ЗВО - 06'1996
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ЛЕГКИЙ БОЕВОЙ САМОЛЕТ ВВС ИНДИИ
Полковник А.АЛЕКСЕЕВ
Индийский легкий боевой самолет LCA - Light Combat Aircraft (рис. 1) - впервые был продемонстрирован 12 ноября 1995 года в районе г. Бенгалуру премьер-министру Н.Рао. Этот проект представляет собой попытку разработки и производства дешевого, но достаточно эффективного истребителя, который имел бы высокий спрос на рынках вооружений стран "третьего мира". Проект LCA уникален, так как последние научно-технические достижения использовались при разработке и производстве не только самого самолета, но и систем управления полетом, оружия и средств РЭБ. Однако на начальном этапе проектирования этот самолет рассматривался как относительно дешевый вариант замены устаревших МиГ-21 и F-5, которые в больших количествах находятся на вооружении ВВС стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Решение о начале работ по проекту LCA было принято еще в 1983 году, а этап конструкторской разработки предполагалось закончить за шесть лет. Но по ряду причин, начиная от нехватки финансовых средств и кончая отсутствием требуемых технологий, индийские специалисты смогли приступить к интенсивным работам по проекту LCA только в 1992 году. Основным подрядчиком стала индийская фирма "Аэронотикл девелопмент эдженси" (ADA), координирующая работы нескольких государственных и частных научных учреждений.
Предполагалось, что стоимость одного современного легкого боевого самолета не превысит 22 млн. долларов (включая стоимость разработки) и будет выпущено 220 самолетов (только для ВВС Индии). По прогнозам индийских экспертов, в ближайшем будущем объем производства может составить 400 самолетов, что позволит экспортировать их в страны "третьего мира". В этом случае стоимость серийного образца истребителя может уменьшиться до 15 - 17 млн. долларов. Как считает генеральный директор ADA, самолет LCA с точки зрения эффективности будет сравним с перспективным европейским истребителем EF-2000 и шведским JAS-39 "Грипен".
Конструктивно LCA представляет собой одноместный самолет с дельтовидным крылом и одним двигателем, способный выполнять функции как штурмовика, так и истребителя. Его длина 13,2 м, высота 4,4 м размах крыла 8,2 м, максимальная взлетная масса 8500 кг. По габаритам он примерно в 1,5 раза меньше EF-2000, что, по мнению представителей фирмы ADA, в сочетании с широким применением специальных радиопоглощающих материалов позволяет существенно снизить радиолокационную заметность. Этот истребитель будет нести максимальную боевую нагрузку более 4000 кг, иметь назначенный ресурс 3000 летных часов и эксплуатироваться с аэродромов, имеющих слабое техническое оснащение и расположенных на большой высоте относительно уровня моря.
По данным зарубежной прессы, самолет LCA имеет следующие характеристики: эксплуатационная надежность составляет 95% в течение 1 ч полета;10 ч наземного технического обслуживания приходится на 1 ч налета; подготовка к повторному вылету, включая смену варианта вооружения и дозаправку топливом, не превышает 15 мин; техническое обслуживание не требует сложного специального оборудования; в проект заложена возможность модернизации на этапе эксплуатации и достижения сверхзвуковых скоростей на всех высотах; конструкция систем вооруженияпредполагает внесение технологических усовершенствований, которые появятся до 2000 года. На истребителе установлена 23-мм встроенная пушка ГШ-23 (боекомплект 220 выстрелов). На семи внешних узлах подвески в различных сочетаниях могут размещаться управляемые ракеты классов "воздух - воздух", "воздух - земля", "воздух - корабль", а также авиационные бомбы, подвесные топливные баки и контейнеры со специальным оборудованием. Индийские специалисты отмечают большое многообразие вооружения самолета, которое отвечает современным требованиям.
Американские эксперты, ознакомившиеся с характеристиками LCA, расценивают его как следующее поколение самолетов типа F-5, которые еще находятся на вооружении ВВС многих стран. Они отмечают, что проектные тактико-технические характеристики достаточно высоки при небольших размерах и относительно низкой стоимости, что обеспечит этому самолету высокий спрос. Однако, по их мнению, истребитель имеет сравнительно небольшой назначенный ресурс, что позволит эксплуатировать его в течение 14 - 16 лет, тогда как у перспективных западных истребителей аналогичный показатель значительно выше. Руководители ADA объясняют это тем, что сроки эксплуатации LCA рассчитывались исходя из критических климатических условий, а при эксплуатации в странах с более благоприятным климатом ресурс может быть увеличен.
При разработке проекта индийские специалисты стремились к созданию наиболее простой конструкции. Например, они отказались от аэродинамической схемы "утка", дающей некоторый выигрыш в маневренности, так как это привело бы к увеличению длины фюзеляжа (на 76 см), массы и радиолокационной заметности самолета. Однако им удалось и при наиболее простой схеме "бесхвостка" добиться высоких пилотажных характеристик благодаря установке сложных пилотажно-навигационного комплекса и системы управления полетом. Предполагается, что широкое применение цифровой вычислительной техники обеспечит автоматический режим полета на малых высотах. Для первого опытного образца LCA эта аппаратура была изготовлена американской корпорацией "Локхид - Мартин", а программное обеспечение разрабатывалось специалистами ADA.
В настоящее время проходит этап согласования программного обеспечения и аппаратуры. Работы по отладке проводятся в США методом моделирования на специальном самолете NT-33, а дополнительную проверку предполагается осуществить на истребителе F-16. Эти работы планировалось завершить к июню 1996 года. В дальнейшем оборудование пилотажно-навигационного комплекса намечается выпускать на предприятиях индийской фирмы "Бхарат электронике лимитед" (BEL), расположенной в г. Бенгалуру. Производство многофункциональной РЛС предполагается наладить также с помощью индийской компании ELRDE. Для отображения полетной и тактической информации используются два матричных цветных дисплея на жидких кристаллах MFD-55 (рис. 2), разработанных французской фирмой "Секстант авионик". Они обладают достаточно высокой разрешающей способностью для отображения большого количества необходимых в полете специальных знаков и символов. Аналогичные дисплеи этой фирмы установлены на французских самолетах "Мираж-2000-5" и "Рафаль", а также на франко-германском вертолете "Тайгер".При создании самолета LCA применены импортные композиционные материалы (примерно 30% массы конструкции планера), что обеспечило снижение массы и возможность выдерживать перегрузки от +8 до -3. Для выпуска таких материалов национальными химическими компаниями выполняется десятилетняя программа, до завершения которой они будут ввозиться из-за рубежа.
Два первых опытных образца LCA оборудуются турбореактивными двухконтурными двигателями F404-F2J3 американской фирмы "Дженерал электрик" (один на каждом образце). В дальнейшем самолеты будут комплектоваться двигателем GTX-35VS "Кавери", разработанным индийской фирмой "Гас турбин рисёрч истэблишмент" (GTRE). По конструкции он аналогичен американскому, но в большей степени приспособлен к местным климатическим условиям с характерными для них повышенной влажностью (около 100%) и колебаниями температур (от +50 до -30° С). Этот двигатель должен также соответствовать требованиям по эксплуатации на высокогорных аэродромах. Однако у него отношение тяги к массе будет 7,8, тогда как у современных силовых установок такой показатель составляет 8-8,5. Как ожидается, индийский двигатель будет развивать тягу 8000 кгс, что обеспечит максимальную скорость полета М = 1,6.
К летным испытаниям самолета предполагалось приступить в июне 1996 года. К этому времени индийские специалисты рассчитывают завершить сопряжение различных электронных, механических, гидравлических и электрических систем. Для проведения полномасштабных испытаний намечается выпустить семь опытных образцов. Общий объем финансирования программы разработки легкого боевого самолета LCA составит 730 млн. долларов. Первые истребители планируется принять на вооружение после 2003 года.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI