержня, ударного ядра специальной формы, обеспечивающей аэродинамическую стабилизацию ядра в полете, или нескольких ударных ядер. Первый способ пригоден для поражения танков и других сильнозащищенных целей, второй - поражения легкобронированной техники, а третий - для вывода из строя целей типа пусковых установок ракет и радиолокационных станций. На самолетах БП намечается размещать в специальных кассетных установках, разработка которых в США ведется с марта 1996 года.
Первые испытания нового боеприпаса были проведены в июле 1994 года, при этом длительность полета составила примерно 25 с. В ходе первого этапа были продемонстрированы возможности авиационного пуска, распознавания объектов и наведения на цель. В начале 1997 года американские специалисты приступили к очередному этапу испытаний, полностью завершить которые планируется в 1999 - 2000 годах проверкой функционирования боеприпаса в боевом снаряжении.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI