"Зарубежное военное обозрение" 01'1996

СРЕДСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ВООРУЖЕНИЯ АРМИИ КИТАЯ

С.ЖУКОВ

В первой части статьи были рассмотрены средства минирования, состоящие на вооружении китайской армии.
Средства разминирования. Имеющиеся в инженерных частях и подразделениях образцы позволяют обнаруживать минно-взрывные заграждения противника и проделывать в них проходы. Основными средствами обнаружения мин являются миноискатели различных типов и минные щупы. Для проделывания проходов в обнаруженных заграждениях применяются в основном удлиненные заряды, реактивные системы разминирования (в том числе использующие боеприпасы объемного взрыва) и различные тралы.
Миноискатель типа 120 - портативный прибор высокой чувствительности, рассчитанный на поиск мин с малой массой металлических компонентов. Не реагирует на помехи, вызываемые влиянием грунта, содержащего магнитные включения, оснащен поисковым элементом в форме круглого контура и электронным блоком, крепящимся на телескопической штанге. Головные телефоны вмонтированы в специальный шлем. Источник питания - батарея R6, обеспечивающая непрерывную работу в течение 30 ч. Характеристики миноискателя приведены в табл. 1.
Миноискатель типа 85-S - прибор специального назначения, способный фиксировать малые массы металла. Характеризуется высокой чувствительностью, небольшими размерами и массой, а также надежной защищенностью от воздействия помех различного типа.

Миноискатель типа 82-G (рис. 1) предназначен для обнаружения металлических и неметаллических мин, а также уложенных в грунт зарядов ВВ. У этого прибора имеются поисковый элемент квадратной формы и электронный блок, который крепится в верхней части телескопической штанги. Головные телефоны размещены в специальном шлеме. Источником питания служит батарея Кб.
Все указанные миноискатели разработаны Шанхайским исследовательским институтом микроволновой техники.
Миноискатель типа 82 относится к категории портативных и используется для обнаружения неметаллических мин, однако в его комплекте, кроме основного, имеется вспомогательный прибор для поиска металлических мин. По сообщениям прессы, оба они находятся в единой герметичной и виброустойчивой укупорке и сохраняют работоспособность после суточного пребывания в воде. Поисковый элемент крепится на алюминиевой телескопической штанге с резиновыми амортизаторами. Все компоненты миноискателя рассчитаны на эксплуатацию в диапазоне температур от - 40 до + 50 °С. Источник питания - ртутно-цинковая батарея (12 В) и батареи R20 и R14 {1,5 В). В прессе отмечалось, что миноискатель весьма прост в эксплуатации, обучение работе с ним занимает всего 1 ч.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МННОНСКАТЕЛЕЙ
ХарактеристикиТип
12085-S82-G82
Масса, кг3,7233,5 и 1,5
Pазмеры, см: поискового элементa
штанги (min - max)
22
70-152
22х5,4
.
22,5х22,5
70-152
.
.
Глубина обнаружения мин, cm14810-
Допустимая для работы температура, °СOт -40 до +55От -40 до +55От -40 до +55От -40 до +50

Заряды разминирования, предназначенные для проделывания проходов в минных и проволочных заграждениях, состоят из металлических трубчатых звеньев, снаряженных ВВ и соединяемых между собой. Их количество определяется глубиной заграждения и возможностями для подачи на него собранного заряда. На первом звене крепится оголовок, а в хвостовом - терочный взрыватель с замедлением срабатывания. Имеются четыре варианта звеньев, незначительно различающиеся между собой: типов 1, 2, 3 {в стальном корпусе) и легкое (в алюминиевом) Первые два и легкое имеют длину около 1 м, а звено типа 3 - 1,2 м. Их диаметр составляет соответственно 3,3; 4,6; 3,6 и 5,4 см.
В ряде случаев отдельные звенья могут использоваться в качестве импровизированных противопехотных осколочных мин со штатным или самодельным механическим взрывателем натяжного действия. Обычно звено вертикально крепится на местных предметах (столбах, кольях проволочного заграждения, деревьях, кустарнике).

Удлиненный заряд типа 84 - легкое портативное средство для проделывания проходов-троп в минных полях. Он выполнен в виде тонкого тканевого шланга, снаряженного ВВ. Для его подачи на заграждение используется пороховая ракета. Заряд содержится и транспортируется в стальном контейнере, В процессе применения контейнер опирают на откинутую крышку, а впереди на простейшей пусковой установке размещают пороховую ракету, соединяемую с головной частью заряда буксирным тросиком. Срабатывание заряда происходит после падения на землю- от взрывателя, размещенного в его хвостовой части, и в заграждении проделывается проход глубиной около 20 м и шириной 1 м.
Китайская армия располагает также более мощными удлиненными зарядами для проделывания проходов в минных полях глубиной до 100 м. Конструктивно они аналогичны приведенному выше - тканевый шланг, снаряженный ВВ, подается на минное поле мощной пороховой ракетой {рис. 2),
253-мм реактивные системы разминирования предназначаются для проделывания проходов в противопехотных минных полях. Имеются два варианта, различающихся количеством стволов и базой. Для обоих предусмотрено использование снарядов двух типов 81 и 81-2.

10-ствольная установка (рис. 3), смонтированная на автомобильном шасси (6x6), предназнэче-на для проделывания проходов в глубине обороны противника. Она имеет пакет трубчатых направляющих па поворотной платформе, перед которой размещаются снаряды второго залпа. Они различаются дальностью стрельбы, а также наличием у типа 81-2 пьезоэлектрического взрывателя с жестким штоком в головной части. Сообщалось, что снаряды эффективны против живой силы и фортификационных сооружений.
24-ствольная установка смонтирована на шасси легкого танка типа 62 и предназначена для обеспечения действий пехоты. Снаряды типа 81 используются в горной местности и джунглях. Направляющие системы выполнены в форме призматического блока, находящегося на поворотной платформе. Машина оснащена лазерным дальномером, необходимым для точного определения удаленности минного поля. Взрывом одной НУР типа 81-2 можно уничтожить находящиеся на поверхности и полузаглуйленные про-тивопехотные мины в круге диаметром 35 м. Полным залпом расчищается площадь 10 тыс. м2.
10-ствольный вариант состоит на вооружении китайской армии, а 24-стволь-иый отработан, испытан и предлагается для продажи другим странам.
Восьмиствольная 305-мм реактивная система разминирования, выполненная на шасси трехосного автомобиля СА-30, используется для установки противотанковых минных полей и проделывания проходов в противопехотных минных зафаждениях, для чего служат боеприпасы объемного взрыва. Характер действия боеприпасов этого типа позволяет применять их также для поражения открытой живой силы. НУР системы разминирования имеет кольцевой стабилизатор, боевая часть снаряжена жидким топливом, которое у поверхности земли при разрыве боевой части распыляется и, смешиваясь с воздухом, образует взрывчатую аэрозоль, инициируемую в заданное время с помощью детонаторов. Образовавшейся при взрыве ударной волной приводятся в действие {или разрушаются) противопехотные мины, уничтожается растительность, поражается неукрытый личный состав.
Общая масса НУР составляет 156 кг, длина - 2930 мм, максимальная скорость полета - 185 м/с. При взрыве противопехотные мины уничтожаются в радиусе 24 м, а живой силе наносится смертельное или тяжелое поражение в радиусе от 12 до 30 м,
425-мм реактивная система разминирования типа 762 - тяжелое средство для проделывания проходов в минных заграждениях для боевых машин. Выполнена на шасси 152-мм самоходной гаубицы, имеет две крупногабаритные НУР на индивидуальных направляющих. Масса боевой части составляет 600 кг, твердотопливного двигателя - 150 кг. В иностранной военной прессе сообщалось, что боевая часть НУР, по-видимому, содержит цепочку из боеприпасов объемного взрыва, которые при срабатывании способны создать давление, достаточное для уничтожения (нейтрализации) мин. Одним снарядом проделывается проход в противотанковом минном поле глубиной до 130 м и шириной 12 - 22 м. Машина вооружена 7,62-мм пулеметом, который крепится на специальной треноге для ведения стрельбы по воздушным целям, и оборудована внутри переговорным устройством типа 803, радиостанцией типа 889, панорамным прицелом, оптическим дальномером и ИК прибором механика-водителя. В корпусе имеются амбразуры для личного оружия.
Основные характеристики реактивных систем разминирования приведены в табл, 2.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕАКТИВНЫХ СИСТЕМ РАЗМИНИРОВАНИЯ
Характеристики253-мм305-мм425-мм типа 762
БазаАвтомобильТанк типа 62Автомобипь СА-ЭОШасси CAУ
Количество направляющих10482
Масса, кг: общая
HУP
6200
75
.
75
.
156
.
760
Размеры, м:общие
HУP
.
.
.
.
.
2,93
7,2х3,2х3,2
4,7
Углы наведения, град: по горизонтали
по вертикали
90 (влево) 75 (вправо)
0-45
360
0-45
95 (влево) 75 (вправо)
4-50
От +90 до -90
5-45
Дальность стрельбы, м1400 и 20001400 и 20002700900-1000
Размеры проделываемого залпом прохода, м60х10100х10048130х12 (22)
Скорость хода, КМ/Ч: по дорогам
вне дорог
35
20
.
.
65
26
40
30
Запас хода, км...450
Pacчет, человек..64

Переправочные средства представлены образцами собственной разработки и советскими, поставленными в 50-х годах. Китайские специалисты стремятся к упрощению конструкции мостового имущества, что сокращает время его развертывания, В войсках имеется небольшое количество табельных переправочных средств, о чем свидетельствует опыт войсковых учений с преодолением водных преград на подручных средствах.
Танковый мостоукладчик типа 84 предназначается для переправы боевых машин через преграды шириной до 16 м. Он выполнен на шасси танка типа 69, имеет двухсекционую выдвижную колейную мостовую конструкцию, впереди монтируется бульдозерное оборудование для расчистки подходов к преграде, проходов в завалах и невзрывных заграждениях, окопов для боевой техники и самоокапывания. Система управления механизмом моста и бульдозерным оборудованием гидравлическая. На мостоукладчике есть 7,62-мм пулемет, радиостанция типа 899 и внутрипереговорное устройство типа 803.
При наведении моста его верхняя половина приподнимается, а нижняя выдвигается вперед, затем происходит их смыкание и подача на преграду. Для разгрузки ходовой части мостоукладчика передняя часть шасси опирается на отвал бульдозерного оборудования.
Общая масса мостоукладчика 38,5 т, размер 9,9 х 3,3 х 3 м, масса мостовой конструкции 8 т, максимальная длина 18 м, ширина 3,2 м, ширина колейного блока 0,6 м, грузоподъемность 40 т. Для переправы колесных машин в межколейное пространство уложенного моста может помещаться вспомогательное мостовое звено массой 8 т и грузоподъемностью 8 т. Максимальная скорость по дорогам 50 км/ч, запас хода 365 км.
Тяжелый механизированный мост типа 84А используется для переправы через водные преграды и суходолы гусеничной боевой техники массой до 50 т и колесных машин с нагрузкой на ось до 13 т. В комплекте пять четырехосных автомобилей (8 х 8), на каждом из которых размещены колейное мостовое звено длиной 10,5 м и шарнирно укрепленная на нем промежуточная опора репишруемой высоты. Конструктивно мост аналогичен советскому образцу ТММ. При наведении моста первая машина подходит к берегу задним ходом, развертывает сложенную мостовую конструкцию с опорой и опускает последнюю на дно преграды, после чего отцепляет мостовое звено от машины и отходит в сторону. Следующие машины действуют аналогичным образом, находясь на уложенном первом звене, а последняя опоры не имеет.
Общая масса машины с мостовым звеном 20 т> ширина проезжей части 3,8 м, максимальная ширина перекрываемой преграды 50 м, высота наводимого моста от 2,2 до 3,8 м.

Понтонный парк типа 79 (рис. 4) скопирован с советского образца ПМП. Имущество парка составляют складные звенья, сбрасываемые с транспортеров непосредственно в воду, где они автоматически развертываются. С помощью буксирно-моторных катеров из отдельных звеньев собираются перевозные наплавные паромы. Одного комплекта достаточно для наводки 50-т наплавного моста (длиной 312 м и шириной проезжей части 6,5 м) или 20~т моста (527 и 3,2 м). Оба они рассчитаны на эксплуатацию при скорости течения до 2,5 м/с. Инженерная рота {80 человек) 50-т мост может собрать за 30 мин, а 20-т - за 50 мин. Сообщалось, что для наводки более короткого моста грузоподъемностью 110 т требуется всего 15 мин.
В инженерных частях имеется устаревший понтонный парк типа ТПП, поставленный из СССР в первые послевоенные годы. Он применяется для переправы тяжелой боевой техники в тыловых районах.
Инженерные машины. На вооружении китайской армии состоят в основном образцы, выпускаемые собственной промышленностью. Это гусеничные и колесные бульдозеры и экскаваторы, авто грейдеры, автомобильные краны и погрузчики (ковшовые и вилочные), буровые станки, а также специально разработанные и выпущенные в ограниченном количестве средства, в частности гусеничный бульдозер и котлованная машина.
Гусеничный бульдозер типа 82 предназначен для рытья окопов для танков и других боевых и специальных машин, расчистки завалов, устройства проходов в невзрывных заграждениях, оборудования подходов к преградам в местах переправ. Он выполнен на базе артиллерийского тягача, бульдозерное оборудование имеет мощные толкающие балки, шарнир но укрепленные на боргах корпуса. Система управления оборудованием гидравлическая. Отвал состоит из двух шарнирно соединенных половин, которые при работе могут фиксироваться в прямом или V-образном положении. Общая масса бульдозера 20,6 т, размер 7 х 4,3 х 3 мт длина отвала 4,3 м, высота 1,1 м. Максимальная скорость движения по дорогам 47 км/ч, производительность разработки грунта до 260 м3/ч*

Котлованная машина (рис. 5) используется для скоростного рытья окопов для боевых машин, укрытий для личного состава и противотанковых рвов. Она выполнена на шасси гусеничного артиллерийского тягача. Сзади размещен рабочий орган - ротор, плоскость вращения которого перпендикулярна продольной оси машины. Спереди навешено бульдозерное оборудование и находится кабина для экипажа из трех человек. Машина имеет химическую, биологическую и радиационную защиту, оснащена кондиционером и И К аппаратурой для движения и работы в темное время суток.
В рабочем положении ротор опускается и, вращаясь, срезает слой грунта толщиной до 45 см. Конструкция рабочего органа позволяет отрывать котлованы (рвы) глубиной до 4 м и шириной 4,5 м по верху и 3,5 м по дну. В зависимости от плотности фунта часовая производительность может достигать 150 - 300 м2. Общая масса машины составляет 30 т, наличие двигателя мощностью 520 л. с. обеспечивает скорость на дорогах до 52 км/ч.

HTTP://ATTEND.TO/COMMI
Hosted by uCoz