В перспективе буи типа AN/BRC-6 могут быть заменены или дополнены радиобуями OUTPOST, разработанными этой же компанией. Важнейшее их отличие заключается в том, что для передачи сигнала на поплавок от связанной с подводной лодкой части буя и обратно будет использоваться не провод, а волоконно-оптический кабель длиной 2 км. В этом случае продолжительность сеанса связи может быть значительно увеличена. Кроме того, радиобуи OUTPOST обеспечивают двустороннюю радиосвязь со значительной задержкой после всплытия поплавка с антенной.
Рис.2. Схема связи с подводными лодками XSTAT: 1 - выпуск буя с подводной лодки; 2 - разделение буя; 3 - раскрытие антенны над водной поверхностью; 4 - принимающий (передающий) самолет (дальность связи до 100 миль); 5 - разматывающийся провод; 6 - передающая (принимающая) подводная лодка
В состав корабельных средств связи входит станция звукоподводной связи AN/WQC-2A (по традиции еще со времен второй мировой войны аппаратуру такого назначения в ВМС США называют "Гертруда"). Она позволяет осуществлять скрытую связь путем генерирования и излучения закодированных широкополосных шумоподобных сигналов. Возможна также и открытая связь (телефонная или телеграфная). В основном режиме AN/WQC-2A работает в двух частотных поддиапазонах (1,45 - 3,1 и 8,3 - 11,1 кГц), а во вспомогательном - в одном (0.1 - 13 кГц). В низкочастотном поддиапазоне выходная мощность станции составляет 600 Вт. в высокочастотном - 450 Вт (в обоих случаях она дана но центру полосы).
Наличие на борту ПЛА станции AN/WQC-2A позволяет устанавливать связь летательных аппаратов с подводной лодкой в погруженном состоянии. Для этой цели используются авиационные связные радиогидроакустические буи AN/SSQ-71 и -86, а также сбрасываемые системы SUS (Sound Underwater Signal).
Радиобуи AN/SSQ-71 и -86 представляют собой активно-пассивные радио-трансляторы, выполненные в корпусе РГБ размера А (длина 914,4 мм, калибр 123,8 мм)****. После сбрасывания буев AN/SSQ-71, или АТАС (Air-Submarine Two-way Acoustic-Communication Buoy - для двусторонней акустической связи между летательным аппаратом и подводной лодкой) с самолета развертывания гидрофонной части данные с борта самолета передаются на них по радиоканалу на одной из трех заранее выбираемых частот в диапазоне 163,75 - 166,75 МГц.
Аппаратура буя преобразует поступающий радиосигнал, а затем ретранслирует посредством гидрофонной решетки на борт подводной лодки, которая принимает его с помощью станции AN/WQC-2A. Имеется возможность и обратной связи, когда сигналы от станции принимаются гидрофонами буя и ретранслируются на самолет.
Буй типа AN/SSQ-86 действует по тому же принципу, что и AN/SSQ-71, но обеспечивает связь подводной лодки не только с летательными аппаратами, но и с надводными кораблями. Помимо этого, радиообмен между буем AN/SSQ-86 и самолетом (кораблем) происходит на одной из 99 фиксированных радиочастот.
Масса обоих буев составляет 11,35 кг.
Для передачи на борт подводной лодки условных сигналов, таких, как приказание всплыть для визуального опознания, предупреждение об опасности всплытия, требование установить радиосвязь и т. д.. может быть использована упомянутая выше система SUS. В настоящее время передатчиком в этой системе служит прибор Mk84 мод.1 (рис. 3) вместо использовавшегося ранее Мk64 (длина 381 мм, калибр 76,2 мм, масса 2,95 кг). Он может быть сброшен с борта летательного аппарата на высоте от 30 до 3000 м при скорости полета 56-700 км/ ч.
Достигнув воды, прибор погружается со скоростью 4,4 м/с, стабилизируясь в пространстве благодаря вращению, совершаемому за счет хвостовых стабилизаторов, установленных под некоторым утлом к продольной оси. При этом он излучает на двух частотах (2,95 и 3,5 кГц) интенсивный акустический сигнал (уровень звука 160 дБ), который состоит из импульсов длительностью 0,5 или 1,5 с на каждой из частот, формируя таким образом четыре возможные комбинации. Пятым сигналом, который передает прибор Mk84, может быть непрерывное излучение на частоте 3,5 кГц. Общая длительность передачи любого из них составляет от 45 до 128 с. Режим передачи устанавливается перед сбросом прибора за счет выбора одного из пяти положений переключателя, расположенного на боковой поверхности прибора.
Рис. 3. Прибор Mk84 системы звукопроводной связи SUS
Специалисты ВМС США неуклонно продолжают совершенствовать средства связи подводных лодок. Помимо упомянутой выше программы LEMF, предусматривающей совершенствование системы Link-11, в стадии научно-исследовательских разработок находится сегодня программа STCS (Submarine Tactical Communications System - тактическая система связи для подводных лодок). В ее рамках создается автоматизированный центр связи ПЛ, совместимый как с флотскими, так и с объединенными стандартными сетями связи. Важной его чертой будет возможность автоматизированного доступа в информационную сеть ВМС США "Коперник". Система создается с учетом .задачи повышения надежности и достоверности связи в рамках разнородных соединений. Принятие ее на вооружение ожидается в конце 90-х годов.
Повышение эффективности использования подводными лодками каналов спутниковой связи осуществляется в рамках программы МINI-DAМA (Miniature Demand Assigned Multiple Access - миниатюрный мультиплексор каналов с назначением частоты по запросу). Она должна уровнять возможности подводных лодок и надводных кораблей, оснащенных крупногабаритными мультиплексорами TD-1271 DAMA, по использованию спутниковой связи. Начало производства первых серийных образцов мультиплексоров типа МINI-DAМA запланировано на 1996 финансовый год.
* Мфлопс (мегафлопс) - 1048576 операции над числами с плавающей десятичной запятой в секунду.
** Пиксель - простейший неделимый элемент изображения.
*** Бод - единица измерения скорости передачи цифровой информации (1 бод ~ 1 бит/с).
**** Подробнее о размерах радиогидроакустических буев см.: Зарубежное военное обозрение. - 1993 №8. - С. 57 - Ред.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI