"Зарубежное военное обозрение" 01'1996

ОПЕРАТИВНАЯ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ОВС НАТО

Подполковник Я.ГОЛУБОВ

Военно-политическое руководство Североатлантического союза рассматривает оперативную и боевую подготовку в качестве важнейшего инструмента поддержания высокого уровня боевой готовности вооруженных сил блока. В процессе ее проведения углубляются теоретические знания, вырабатываются единые подходы и совершенствуются практические навыки генералов (адмиралов) и офицеров по организации боевых действий и управлению войсками (силами), осуществляется взаимодействие коалиционных и национальных штабов и командований, проверяется реалистичность планов стратегического и оперативного развертывания ОВС НАТО, оцениваются боеготовность и боеспособность соединений и частей (кораблей), а также исследуются формы и способы оперативного применения видов вооруженных сил при ведении войны в Европе и на Атлантике,
Ведущая роль в организации оперативной и боевой подготовки принадлежит военному комитету НАТО. Практически весь процесс обучения штабов и войск (сил) строится на основе его директив и указаний. В целях последовательной отработки учебно-боевых задач и своевременной подготовки сил и средств к учениям применяется перспективное планирование мероприятий на три-четыре года вперед: на первый - детальное, на второй - предварительное, на третий-четвертый - ориентировочное.
Оперативная подготовка коалиционных и национальных командований и штабов оперативно-стратегического звена организуется преимущественно по планам НАТО> а офицерского состава и штабов (до полевой армии включительно) - по национальным планам под непосредственным контролем объединенных командований блока. Условно ее можно разделить на три составные части: подготовка генералов (адмиралов) и офицеров в военных учебных заведениях, подготовка генералов (адмиралов) и офицеров в штабах, подготовка штабов.
Первая осуществляется в военных учебных заведениях, главным образом по национальным планам государств-участников. Широкая сеть академий, военных колледжей и институтов в основных странах НАТО предназначена для подготовки офицеров по командно-штабным специальностям для всех видов вооруженных сил и родов войск (служб). При генеральных штабах (министерствах обороны) ряда стран имеются высшие военные учебные заведения для генералов (адмиралов) и офицеров руководящего состава.
Квалифицированные кадры для руководящих органов и штабов ОВС блока обучаются в созданных на коалиционной основе военных учебных заведениях и научно-исследовательских центрах, имеющих международный статус и финансируемых из бюджета НАТО. Общее руководство и контроль за подготовкой слушателей, а также организацией научной работы возлагаются на высшие органы и командования блока.
Ведущим военным учебным заведением Североатлантического союза является военный колледж НАТО в г. Рим, который находится в непосредственном подчинении военного комитета блока. Здесь готовятся старший офицерский состав, а также ответственные сотрудники для высших военно-политических органов альянса и штабов объединенных и национальных вооруженных сил. Ежегодно колледж выпускает около 120 человек. Продолжительность обучения 23 недели. Преподавание ведется на английском и французском языках. На каждый курс из стран-участниц направляется до 60 слушателей? из которых 75 проц. - офицеры в звании подполковник и полковник, остальные - гражданские служащие министерств иностранных дел, экономики, финансов и путей сообщения, по роду служебной деятельности связанные с органами и учреждениями блока.
Учебная программа колледжа имеет военную, политическую, экономическую, техническую, географическую, социологическую и психологическую тематику. Основная задача заключается в расширении круга знаний слушателей и подготовке их к аналитической работе в военно-политической области. В типовой курс входят следующие предметы: основы международных отношений, положения и статьи Североатлантического договора; стратегия НАТО; военный и экономический потенциалы стран - участниц блока; общие проблемы НАТО и взаимоотношения альянса со странами Центральной и Восточной Европы и Россией, включая вопросы контроля над вооружениями.
Подготовка генералов (адмиралов) и офицеров в штабах осуществляется в форме командирских занятий, сборов, конференций и совещаний. Особое значение имеют ежегодные конференции руководящего состава ОВС НАТО: на Европейском театре войны - типа <Шейпекс>, на Северо-Западном Европейском ТВД - <Вайкинг шилд>, на Южно-Европейском - . Как правило, такие конференции проводятся в течение двух-трех дней. Главное внимание на них, по сообщению зарубежных средств массовой информации, уделяется выработке единых подходов к оценке развития военно-политической обстановки на Европейском континенте и рассмотрению проблем, связанных со строительством объединенных и национальных вооруженных сил. В целях совершенствования навыков и углубления специальных знаний генералов (адмиралов) и офицеров по планам командований и штабов организуются конференции и сборы руководящего состава видов вооруженных сил, родов войск и служб.
Важное значение в системе оперативной подготовки придается обучению и взаимодействию штабов и других органов управления ОВС НАТО. Основными формами являются учения, тренировки, военные игры и проверки боевой готовности. Для обучения руководящего состава Североатлантического союза и главных командований на ТВД ежегодно проводятся стратегические командно-штабные учения (КШУ) ОВС блока как на Европейском и Атлантическом театрах войны, так и на отдельных ТВД. Практическое обучение командного состава управлению войсками (силами) осуществляется в ходе специальных тренировок, на которых, как правило, отрабатываются вопросы повышения боевой готовности органов управления и организации взаимодействия при ведении оборонительных и наступательных действий.
Боевая подготовка войск (сил) организуется и проводится в форме командно-штабных, тактических и специальных учений в основном по национальным планам с обязательным учетом требований командований ОВС Коалиционные органы самостоятельно организуют боевую подготовку только тех соединений и частей (кораблей), которые уже в мирное время переданы в их подчинение. Им предоставлено также право контролировать и давать оценку состояния боевой готовности штабов, соединений и частей (кораблей), предназначенных к передаче в подчинение объединенных командований в военное время. В будущем все учения оперативно-тактического уровня предполагается проводить по планам коалиционных командований. Это обусловлено прежде всего тем, что все армейские корпуса в Европе будут иметь многонациональный состав.
Согласно публикации журнала <Труппенпраксис>, с армейскими корпусами и дивизиями, входящими в состав главных оборонительных сил и <сил быстрого развертывания> НАТО> предусматривается ежегодно проводить по два командно-штабных учения с частичным привлечением войск для отработки действий в соответствии с оперативным предназначением, одно КШУ или тактико-специальное учение с бригадами и батальонами, а также одно войсковое.
Как правило, учения проходят в тех районах, где предполагается применять конкретные формирования, или там, где имеются сходные физико-географические условия. Кроме того, некоторые части и подразделения в рамках специальных курсов обучаются действиям в специфических условиях. Так, боевая подготовка частей морской пехоты ВМС США и Великобритании, предназначенных для использования на севере Европы, проводится в зимний период на полигонах в Центральной и Северной Норвегии. Продолжительность учений составляет: корпусного звена - до двух недель, дивизионного - до 10 сут, бригадного - 6 - 8 сут. Они проводятся, как правило, двусторонним методом, что позволяет в полном объеме отрабатывать вопросы оборонительной и наступательной тематики.
Характерным в организации боевой полготовки ОВС НАТО является сокращение количества учений и соответственно численности привлекаемого к ним личного состава. Так, в 1979 году было проведено 98 учений, в 1980-м - 78, в 1981 - 1982-м - по 80, в 1984-м - 61, в 1987-м - 54, в 1988 - 1989-м - по 34 (все с привлечением более 2 тыс. человек). Этому, в частности, способствует совершенствование методики обучения и внедрение автоматизированных систем моделирования боевой обстановки.
В основу планирования боевой подготовки положен принцип обучения <от простого к сложному>. В соответствии с ним цикл боевой подготовки личного состава включает четыре этапа: начальная (базовая); по специальности; в составе экипажа (расчета), отделения, взвода; в составе роты (батальона). Продолжительность этапов определяется спецификой комплектования вооруженных сил стран-участниц. При этом большая часть учебного времени отводится на обучение личного состава по специальности.
Начальная (базовая) подготовка и обучение по специальности проводятся в учебных частях, подразделениях и специальных учебных центрах видов вооруженных сил (родов войск). Дальнейшее совершенствование выучки военнослужащих и слаживание подразделений осуществляется в регулярных частях, а повышение квалификации специалистов - на соответствующих курсах и сборах.
Цикл боевой подготовки личного состава завершается к концу года проведением батальонных (бригадных) учений Характерным при этом является привлечение подразделений и частей других видов вооруженных сил и родов войск: тактической и армейской авиации, артиллерийских, инженерных и медико-санитарных подразделений, а на приморских направлениях - кораблей ВМС.
В последние годы значительное место в подготовке штабов тактического звена и отдельных частей и подразделений отводится обучению их действиям в миротворческих операциях. С этой целью специалисты стран - участниц блока разработали программы, которые предусматривают отработку в течение четырех - шести недель вопросов, характерных для миротворческой деятельности (наблюдение за выполнением условий перемирия, порядок действий на контрольно-пропускных пунктах, патрулирование в демилитаризованных и буферных зонах, разъединение противоборствующих сторон и т. д.).
Все мероприятия оперативной и боевой подготовки в НАТО проводятся в определенной последовательности. Годовой цикл учебно-боевой деятельности ОВС блока предполагает последовательное увеличение масштабности решаемых задач. В связи с этим интенсивность учебного процесса и характер отрабатываемых в течение года вопросов не одинаковы. Они зависят от тех целей и задач, которые определяются командованием НАТО в качестве приоритетных на данном этапе.
Учебный год условно можно разделить на три периода: зимний, весенне-летний и осенний.
Для зимнего периода обучения характерно проведение совещаний, конференций руководящего состава и командно-штабных учений. Основное внимание уделяется оценке изменений военно-политической обстановки, уточнению планов приведения вооруженных сил в повышенные степени боевой готовности и их оперативного применения, организации надежного управления войсками (силами) как на этапе подготовки, так и в ходе войны.
Весенне-летний период отличает высокая интенсивность мероприятий, проводимых в основном по национальным планам с целю совершенствования индивидуального обучения личного состава и боевого слаживания подразделений и частей.
Осенний период характеризуется проведением ряда крупномасштабных командно-штабных и войсковых учений с реальным привлечением значительных контингенте в войск, авиации и сил флотов стран блока. Главные усилия сосредоточиваются на всесторонней оценке степени обученности штабов и войск (сил), а также на совершенствовании форм и способов их применения в различных по характеру военных действиях.
Завершается учебный год в декабре, когда проходят конференции и совещания по подведению итогов учебно-боевой деятельности и уточнению планов и сроков проведения основных мероприятий оперативной и боевой подготовки на очередной год.
В связи с сокращением расходов на содержание вооруженных сил, в том числе на оперативную и боевую подготовку, командования ОВС НАТО и вооруженных сил стран-участниц осуществляют активный поиск и внедрение в практику учебной деятельности наиболее экономичных и эффективных форм и методов обучения штабов и войск (сил). По мнению военных специалистов, перспективным направлением является массовое использование в учебном процессе достижений в области информатики и вычислительной техники.
Применение автоматизированных систем моделирования боевой обстановки привело к возникновению новой формы обучения штабов - компьютерным КШУ* Военные эксперты считают, что по сравнению с традиционными КШУ они имеют ряд существенных преимуществ. В частности, они обеспечивают повышение уровня выучки командного состава при уменьшении количества участвующих войск, значительно сокращают количество крупномасштабных войсковых учений, дают возможность оперативно корректировать планы их проведения в соответствии с изменениями военно-политической обстановки в Европе и мире, снижают ущерб, причиняемый окружающей среде,
В целом применение автоматизированных систем значительно расширяет возможности по отработке вопросов организации и ведения боевых действий и способов применения войск (сил) в операциях с учетом поступления перспективных систем оружия и изменений в организационно-штатной структуре. Кроме того, возможности компьютерного моделирования позволяют создавать на КШУ такие ситуации и варианты действий, которые по политическим, экономическим или иным причинам не могут быть реально отработаны в ходе войсковых учений.
Важную роль в повышении интенсивности боевой подготовки военные эксперты НАТО и национальных вооруженных сил отводят применению в учебном процессе технических средств обучения, в первую очередь различных тренажеров и имитаторов, что позволяет без снижения качества подготовки специалистов экономить значительные финансовые и материальные средства. Они используются как в ходе индивидуальной подготовки, так и для обучения в составе отделения (экипажа, расчета) и подразделения (роты, батальона),
В целом система оперативной и боевой подготовки, годовой комплекс учебных мероприятий и последовательность их проведения позволяют командованию НАТО отработать в полном объеме вопросы подготовки и ведения объединенными вооруженными силами различных по характеру военных действий.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz